База Знаний

Как понять, поступаешь ты правильно или нет?

Несколько советов от святого Игнатия Лойолы, основавшего орден иезуитов.

6 октября 2023 ⸺ Фрагмент нашел Алексей Каримов, участник проекта АПОРОНПоделиться

Когда у священников появляются сомнения относительно правильности поступка, который они совершили или хотят совершить, нужно правильно их развеять. Чтобы не допустить ошибок вроде «Добрым душам свойственно усматривать вину даже там, где никакой вины нет» – то есть, обвинять в совершении греха, там где его не было. Читайте об этом подробнее в этом фрагменте из сочинений святого Игнатия Лойолы.

***

Примечание первое: обыкновенно мнительностью называют то, что исходит из нашего собственного суждения и свободы воли, а именно, когда я добровольно считаю грехом то, что грехом не является. Так происходит, например, когда кто-нибудь случайно наступит на две крестообразно сложившиеся соломинки и вынесет собственное суждение, что согрешил. Строго говоря, это ошибочное суждение, а не мнительность в собственном смысле.

Примечание второе: после того как я наступил на такой крест, или после того как подумал, сказал или сделал что-либо иное, извне ко мне приходит мысль, что я согрешил, а с другой стороны, мне кажется, что не согрешил. И всё же я чувствую

беспокойство, то есть то сомневаюсь, то не сомневаюсь. Именно это и есть мнительность и искушение, насылаемые врагом.

Примечание третье: первым видом мнительности, упомянутым в первом примечании,

нужно весьма брезговать, поскольку оно совершенно ошибочно; но второй вид, из второго примечания, в течение некоторого времени немало помогает человеку, занимающемуся духовными упражнениями. Более того: он сильно очищает и омывает такую душу, отделяя её от всякого подобия греха, по слову святого Григория: «Добрым душам свойственно усматривать вину даже там, где никакой вины нет».

Примечание четвёртое: враг внимательно присматривается к тому, груба душа или тонка; и, если она тонка, он старается ещё более утончить её, до самой крайности, чтобы привести её в ещё большее смятение и расстройство. Например, если враг видит, что человек не соглашается не только на смертный грех, но и на простительный и даже на простую видимость добровольного греха, тогда он, видя, что не может заставить душу впасть во что-либо хотя бы подобное греху, старается заставить её видеть грех там, где греха нет: например, в каком-либо слове или малейшей мысли.

Если же душа груба, враг старается сделать её ещё грубее. 5Например, если до сих пор она ни во что не ставила простительные грехи, он старается, чтобы она не слишком заботилась и о грехах смертных; и, если прежде она хоть сколько-нибудь заботилась о них, — чтобы теперь заботилась гораздо меньше или не заботилась вовсе.

Примечание пятое: душа, желающая преуспеть на духовном пути, всегда должна поступать наперекор тому, как поступает враг, а именно: если враг старается сделать душу грубее, пусть она стремится утончиться; 3и точно так же, если враг старается довести её до крайней тонкости, пусть душа постарается утвердиться в середине, чтобы полностью успокоиться.

Примечание шестое: иногда подобная благая душа желает сказать или сделать нечто такое, что в согласии с Церковью, в согласии с разумением наших настоятелей послужит во славу Господа Бога нашего. Однако извне к ней приходит мысль или искушение не говорить и не делать этого под мнимым предлогом тщеславия, чего-либо иного и т. п. Тогда она должна возвысить ум к Творцу и Господу своему, и, если она увидит в этом должное служение Ему или, по крайней мере, не противоречащее этому, она должна поступить диаметрально противоположно такому искушению, ответив искусителю словами святого Бернарда: «Не ради тебя я начал, не ради тебя и закончу».

Источник: Св. Игнатий Лойола. Духовные упражнения. – М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2010. – С. 119-121. Используется изображение Викимедиа.