База Знаний

Почему опасно изменять культуру людей, игнорируя их окружение?

Курт Левин описывает потерю связи с другими людьми при изменении культуры, переобучении человека.

20 сентября 2023 ⸺ Фрагмент нашел Евгений Смирнов, участник проекта АПОРОНПоделиться

Если переобучать участника группы, не меняя поведение остальных ее членов, то поведение переобученных будет отличаться от остальных. Они рискуют отдалиться, потерять связь с остальными и повредить свою эмоциональную безопасность. Читайте подробнее в этом фрагменте из книги Курта Левина «Разрешение социальных конфликтов».

***

Процессы переобучения влияют на человека в трех направлениях. Во-первых, изменяется когнитивная структура его личности: то, как он воспринимает физическое и социальное окружение, включая все известные ему факты, все представления, убеждения и ожидания. Во-вторых, модифицируются его валентности и ценности: все, что связано с привлекательностью и непривлекательностью для него определенных групп и групповых стандартов, его чувств в отношении статусных различий и его реакций на источники одобрения и неодобрения. В-третьих, происходят изменения в его действиях, включая и степень контроля за своими физическими и социальными проявлениями. Если бы все эти три изменения (и процессы, обусловливающие их появление) были детерминированы одними и теми же закономерностями, практические задачи переобучения представлялись бы гораздо более простыми. К несчастью, это совсем не так, и человеку, занимающемуся переобучением других, приходится сталкиваться с определенными противоречиями. Например, если мы пытаемся отучить ребенка сосать палец посредством определенных круговых жестов руки, чтобы ребенок осознал свою привычку и тем самым смог лучше контролировать эти движения, мы рискуем отдалить ребенка от сверстников и нарушить его эмоциональную безопасность, которая является необходимым условием успешного переобучения.

Поиск тех способов, с помощью которых можно было бы избежать актуализации этих внутренних противоречий, является одной из основных проблем переобучения. Корректная последовательность и длительность этапов работы, а также верно найденная комбинация индивидуальной и групповой работы — вот что представляет особенную важность. Наиболее значимым, однако, является достаточное понимание инструктором того, каким образом каждый из описанных выше психологических компонентов — когнитивная структура, валентности и ценности, действия — влияет на специфику определенного этапа переобучения.

Приведенные ниже размышления затрагивают только две основные проблемы, а именно те, что связаны с познанием и с принятием новых ценностей.

Источник: К. Левин. Разрешение социальных конфликтов. — СПб.: Издательство «Речь», 2000. — С. 184-185. Используется изображение Unsplash.