База Знаний

Стоит ли жизнь, чтобы ее прожить?

Французский писатель и философ-экзистенциалист Альбер Камю ставит вопрос о смысле жизни как первейший для Человека.

28 сентября 2023 ⸺ Фрагмент нашла Наталия Еремина, участница проекта АПОРОНПоделиться

Заслуга Альбера Камю заключается в том, что он поставил вопрос о смысле жизни ребром. Сказал вслух то, о чем другие рассуждать стеснялись. Камю предупреждает о растущем количестве самоубийств, и статистики следующих десятилетий подтверждают его тезис. Одна из возможных причин – ощущение бессмысленности жизни. Стоит ли удивляться, что формулировки Камю так неоднозначны и даже, возможно, непонятны с первого прочтения? Судите сами, а для этого прочитайте следующий пример. 

***

Есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема – проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, значит ответить на фундаментальный вопрос философии. Все остальное – имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями второстепенно. Таковы условия игры: прежде всего нужно дать ответ. И если верно, как того хотел Ницше, что заслуживающий уважения философ должен служить примером, то понятна и значимость ответа – за ним последуют определенные действия. Эту очевидность чует сердце, но в нее необходимо вникнуть, чтобы сделать ясной для ума. 

Как определить большую неотложность одного вопроса в сравнении с другим? Судить должно по действиям, которые следуют за решением. Я никогда не видел, чтобы кто-нибудь умирал за онтологический аргумент. Галилей отдавал должное научной истине, но с необычайной легкостью от нее отрекся, как только она стала опасной для его жизни. В каком-то смысле он был прав. Такая истина не стоила костра. Земля ли вертится вокруг Солнца, Солнце ли вокруг Земли – не все ли равно? Словом, вопрос это пустой. И в то же время я вижу, как умирает множество людей, ибо, по их мнению, жизнь не стоит того, чтобы ее прожить. Мне известны и те, кто, как ни странно, готовы покончить с собой ради идей или иллюзий, служащих основанием их жизни (то, что называется причиной жизни, оказывается одновременно и превосходной причиной смерти). 

Поэтому вопрос о смысле жизни я считаю самым неотложным из всех вопросов. 

Как на него ответить? По-видимому, имеются всего два метода осмысления всех существенных проблем – а таковыми я считаю лишь те, которые грозят смертью или удесятеряют страстное желание жить, – это методы Ла Палисса и Дон Кихота. Только в том случае, когда очевидность и восторг уравновешивают друг друга, мы получаем доступ и к эмоциям, и к ясности. При рассмотрении столь скромного и в то же время столь заряженного патетикой предмета классическая диалектическая ученость должна уступить место более непритязательной установке ума, опирающейся как на здравый смысл, так и на симпатию.

Источник: А. Камю. Посторонний. Миф о Сизифе. Калигула. Записные книжки 1935 – 1942. – М.: АСТ,  2019. – С. 34. Используется изображение Pinterest.