Наследие семьи Кеннеди: можно ли пресечь спекуляции
Многие мечтают стать богатыми и знаменитыми, но мало кто задумывается, что даже самые близкие будут использовать вас в собственных целях.
База ЗнанийЧто произойдет, если среднему человеку предоставить свободу? Он будет яростно её избегать! Читайте подробнее о механизмах такого поведения.
Представьте, что всех людей в нашем обществе наделили абсолютной свободой: что произойдет в таком случае? Немецко-американский психоаналитик и философ Эрих Фромм рассматривает три сценария поведения среднего человека, когда он приобретает выбор: стремление к авторитаризму, разрушительность и автоматизирующий конформизм.
***
1. АВТОРИТАРИЗМ
[...] В первую очередь мы займемся таким механизмом бегства от свободы, который состоит в тенденции отказаться от независимости своей личности, слить свое Я с кем-нибудь или с чем-нибудь внешним, чтобы таким образом обрести силу, недостающую самому индивиду. Другими словами, индивид ищет новые, «вторичные» узы взамен утраченных первичных.
Отчетливые формы этого механизма можно найти в стремлениях к подчинению и к господству, или – если использовать другую формулировку – в мазохистских и садистских тенденциях, существующих в той или иной степени и у невротиков, и у здоровых людей.
2. РАЗРУШИТЕЛЬНОСТЬ
[...] Мы уже упоминали, что садистско-мазохистские стремления необходимо отличать от разрушительности, хотя они по большей части бывают взаимосвязаны. Разрушительность отличается уже тем, что ее целью является не активный или пассивный симбиоз, а уничтожение, устранение объекта. Но корни у нее те же: бессилие и изоляция индивида. Я могу избавиться от чувства собственного бессилия по сравнению с окружающим миром, разрушая этот мир. Конечно, если мне удастся его устранить, то я окажусь совершенно одинок, но это будет блестящее одиночество; это такая изоляция, в которой мне не будут угрожать никакие внешние силы. Разрушить мир — это последняя, отчаянная попытка не дать этому миру разрушить меня. Целью садизма является поглощение объекта, целью разрушительности — его устранение. Садизм стремится усилить одинокого индивида за счет его господства над другими, разрушительность — за счет ликвидации любой внешней угрозы.
3. АВТОМАТИЗИРУЮЩИЙ КОНФОРМИЗМ
Именно этот механизм является спасительным решением для большинства нормальных индивидов в современном обществе. Коротко говоря, индивид перестает быть собой; он полностью усваивает тип личности, предлагаемый ему общепринятым шаблоном, и становится точно таким же, как все остальные, и таким, каким они хотят его видеть. Исчезает различие между собственным Я и окружающим миром, а вместе с тем и осознанный страх перед одиночеством и бессилием. Этот механизм можно сравнить с защитной окраской некоторых животных: они настолько похожи на свое окружение, что практически неотличимы от него. Отказавшись от собственного Я и превратившись в робота, подобного миллионам других таких же роботов, человек уже не ощущает одиночества и тревоги. Однако за это приходится платить утратой своей личности.
Итак, мы полагаем, что «нормальный способ преодоления одиночества в нашем обществе состоит в превращении в автомат. Но такая точка зрения противоречит одному из самых распространенных представлений о человеке нашей культуры; принято думать, что большинство из нас - личности, способные думать, чувствовать и действовать свободно, по своей собственной воле. Каждый человек искренне убежден, что он — это «он», что его мысли, чувства и желания на самом деле принадлежат «ему». Но хотя среди нас встречаются и подлинные личности, в большинстве случаев такое убеждение является иллюзией, и притом иллюзией опасной, ибо она препятствует ликвидации причин, обусловивших такое положение.
Источник: Э. Фромм. Бегство от свободы. Человек для себя. – М.: АСТ, 2006. – С. 151-152, 187-188, 194. Используется изображение Викимедиа.
Многие мечтают стать богатыми и знаменитыми, но мало кто задумывается, что даже самые близкие будут использовать вас в собственных целях.
База ЗнанийМаша, Витя, Саша… А вы задумывались, когда и почему у людей появились имена?
База ЗнанийОчередное социальное противоречие, о котором Карл Маркс писал еще в XIX веке, но которое продолжает быть актуальным и сегодня.
База Знаний