База Знаний

Правила известнейшего в мире религиозного ордена

Распространившись за двести лет по всему миру, орден иезуитов изменил взгляды на качество образования и религиозного служения.

21 сентября 2023 ⸺ Фрагмент нашел Алексей Каримов, участник проекта АПОРОНПоделиться

В Оксфордском словаре история ордена иезуитов описана через фразу «головокружительная известность», которой он достиг к середине XVIII века. В основе ордена лежат «духовные упражнения» Святого Игнатия Лойолы – практики развития личных качеств человека, скреплявшие членов ордена в единую мощную организацию. О них – в этом фрагменте.

***

Правило первое: отринув всякое суждение, мы должны быть готовы и расположены во всём повиноваться истинной Невесте Господа нашего Христа, то есть Святой Матери нашей, иерархической Церкви.

Правило второе: восхвалять исповедь перед священником и причащение Святых Таин раз в год, а лучше — каждый месяц, а гораздо лучше — каждую неделю, при соблюдении требуемых и должных условий.

Правило третье: восхвалять частое присутствие на Мессе, а также песнопения, псалмы и продолжительные молитвы в церкви или за её стенами, и равным образом — время, отведённое каждому богослужению, каждой молитве и каждому каноническому часу.

Правило четвёртое: изрядно восхвалять монашество, девство и воздержание, а также брак — но не столь усердно, как что-либо из предыдущего.

Правило пятое: восхвалять монашеские обеты — послушания, бедности, целомудрия, а также прочие сверхдолжные совершенства. И следует отметить: поскольку обет нужно приносить относительно того, что приближает к евангельскому совершенству, нельзя давать обеты относительно того, что от него удаляет: например, стать купцом, вступить в брак и т. д.

Правило шестое: восхвалять мощи святых, почитать их и молиться тем, кому они принадлежат; и восхвалять стациональные храмы, паломничества, индульгенции, отпущение грехов в юбилейные годы, крестовые походы и возжигание свечей в церквях.

Правило седьмое: восхвалять постановления о постах и воздержании — например, Великий пост, трёхдневные посты четырежды в год, в кануны праздников, по пятницам и субботам, а также дела покаяния, не только внутренние, но и внешние.

Правило восьмое: восхвалять украшения и здания церквей, а также изображения, и почитать их соответственно тому, что они изображают.

Правило девятое: наконец, восхвалять все предписания Церкви, будучи готовым искать доводы в их защиту, но никоим образом не для борьбы с ними.

Правило десятое: мы должны быть готовы скорее одобрять и восхвалять как постановления и распоряжения наших начальствующих, так и их

поведение. Ибо, хотя некоторые из них не столь похвальны или не были таковыми, всё же выступления против них в публичной проповеди или в речи перед простолюдинами породят скорее ропот и соблазн, нежели пользу, так что народ будет негодовать на своих начальствующих: как светских, так и духовных. Итак, насколько вредно злословие, обращённое к простому народу в отсутствие начальствующих, настолько же полезны могут оказаться слова о дурных нравах, обращённые к лицам, способным их исправить.

Правило одиннадцатое: восхвалять положительное и схоластическое вероучение. Ибо учителям богословия положительного (например, святому Иерониму, святому Августину, святому Григорию и другим) свойственно скорее пробуждать стремление любить Господа Бога нашего и служить Ему во всём. Схоластикам же (как, например, святому Фоме, святому Бонавентуре, Магистру Сентенций и другим) свойственно скорее 3определять и разъяснять для нашего времени то, что необходимо для вечного спасения, а также успешнее опровергать и разъяснять все заблуждения и все

обманы. Ибо схоластические учителя, принадлежа ко временам позднейшим, не только плодотворно пользуются верным разумением Священного Писания и учениями святых учителей положительного богословия, но и сами, будучи просвещены и озарены воздействием Божиим, черпают помощь в Соборах, канонах и постановлениях нашей святой Матери Церкви.

Правило двенадцатое: следует остерегаться сравнивать нас, ещё живых, с блаженными прошлого, ибо из-за этого сильно заблуждаются, говоря, например: «Вот этот знает больше, чем святой Августин», либо: «А вот этот — новый святой Франциск, или даже выше него», либо: «А тот — новый святой Павел по доброте и святости», и т. д.

Правило тринадцатое: дабы во всём быть правыми, мы должны всегда быть готовы верить: то, что видится мне белым, — черно, если иерархическая Церковь определяет так. Ибо мы верим, что между Господом нашим Христом, Женихом, и Церковью, Его Невестой, есть Тот же Самый Дух, Который правит и руководствует нами ради спасения наших душ. Поскольку Тем же Духом и Господом нашим, Который дал десять заповедей, руководится и управляется Церковь, наша Мать.

Правило четырнадцатое: хотя есть много правды в том, что никто не может спастись, не будучи предопределён к этому и не имея веры и благодати, всё же нужно быть очень осторожным в речах и беседах обо всём этом.

Правило пятнадцатое: мы не должны приобретать привычку много рассуждать о предопределении; но, если так или иначе когда-нибудь зайдёт речь об этом, нужно говорить так, чтобы простой народ не впал в какое-нибудь заблуждение, как это иногда бывает, когда говорится: «Предстоит ли мне спастись или быть осуждённым — уже предопределено, и этого уж не изменить моими добрыми или злыми делами». Закоснев в таком мнении, люди пренебрегают делами, ведущими их души ко спасению и духовному преуспеянию.

Правило шестнадцатое: равным образом нужно следить за тем, чтобы длительные и настойчивые разговоры о вере, без различения и разъяснений, не подали народу повода к небрежности и лени в делах — будь то до утверждения веры любовью, будь то после.

Правило семнадцатое: точно так же мы не должны говорить о благодати столь пространно и настаивать на её действии столь чрезмерно, чтобы из-за этого возник яд мнения об отмене свободы воли. Поэтому о вере и благодати можно говорить, насколько это возможно, с помощью Божией, ради вящего восхваления Его Божественного Величества, но не таким образом и не такими способами (особенно в наши столь опасные времена), чтобы поступки и свободная воля несли из-за нас ущерб либо не ставились ни во что.

Правило восемнадцатое: хотя превыше всего надо ценить усердное служение Господу Богу нашему из чистой любви, всё же мы должны весьма хвалить чувство страха перед Его Божественным Величеством, ибо не только сыновний страх есть дело благочестивое и святейшее, но даже страх рабский может сильно помочь избавиться от смертного греха, если человек не обретает ничего лучшего и более полезного. Избавившись от него, человек легко приходит к сыновнему страху, который всецело благоприятен и угоден Господу Богу нашему, будучи един с Божественной Любовью.

Источник: Св. Игнатий Лойола. Духовные упражнения. – М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2010. – С. 121-125. Используется изображение Викимедиа.