База Знаний

История налогов: Древний Рим и подсчет населения

Читаем, для чего в Древнем Риме вводились налоги и как наказывали злостных неплательщиков.

15 октября 2023 ⸺ Фрагмент нашла Наталия Еремина, участница проекта АПОРОНПоделиться

Налог как идея, концепция уходит корнями далеко в древность. И если сегодня функция налога – это финансовое обеспечение деятельности государства и муниципальных образований, то, к примеру, в Древнем Риме с помощью налогов производили довольно сложные операции исчисления населения. Читайте об этом подробнее в следующем примере.

***

Архаическую систему римского налогообложения позволяет понять рассмотрение религиозного празднества Паганалии и свя­занных с ним жертвоприношений. Согласно античной традиции, подоходный налог и ценз были введены царем Сервием Туллием в середине VI в. до н.э. Наиболее подробно об этом рассказыва­ет Дионисий Галикарнасский (IV. 15): 

(2) Туллий построил убе­жища на таких возвышениях, которые могли обеспечить доста­точную безопасность землевладельцам, дав им греческое назва­ние паги... (3) Эти места также имели своих правителей, чьей обязанностью было не только знать имена всех землевладель­цев, относившихся к этому пагу, но также и владения, за счет ко­торых они жили. И когда возникала необходимость призвать сельчан к оружию или собрать военный налог, то они собирали людей и взимали их имущество. И для того, чтобы их число не было неизвестным, но могло быть подсчитано и определено, он приказал им воздвигнуть алтари богам, хранителям и защитни­кам пага, и определил, чтобы они каждый год собирались и по­читали этих богов общественными жертвоприношениями. Это событие он сделал одним из наиболее важных праздников, на­звав его Паганалиями. 

И царь написал законы об этих жертвоприношениях, которые римляне до сих пор соблюдают. (4) На эти жертвоприношения и собрания он приказал со всех членов пага поголовно взимать определенное количество денег, одно количество с мужей, другое – с женщин, третье – с детей. Когда это подсчитывалось совершавшими жертвоприношения, то ко­личество людей, разделенное по полу и возрасту, становилось из­вестным... (6) 

Затем, введя такие правила, он приказал зарегист­рировать свои имена и указать собственность в денежном исчис­лении, в то же время дав клятву, предписанную законом, о том, что они честно дали верную оценку [имущества]. Они должны были также указать имена своих отцов, их возраст и имена жен и детей, и каждый должен был объявить, в какой городской трибе или сельском паге он живет. Если кто не давал такой оценки, то Сервий Туллий установил в наказание конфисковать их имуще­ство, а их самих, выпоров, продать в рабство. И этот закон долгое время сохранял силу у римлян.

Источник: Коллектив авторов. Жреческие коллегии в Раннем Риме. К вопросу о становлении римского сакрального и публичного права. – М.: Наука, 2001. – С. 40-41. Используется изображение Freepik.