База Знаний

Эффект социального заражения по Дэвиду Майерсу

Даже одна публикация может привести к массовому заражению и вызвать определенное действие у разных людей.

27 сентября 2023 ⸺ Фрагмент нашел Сергей Резников, организатор проекта АПОРОНПоделиться

В этом примере описан интересный эффект, как под влиянием информации люди начинают обращать пристальное внимание на несущественную деталь, ранее не попадавшую в поле зрения. Это часто используется в рекламе, и понимание этого эффекта позволит более критично относиться к информации. 

***

Внушаемость может проявляться и в больших масштабах. В конце марта 1954 г. газеты Сиэтла сообщили о том, что в городке, расположенном в 80 милях севернее Сиэтла, повреждены лобовые стекла многих автомобилей. 14 апреля стало известно о том, что машины с поврежденными стеклами обнаружены в городе на расстоянии 65 миль от Сиэтла, а на следующий день такие машины нашлись и на расстоянии всего лишь 45 миль от него. «Разрушитель лобовых стекол» добрался до Сиэтла еще засветло, и к концу дня 15 апреля в полиции Сиэтла уже лежало более 3000 заявлений от автовладельцев, чьи машины пострадали от его рук (Medalia & Larsen, 1958). В тот же вечер мэр Сиэтла обратился за помощью к президенту Эйзенхауэру.

В то время мне было 11 лет, и я жил в Сиэтле. Помню, как я осматривал наш автомобиль, напуганный разговорами о том, что в результате испытания в Тихом океане водородной бомбы над нашим городом выпал радиоактивный дождь. Однако на следующий день, 16 апреля, газеты намекнули, что истинным «подозреваемым» может быть массовое внушение. После 17 апреля поток жалоб иссяк. Последующий осмотр машин с выщербленными стеклами показал, что это самые обыкновенные дорожные повреждения. Почему мы заметили это только после 14 апреля? Поддавшись внушению, все смотрели на свои ветровые стекла вместо того, чтобы сесть в машину и посмотреть через них.

Источник: Д. Майерс. Социальная психология. – 7-е изд. – СПб.: Питер, 2010. – С. 246-247. Используется изображение Freepik.