Статьи

Система социального рейтинга в Китае

В ходе индустриального развития Китая руководство страны вынуждено было решать множество проблем. В частности, проблемы, вызванные массовой миграцией населения из деревни в город, недобросовестности компаний, низкой культуры и квалификации работников, коррупции в госучреждениях. В конечном счете многое из этого выливалось в низкое качество товаров и, более широко, в замедление темпов экономического развития.

Одним из решений китайских властей в данной ситуации было введение систем социального рейтинга.

Попытаемся разобраться, что же это такое? В том или ином виде аналоги социального рейтинга присутствуют во всех сферах жизни и означают оценку «‎полезности» человека для социума. Проявляться они могут по-разному. Например, боевые награды ветеранам войны – это один вид социального рейтинга (формальный). А негласный отказ работодателей принимать на работу ветеранов, прошедших горячие точки, – другой его вид (неформальный).

В Китае же предпринимают попытки не просто ввести подобные социальные механизмы, но и оцифровать их. Сейчас в разных городах действуют 42 разных системы. Распространяются они как на обычных граждан, так и на коммерческие компании, и затрагивают очень широкие сферы жизни, включая:

● городские услуги: доступность различных видов транспорта, аренда помещений и бронирование гостиниц, обслуживание в госучреждениях; ● коммерческие услуги и товары: различные акции, скидки, премиальные товары; условия выдачи кредитов, лицензий, разрешений; ● возможности трудоустройства и продвижения по карьерной лестнице.

Цель введения подобных систем — стимулировать социально-полезное поведение. А к тем гражданам, которые не соблюдают правила, применяются различные меры наказаний, которые можно условно поделить на четыре степени воздействия:

1) Информационное — донести до населения некоторый набор правил. Для этого публикуются и распространяются:

● перечни действий, за которые назначаются штрафы, и размеры этих штрафов; ● «черные списки» нарушителей — людей с низким рейтингом; ● информация о наградах за высокий рейтинг.

2) «‎Декларативное» наказание в виде публичного порицания без реального ограничения в правах или действиях. Человеку неприятно, когда другие узнают о нём как о нарушителе. На такого нарушителя накладывают публичный «‎ярлык», о котором узнает окружение:

● на доске позора, ● в виде измененного телефонного гудка, ● существует даже специальное приложение-радар, которое показывает нарушителей поблизости.

Похожим образом поступали в некоторых странах, когда с целью дискриминации обязывали носить отличительные знаки представителей той или иной социальной группы или национальности: гияры в исламских странах, знаки для евреев в средние века и в нацистской Германии и т.д.

3) Частные ограничения и запреты – это уже более «‎осязаемые» наказания. Они, как правило, связаны с конкретным нарушением и не распространяются вне одного фиксированного контекста. Например, когда человек нарушает правила форума — его блокируют только на этом форуме, если он повредил велосипед — то больше не сможет брать в аренду только велосипеды, если напился в самолете — не сможет летать только рейсом одной компании.

4) Следующая степень наказаний – более широкие запреты на пользование общедоступными услугами. Тут встречаются разные варианты ограничений:

● Услуги, которые можно заменить более простыми: запреты на поездки скоростным транспортом (экспресс-поезда, самолеты) можно обойти поездками на обычном транспорте. Сюда же относятся запреты занимать определенные должности. ● Снижение параметров качества услуг: например, человека ставят последним в очереди на прием, либо снижают ему скорость доступа в интернет. ● Полный запрет на услугу. Когда китаец попадает в «черный список» ему могут ввести полный запрет на пользование некоторыми услугами: он не сможет взять в банке кредит, снять жилье или забронировать гостиницу. Например, когда журналист Лю Ху был внесен в «черный список» по политическим причинам, ему была заблокирована возможность купить билет на самолет, пользоваться отдельными железнодорожными линиями, покупать недвижимость или брать кредит.

Помимо системы штрафов, в Китае также действуют различные способы поощрений граждан с высоким рейтингом. Но если штрафами занимаются государственные системы, то поощрениями занимаются системы коммерческие, и действуют они методами цифрового маркетинга. Почему? Видимо, только у них наработаны хоть какие-то способы стимулировать желательное поведение клиента, а не только наказывать его. В качестве таких стимулов применяют:

● программы лояльности, скидки на товары и услуги, бесплатные премиальные товары; ● отложенная оплата какой-то услуги, улучшенные условия гарантии (в надежде на то, что надежный гражданин будет бережно относиться к товару); ● приоритетное обслуживание, льготные городские услуги (например, проездные).

Намного большую роль играют поощрения компаниям — это лучшие условия кредита и разрешения для ведения бизнеса.

Какие же выводы мы можем извлечь из подобных способов социального контроля?

Во-первых, при разработке подобных систем неизбежно допускаются ошибки, приводящие к негативным социальным эффектам:

Недостаточное информирование. Многие китайцы узнают о том, что они в «черном списке», только постфактум. Помимо штрафов и запретов, должна работать система предупредительных сигналов.

Отсутствие возможностей исправить положение. Граждане, попавшие в «черный список», зачастую не понимают, что им нужно сделать для улучшения своего рейтинга. Это приводит к изоляции и социальному расслоению. То есть, помимо системы наказаний и поощрений, должны действовать механизмы реабилитации, восстановления социального статуса. С мотивационной точки зрения, если человек лишь теряет что-то ценное, но не может то же самое приобрести обратно или преумножить, у него исчезает стимул к этому стремиться. Даже такой невосполнимый ресурс как здоровье можно не только утратить, но и как-то укрепить, в крайнем случае – назначить поддерживающее лечение. Представим себе для примера спортивную игру, где можно только потерять очки, но нельзя их отыграть или набрать, — выигрыш станет невозможен. Это может негативно сработать также и в обратную сторону — человек с высоким рейтингом перестает о нем беспокоиться.

Одна оценка для всего. Рейтинг — это одна цифра, которая высвечивается на смартфоне у гражданина. Реальность чаще всего сложнее — человек обладает сложным комплексом параметров, и в разных контекстах он может получать различные оценки. Например, набор параметров оценки клиента при выдаче кредита в банке отличается от параметров оценки кандидата при приеме на работу.

Использование в политических целях. Как мы видели на примере Лю Ху, обладание подобными механизмами контроля позволяет завуалированно преследовать людей, неугодных текущему политическому режиму. Поэтому, чем более глобально применяются системы наказаний, тем более открытыми и проверяемыми они должны быть.

Какие же преимущества дают подобные системы по отношению к традиционным гражданским и административным правилам?

Детализация контроля. Распространение интернета, систем распознавания и других технических новшеств приводит к увеличению глубины контроля, которая раньше была недоступна. Появляются возможности отследить детальную историю действий пользователя в сети и в физическом мире, траектории передвижений и т.д. Причем если в общем случае это приводит к формированию тоталитарной структуры управления, то в частных – может играть положительную роль для лиц определенной профессии. Например, когда американский полицейский всю смену проводит с нагрудной камерой, многие вопросы дисциплины разрешаются автоматически.

Увеличение скорости обратной связи. Это проявляется в увеличении степени контроля до момента нарушения (системы предупреждений), и во время нарушений (мгновенные штрафы, например, при превышении скорости). Каждый владелец домашнего животного знает, что эффективность приучения к туалету напрямую зависит от скорости “объяснения” питомцу, в чем именно он не прав.

Отсутствие издержек. В подобных системах нет массы издержек, присущих классическим судебным системам: адвокат, судья, судебный процесс и прочая бюрократия. С другой стороны, это же является и недостатком, поскольку не предусмотрены процедуры апелляции, пересмотра и снятия обвинений.

Автоматизация. Сотрудник полиции может не участвовать в выписке штрафа — за него это делают системы регистрации и распознавания.

Сглаживание наказаний. Становятся доступны мелкие корректирующие действия, которые могут играть предохранительную роль против крупных или регулярных нарушений.

Интеграция систем. Разные рейтинговые системы объединяются в одну платформу под руководством государственных служб, происходит объединение информации из множества разных источников.

Подобные недостатки и преимущества встречаются не только в Китае, но и в других (необязательно государственных) системах, где нужно решать похожие задачи социального контроля. Поэтому я предлагаю внимательному читателю привести свой пример и разобрать его по предложенному списку ошибок и решений. Подсказка: отдельные упоминания о других примерах социального контроля можно найти в тексте этой статьи.

Список литературы:

  1. Nicole Koibe, The complicated truth about China's social credit system, 7 June 2019.
  2. Mirjam Meissner, China’s Social Credit System. A big-data enabled approach to market regulation with broad implications for doing business in China // Mercator Institute for China Studies, May 24, 2017.
  3. Creemers Rogier, China’s Social Credit System: An Evolving Practice of Control - May 9, 2018.
  4. Chuncheng Liu, Multiple Social Credit Systems in China - University of California, San Diego. July 2019.
  5. Jeremy Daum, Unpacking the New Public Security Document by CCCPC and State Council, April 14, 2015.
  6. Manya Koetse, Open Sesame: Social Credit in China as Gate to Punitive Measures and Personal Perks, May 27, 2018  – Part II.

В оформлении статьи использовано изображение с сайта sharij.online. Первоисточник материала – База знаний издательства «Ливрезон».