База Знаний

Распорядок дня Мортона Фельдмана

Как превратить режим дня в режим гения – читаем фрагмент из книги М. Карри «Распорядок дня великих людей».

10 июня 2023 ⸺ Фрагмент нашла Кира Пономарева, участница проекта АПОРОНПоделиться

Писатели по-разному относятся к редактированию и каждый дает свои советы. Но, может быть, интересные решения стоит искать у других? Скажем, у композиторов – ведь они тоже пишут музыку. Об этом читаем в биографических заметках об американском композиторе Мортоне Фельдмане. 

***

В 1971 г. французский журналист посетил Фельдмана в маленькой деревушке в часе езды от Парижа. Американский композитор уединился там на месяц, чтобы поработать. 

«Я живу здесь отшельником, – сказал ему Фельдман. – Встаю в шесть утра, сочиняю до одиннадцати, и на этом рабочий день заканчивается. Выхожу, гуляю, гуляю часами без устали. Макс Эрнст (немецкий художник-авангардист – прим. ред.) живет неподалеку. Кейдж (американский композитор – прим. ред.) тоже наведывается. От всякой прочей деятельности я отрезан. Как на меня это влияет? Прекрасно влияет… Но я не привык иметь столько времени, столько досуга. Обычно я творю посреди шума, множества дел. Знаете, я ведь всегда занимался чем-то еще кроме музыки. У родителей имелся бизнес, и я разделял их тревоги, их жизнь… 

Потом я женился, жена была увлечена работой, уходила на весь день. Я вставал в шесть утра, отправлялся за покупками, готовил, убирался, работал как сумасшедший, а вечером приходили друзья (у меня было огромное количество друзей, я толком и не понимал откуда). Так прошел год – и ни единой ноты!» 

Чтобы выделить время для сочинения музыки, пришлось прибегнуть к стратегии Джона Кейджа. 

«То был лучший совет, какой я когда-либо в жизни получал, – рассказывал Фельдман, выступая перед аудиторией в 1984 г. – Кейдж говорил, что имеет смысл, поработав какое-то время, остановиться и просто переписать уже написанное. Потому что пока ты переписываешь, ты продолжаешь думать и в голову приходят новые идеи. Так я теперь и работаю. И это замечательно, это просто чудо – связь творчества и переписывания». Важную роль играют и внешние обстоятельства – «правильная» ручка, удобное кресло. В статье 1965 г. Фельдман писал: «Иногда я хлопочу только о том, чтобы обеспечить себе все те жизненные условия, в которых я смогу работать. Годами я твержу: дайте мне удобное кресло, и я посрамлю Моцарта».

Источник: М. Карри. Режим гения: распорядок дня великих людей. – М.: Альпина Паблишер, 2013. – С. 16.