Компании формируют культуру потребления, но этим вредят себе?..
Очередное социальное противоречие, о котором Карл Маркс писал еще в XIX веке, но которое продолжает быть актуальным и сегодня.
База ЗнанийМаша, Витя, Саша… А вы задумывались, когда и почему у людей появились имена?
Говоря о генезисе местоименных слов, мы уже обращали внимание на их этимологическую связь со словами, обозначающими тело или душу. «Душа» — не только прообраз, но часто лишь другое наименование «самости». В первобытном сознании душа, понимаемая как жизненная сила, или как гомункулус (маленький человек), сидящий внутри индивида, или как его отражение, тень, всегда так или иначе связана с телом. Разные народы отводят душе разное местопребывание. [...]
С той же проблемой мы сталкиваемся при изучении личных имен. В чисто грамматическом аспекте все собственные имена суть обозначения предметов и одновременно средства коммуникации. Однако личные имена имеют специфику. Имя (с большой буквы) отличает своего носителя от всех остальных людей, особенно в его собственном самосознании. Собственные имена первыми усваиваются ребенком и последними утрачиваются при некоторых расстройствах речи. В то же время имена функционируют как определенные социальные знаки, указывающие происхождение, семейное положение, социальный статус и многие другие качества своих носителей. Хотя эти функции кажутся противоположными, они лишь отражают двойственность понятия эго-идентичности, в котором социальные свойства неразрывно переплетаются с индивидуальными.
У бесписьменных народов личные имена были родовым, племенным или семейным достоянием, их распределение составляло прерогативу общины и регулировалось строгим ритуалом, а сами они, как правило, обозначали конкретные отношения своего носителя к другим членам общины, род его занятий, местожительство и т. д. Вместе с тем имя наделялось особой магической силой и рассматривалось как составная часть лица. Магическое значение имени побуждало скрывать его или иметь несколько имен. Многие религии запрещают называть вслух имена божеств или обожествленных властителей. Египтяне избегали употреблять имя фараона, японцам не должно называть имя императора. Личные имена нередко скрываются, чтобы обмануть врагов или злых духов. О людях предпочитают говорить описательно: «тот, о ком ты спрашиваешь», «сын такого-то». Во многих древних обществах люди подчиненного социального статуса — рабы, женщины, маленькие дети — не имели личных имен; их обозначали по имени владельца или через родственные отношения — жена или мать такого-то. Отсутствие имени означало социальное бесправие и отказ в праве на индивидуальность.
Отождествление имени и именуемой индивидуальности характерно не только для архаической психики, Личное имя как бы подтверждает и утверждает достоинство индивидуальности. Недаром на каторге имя человека заменялось номером, тем самым он как бы лишался индивидуальности.
Имя (с большой буквы) психологически относится к «до-логическому», образному слою мышления. Восприятие имени — своего рода узнавание. «Человек, услышавший имя, должен был его узнать, «читая» внутри себя (здесь можно напомнить представления Платона о познании при помощи идей, о любви к идее как о пути познания). Над именем не производится логических операций, просто происходит внутреннее сосредоточение над ним, его узнавание в процессе медитации над ним. Имя стоит вне логики — о том, что стоит за именем, нельзя узнать из сопоставления слова-имени с другими словами, ибо с именем связано именно то, что органически присуще только ему одному... Имена не передают чего-то от одного лица к другому, а служат только ключом для включения механизма воспроизведения чего-то внутри нас».
Иными словами, то, что для общества служит социальным знаком, индивид воспринимает как собственное достояние, как свою сущность. Различение этого требует высокоразвитого, абстрактного мышления, которым первобытный человек не обладал. Его сознание было партикуляристским. Поскольку «племя оставалось для человека границей как по отношению к иноплеменнику, так и по отношению к самому себе», первобытный индивид не знал общего понятия «человек». Человек для него — только соплеменник (типичные оппозиции племенного сознания: люди — нелюди, живые — неживые люди, настоящие люди — немые, безъязыкие, варвары и т. д.). В силу этого партикуляризма индивид и себя самого может оценить только ограниченной меркой: сравнивая себя с другими членами своего племени, он видит только количественные, но не качественные различия.
Источник: И. С. Кон. В поисках себя: Личность и ее самосознание. – М.: Политиздат, 1984. – С. 42-44.
Очередное социальное противоречие, о котором Карл Маркс писал еще в XIX веке, но которое продолжает быть актуальным и сегодня.
База ЗнанийКак распространить свои идеи по миру – на примере успешной карьеры сестер Бронте.
База ЗнанийСпекуляции, коррупция и непотизм – три столпа, доставшихся в наследство постсоветскому обществу, от которых так трудно избавиться.
База Знаний