Статьи

14 способов сделать общество «выгоревшим»

Несмотря на то, что все большее количество людей переживает выгорание, а ВОЗ включил синдром в международный классификатор болезней, исследования по этой теме часто ограничены. Мы знаем, что такое выгорание и как оно развивается у отдельно взятого человека. Но что происходит, когда в обществе накапливается критическая масса выгоревших людей и как само общество провоцирует у нас этот эффект? Автор провел исследование и собрал в этой статье основные факторы, формирующие невроз и повышающие напряжение в социуме.

Александр Щербаков – ученый в области иммунологических исследований, провизор, кандидат биологических наук. Автор книги «Избежать выгорания». 

г. Москва, Россия ВКонтакте: vk.com/shcherbakov_ai @ SHCH3rbakovAI@yandex.ru

Как сформировать в обществе стойкий невроз

Неврозы возникают в ответ на психологические травмы, стресс или длительное эмоциональное и интеллектуальное перенапряжение. Они провоцируют нестабильное эмоциональное состояние.

ПРИМЕР 1. НЕВРОЗЫ – один из наиболее часто встречающихся видов психогенных реакций; они характеризуются парциальностью психических расстройств (тревожные опасения; фобии; навязчивые состояния, истерические проявления и др.), критическим отношением к ним, сохранностью сознания болезни, наличием соматических и вегетативных нарушений. Течение неврозов нередко становится затяжным, однако их развитие не приводит к грубым нарушениям поведения. 

Невротические реакции обычно возникают на относительно слабые, но длительно действующие раздражители, приводящие к постоянному эмоциональному напряжению или внутренним конфликтам (события, требующие трудных альтернативных решений, ситуации, порождающие неопределенность положения, представляющие угрозу для будущего). Наряду с психогенными воздействиями важнейшая роль в генезе неврозов принадлежит конституциональному предрасположению. 

Патогенез: перенапряжение основных нервных процессов и их подвижности. Выделяют три типа неврозов: неврастения, невроз навязчивых состояний, истерия.

Источник: Справочник практического врача. / Под ред. А.И. Воробьева. М.: Медицина, 1981. С. 430.

По мере накопления и, соответственно, по мере усиления неврозов формируется состояние перманентного стресса: его уровень слишком высок, и человек испытывает его постоянно. Член социума быстрее расходует нервы и силы – то есть, быстрее истощает свои ресурсы, – что чревато развитием выгорания. 

ПРИМЕР 2. За двадцать лет В.Г. Старцев сделал очень много экспериментальных наблюдений, из которых напрашиваются важные выводы.

Он «раздражал» обезьян разными способами. Мощные отрицательные эмоции влекли за собой навязывание им неподвижности, иммобилизации. Это так и называется — иммобилизационный стресс. Можно вызвать и другие виды стрессов: например, пересадить самку от самца к сопернику или ловить выпущенную из вольера обезьяну.

Если обычную еду прерывать повторно иммобилизационным или каким-то иным стрессом, то образуется хроническое нарушение пищевых рефлексов, предраковые заболевания желудка. Стимулирование усиленной работы сердечно-сосудистой системы (пятиминутное преследование обезьяны с последующей иммобилизацией) приводит к гипертонии и инфаркту миокарда. При комбинации сахарных нагрузок иммобилизацией развивается сахарный диабет. И так далее.

Любопытно, что вид стресса не играет роли. Глубоких и хронических нарушений пищеварительной функции и болезни желудочно-кишечного тракта добивались и при иммобилизации, и при пересадке самки от самца к сопернику, и при ловле бежавшей из вольера обезьяны. 

Источник: Ф. Углов. Под белой мантией. М.: АСТ, 2019. Глава «Истинно честно служить России».

К сожалению, системе, государству, обществу – называйте как хотите, – выгодно формировать у людей неврозы. И чем больше их будет, тем лучше, так как под влиянием неврозов человек не может находиться в стабильном, устойчивом состоянии, а значит, им проще управлять. Такая ситуация часто описывается в художественной литературе, как правило, в антиутопиях. Вспомните хотя бы «1984» Джорджа Оруэлла.

А вот еще один интересный пример – стенограмма диктофонной записи с семинара по PR, которую приводит Игорь Викентьев в книге «Приемы рекламы и PR».

ПРИМЕР 3. Давайте совместно проделаем эксперимент. Сейчас здесь находятся сотрудники рекламных фирм, несколько профессиональных журналистов, замдиректора по маркетингу. Вы — специалисты своего дела. Пожалуйста, поднимите руки те, кто готов завтра взять на работу в Вашу фирму молодого человека или девушку, равную или почти равную Вам по квалификации. Допустим, что они окончили такой вуз или школу, которая действительно дает такую квалификацию...

Пожалуйста, руки...

Давайте оглядимся.

Да, результат — такой же, как и на других семинарах — поднятых рук нет. Нет, извините, есть — одна.

Благодарю за честность. В результате эксперимента выдвинем рабочую гипотезу, что, по большому счету, культурной группе или фирме не нужны одаренные, обученные, умеющие и желающие работать молодые люди.

В первую очередь, цель сообщества людей — поддержание существующего положения вещей. Гомеостазис. И лишь потом — развитие. Но вот задача: школу, вуз ежегодно заканчивают миллионы молодых людей.

Учебная задача: как... остановить их профессиональный рост? Ваши предложения?

— Да послать их всех на БАМ!

— Зачем на БАМ? Просто в деревню на картошку. Тупо копать…

— Средство известно: армия!

Частично верно. Но частично: на БАМ всех не пошлешь, милиционера к каждому не поставишь. Механизм решения этой, если хотите, PR-задачи, иной.

Итак, рассмотрим школьника: мальчика или девочку — не важно...

С юных лет, через обучение, СМИ, массовое искусство идет постоянное внушение, что когда он вырастет, то:

  • у него будет работа — интересная и высокооплачиваемая.
  • у него будет работа выполнимая (справлюсь!).
  • у него будет жилье, куда можно просто пригласить друзей.
  • он всегда сможет нормально поговорить, посоветоваться с родителями, а бабушка и дедушка — просто мудрые люди...
  • у него (нее) будет Супруг(а), как минимум, понимающий.
  • его будут любить! (Родители, супруг(а), дети, коллеги).
  • его друзья всегда будут ему верны.

Но! Ни в абсолютном большинстве школ, ни в абсолютном большинстве институтов серьезного обучения не дают… И в профессию, уже во взрослом состоянии, приходится входить «с нуля». И достойное человека жилье — проблема. А межличностному общению, а тем более — общению в семье, ни в школе ни в вузе не учат. И реальные друзья — подводят. И непонятно, «кто должен любить»... Плюс, все это приходится на критический возраст для молодежи — половое созревание.

То есть, задача «приостановить нахальную молодежь в развитии» решается еще до ее рождения — десяткам миллионов молодых людей устраивают… «сшибку нервных процессов» по Павлову. Да, нормальный «экспериментальный» невроз. И до тридцати-сорока лет человек будет ходить «по кругу», не особо развиваясь, а пытаясь совместить внушенное с детства и реальность. Признаем: совместить внушенное и реальность почти невозможно. Но возможно сделать человека более управляемым.

Запомним: неустойчивая система наиболее чувствительна и хорошо управляема — как шарик на горке…

Источник: И.Л. Викентьев. Приемы рекламу и Public Relations. Программы-консультанты: 446 примеров, 200 учебных задач, 21 практическое приложение. СПб.: Консалтинговая фирма «ТРИЗ-ШАНС», 2007. С. 63-64.

Рассмотрим, как общество провоцирует в обществе многочисленные неврозы, на более конкретных примерах. 

1. Формировать ожидания, которые противоречат реальности 

Замечали такое противоречие: с детства нам рассказывают, как важно быть честными, играть по правилам, хорошо учиться и т.д., а когда мы вырастаем, выясняется, что и общество в целом, и наше окружение в частности не стимулирует и не поощряет лучших. Нередко – наоборот. Другими словами, налицо расхождение вложенных ресурсов и полученных результатов. Можно быть лучшим студентом на курсе, а на престижную работу по блату возьмут «троечника». Можно учиться на педагога, доктора или спасателя – важность этих специалистов для общества трудно переоценить, – но размер оплаты их труда мал, а статус профессий если не снижается, то держится на очень низком уровне.

Абстрагировавшись от конкретики, мы увидим: это классический способ создать невроз, описанный еще И.П. Павловым – обратите внимание на выделенный жирным текст.

ПРИМЕР 4. У собаки был выработан условный пищевой рефлекс на светлый круг, отбрасываемый на экран перед собакой. Затем была предпринята дифференцировка круга от эллипсиса той же величины плоскости и того же освещения, т. е. появление круга сопровождалось едой, эллипсис – нет. 

Дифференцировка образовалась. Круг вызывал пищевую реакцию, эллипсис оставался без действия, что, как мы знаем, достигается развитием торможения в последнем случае. Первый примененный эллипсис был по форме очень удален от круга (отношение полуосей как 2:1). 

Затем, приближая эллипсис к кругу, т. е. все более и более уравнивая полуоси эллипсиса, мы более или менее скоро получали все более и более тонкую дифференцировку. Но при применении эллипсиса с отношением полуосей как 9:8 все изменилось. 

Полученная новая тонкая дифференцировка, оставаясь постоянно не полной, продержалась две-три недели, а затем не только исчезла сама, но повлекла за собой исчезновение и всех ранних, до самой грубой, дифференцировок. 

Собака, ранее спокойно стоявшая в станке, теперь была постоянно в движении и повизгивала. Пришлось все дифференцировки вырабатывать сначала, причем самая грубая потребовала теперь гораздо большего времени, чем в первый раз. При предельной дифференцировке повторялась старая история, т. е. все дифференцировки исчезли, и собака снова пришла в возбужденное состояние. 

Источник: И.П. Павлов. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. М.: Медгиз, 1951. С. 271. Цитируется по: vikent.ru/enc/1170.

Находясь в непрекращающемся стрессе, человек перестает видеть не только результат своих действий, но и их перспективу – зачем что-то делать и как это повлияет на меня в будущем. Он привыкает делать все по минимуму: «Итак сойдет, зачем напрягаться?» Апатия и лень входят в привычку. Когда таких людей становится все больше и больше, общество превращается в аморфную массу, которая ничего не хочет и ни к чему не стремится. Если выгорел один учитель или один врач, это проблема конкретного специалиста. Если выгорел каждый второй, последствия затрагивают всю систему. 

2. Заставить тратить время и деньги, но не готовить к реальной жизни 

Система образования не готовит человека к реальной жизни, а загружает устаревшими знаниями – невроз появляется на входе во взрослую жизнь.

В «идеальной» системе человек, окончив вуз, отправляется к работодателю, а тот хочет заполучить молодого квалифицированного специалиста. В реальности, однако, выпускник сталкивается с тем, что его не хотят нанимать из-за отсутствия опыта. А если и находится рабочее место, выясняется следующее: он на самом деле мало что умеет, нужно набираться практического опыта. Даже если он учился на «хорошо» и «отлично», это не становится его конкурентным преимуществом на рынке труда: вузовская теория расходится с рыночной практикой. 

Формируется невроз: человек тратит силы, несколько лет жизни и деньги на то, что в данный момент времени оказывается бесполезно. Полученный результат катастрофически не соответствует вложенным ресурсам. На этом фоне развивается выгорание и синдром самозванца. Вот характерный пример из автобиографии британского доктора.

ПРИМЕР 5. Наш первый обход отделения. Полная неразбериха. Когда мы являемся на место, выясняется, что Сью уже осмотрела половину пациентов. Никаких «Здравствуйте» и прочих приветствий. Выдержав вчера целых полдня работы врачом, я уже думал – наивный! – что нас встретят словами «Добро пожаловать назад» или даже «Молодцы», хотя бы за то, что мы дожили до этого утра. Однако для ветеранов вроде Сью простого выживания недостаточно. Суприя между нами прозвала ее Старой кошелкой из-за явственного сходства, и внешнего, и по характеру, с одним из персонажей кукольного мультфильма. Сначала мне показалось, что это немного чересчур, но потом она так на меня посмотрела, когда я спросил про ее планы на выходные, что прозвище стало официальным.

Мы с Суприей весь день бродим по больнице, время от времени натыкаясь на других интернов, словно последние представители вымершего племени. Как направить пациента на рентген? Где бланки для анализов крови? Как связаться со специалистом по трудотерапии? Кстати, чем он вообще занимается? Спрашивать некого. Хирурги все в операционных, сестры заняты, а остальные интерны с нами в одной быстро тонущей лодке полного неведения.

Сестры, наблюдавшие эту картину уже тысячи раз, нашу растерянность просто игнорируют. Стоит тебе заглянуть в отделение, как на голову сыплются требования «‎Подписать это», «Еще раз осмотреть вон того пациента» или вопросы вроде «Что там с последней операцией?».

К полудню я понимаю, что больше так не могу. Надо куда-то спрятаться от бесконечного потока вопросов, на которые я не знаю ответ и которых даже толком не понимаю. Захожу в ординаторскую и плотно прикрываю за собой дверь. Вздрагиваю, услышав внезапный шум, но тут, с чувством глубокого облегчения, вижу Руби, которая вылезает из-за шкафа с документами.

— Ну просто ни минуты покоя, да? – говорит она. – Пациенты, сестры, врачи, всем от тебя что-то надо. 

Мгновение спустя в дверь влетает Суприя.

— Если еще кто-нибудь о чем-нибудь меня спросит, предполагая, что мне известен ответ, я закричу!

Источник: М. Пембертон. Доверьтесь мне. Я – доктор. М.: АСТ, 2020. С. 14-15.

Мы понимаем, как функционирует невроз на уровне одного человека, но можем ли вообразить, как развивается ситуация в масштабе целой страны? В 2020/2021 учебном году в России функционировало 497 государственных и 213 негосударственных вузов. [1] Из них выпустилось почти 750 тысяч человек. [2] Просто представьте, сколько молодых специалистов испытывают серьезнейший невроз уже на старте. Это приводит к тому, что они не работают по специальности. Статистика – тому подтверждение.

ПРИМЕР 6. Сайт для поиска работы, HeadHunter, провел опрос более 5,5 тысяч соискателей, чтобы определить процент работающих по специальности после получения высшего образования. [3] Статистика следующая:

Примерно 40% респондентов не работают по той профессии, которую получили в ВУЗе, большая часть из них – это представители сферы продаж, туризма, услуг, а также административный персонал. Более трети из них не пытались трудоустроиться по профессии.

Около 20% кандидатов некоторое время работали по специальности, но быстро перешли в другую отрасль, преимущественно в производство и транспортную сферу.

Среди нынешних студентов планируют развивать карьеру по своему профилю только 61%, а более 20% уверены, что уйдут в другую отрасль.

В прошлом году Росстат провел исследование, чтобы выяснить, сколько выпускников высших и средних профессиональных учебных заведений не работают по специальности – более 30%. Многие из тех, кто все-таки начал карьеру по профессии – это врачи (97%), педагоги (80%), деятели культуры и искусства (79%), военные (79%). То есть в основном представители тех сфер, в которых есть строгие требования к образованию.

Источник: Почему много людей работают не по специальности в 2023 году: статистика и основные причины. (URL: minobrnauki.gov.ru/press-center/news/nauka-i-obrazovanie/56650; 01.10.23.)

Возможные направления решений: осваивать профессии через практику, если это возможно (некоторые компетенции можно получать, не обучаясь в вузе); осваивать новые, только что появившиеся профессии (так как они находятся на I-II этапах S-образной кривой развитии, их еще не успели формализовать и создать под них кафедры в вузах).

3. Запрещать говорить, что думаешь на самом деле

Человек вынужден публично говорить одно, даже если думает противоположное. Несмотря на заявления о свободе слова и важности мнений, на деле все чаще члену общества приходится скрывать свои мысли, озвучивая «приемлемые» точки зрения, потому что «истина» может ему навредить. Такой вот парадокс. 

Представим нередкую ситуацию: человек не согласен с политикой компании, в которой работает, или ему не нравится неприемлемое поведение своего руководителя. Если он заявит об этом «вслух», он может лишиться работы. И он в этом уверен. Поэтому вынужден говорить одно, а думать другое. Даже если начальник принимает заведомо неправильные решения, сказать об этом очень рискованно. 

Такой образ жизни порождает очередной невроз. Необходимо постоянно следить за своей речью, подбирать слова и формулировки. Часто он не может поделиться реальной позицией даже с коллегами, и это становится сильным стресс-фактором. Члены общества начинают жить в атмосфере лицемерия и массового недоверия друг к другу. Растет напряжение внутри группы. 

ПРИМЕР 7. В одном из своих разговорных видео под названием «Принудительный позитив у Ютуберов» PewDiePie заявил, что в начале YouTube-карьеры ему приходилось притворяться вечно веселым и жизнерадостным, хотя в реальности он не мог назвать себя счастливым человеком.

«Если посмотреть мои старые видео, то там я могу показаться куда более счастливым, бодрым, позитивным, потому что я изображал любовь к вам, чтобы вы смотрели мои видео. Я изображал счастье», — раскрыл давнюю тайну Чельберг (реальная фамилия блогера – прим. А.И. Щербаков).

Блогер надевал на себя маску весельчака в течение двух лет с момента создания канала. Однако постепенно носить эту маску стало для него просто невыносимо.

«Я притворялся, что мне нравится игра, хотя она была куском дерьма. И люди верили, людям нравятся мои старые видео… Но как только я останавливал запись, на меня накатывало хреновое настроение, потому что мне совсем не было весело. Я для себя понял, что это разрушает душу. Это сильно выматывает тебя, когда ты ведешь себя так на протяжении долгого времени», — поведал PewDiePie.

Тогда блогер понял, что продолжать делать видео в таком амплуа он просто не сможет. Мужчина решил стать более «противным», и это помогло. Он признался, что сразу стал счастливее и даже начал себя чуть сильнее уважать.

Источник: «Я жду, когда окончательно сломаюсь» Они добились славы и денег, но отказались от всего ради счастья. (URL: lenta.ru/articles/2018/08/10/depression; 01.10.23.)

Возможные направления решений: давать выход накопившегося напряжению.

Выплескивайте переживания на бумагу: дневник, заметки, какие-либо художественные формы. Ищите единомышленников и объединяйтесь с ними, чтобы обсуждать наболевшие проблемы (см. распространенная практика групповой терапии в США). 

4. Постоянно менять правила игры, или изобилие кризисов

Правила поведения в обществе очень быстро меняются. Возьмем хотя бы пандемию: еще вчера человек жил привычной жизнью, и вот, за считанные дни все кардинально поменялось. В первые месяцы вообще ничего не было понятно. Можно ли появляться на работе, выходить из дома, выгуливать собак? Сначала маски носить и вакцинироваться – обязательно, а потом можно необязательно. Слишком много неизвестных. 

Смена правил сама по себе является мощнейшим стресс-фактором, так как член общества вынужден в короткий срок перестроить налаженный годами образ жизни. Ко всему прочему, возникает перманентная неопределенность: что произойдет в следующий раз – никто не знает. Причем, она не зависит от человека. Он не умеет прогнозировать будущее, а значит, не в состоянии и планировать его. Отсюда и множество сомнений, поражающих людей в последние годы: они боятся заводить детей, переезжать в другие города на постоянное место жительства, менять место работы и т.д. 

В обществе наблюдается резкое повышение уровня стресса и напряжения. Нередко случаются массовые истерии. Вот несколько примеров.

ПРИМЕР 8. На борту рейса Саудовская Аравия – Бейрут произошла массовая драка из-за страха пассажиров перед коронавирусом. Видео инцидента опубликовали очевидцы в соцсетях. «Некоторые авиапассажиры отказались надеть маски, а затем стали демонстративно чихать на соседей», – говорится в подписи к видео. На кадрах видно, как пассажиры самолета наносят друг другу удары.

Источник: В самолете избили чихающих пассажиров. (URL: korrespondent.net/world/4204915-v-samolete-yzbyly-chykhauischykh-passazhyrov; 01.10.23.)

ПРИМЕР 9. В московском метро мужчина набросился на женщину. По словам очевидцев, причиной этого стало то, что пассажирка находилась в вагоне метро без маски и кашляла.

Как сообщает «Известия», мужчина подошел к женщине еще на платформе, пока она и другие пассажиры ждали поезд. Сначала он толкнул ее, а потом набросился на нее с кулаками уже в вагоне поезда. Инцидент произошел в вагоне поезда на станции метро «Профсоюзная». «Мужчина напал на женщину, которая кашляла и в это время находилась без маски», — рассказал ТАСС источник в правоохранительных органах. По его данным, находящиеся рядом люди смогли оградить женщину от нападавшего. Правоохранительные органы начали проверку по данному факту.

Источник: В московском метро мужчина напал на женщину. Она кашляла и была без маски. (URL: ura.news/news/1052452731; 01.10.23.)

5. Сформировать невроз вокруг денег

Этот расхожий стереотип можно сформулировать следующим образом: «Заработаю денег, и все сразу станет хорошо». Без денег и правда долго не проживешь. И с утверждением, что деньги нужны, никто не спорит. Однако все больше людей формулируют смысл жизни в том, чтобы заработать как можно больше. Причем, не чтобы вложить их в какое-то дело или направить этот ресурс на профессиональное развитие, а просто чтобы тратить. Руководствуясь этой установкой, человек оценивает работу не как перспективную или бесперспективную, комфортную или дискомфортную, а по уровню заработной платы. 

В масштабе всего общества проблема приобретает более негативную окраску. Ряд профессий, необходимых, но недооцененных социумом, остаются без специалистов, в то время как «популярные» специальности с высокой заработной платой переполнены кадрами. 

Рассмотрим характерный пример из медицинской отрасли. 

ПРИМЕР 10. Есть и другое тревожное обстоятельство, о котором говорят значительно реже: медицина не способна справиться с проблемами, которые сама же и породила, и не готова применить имеющиеся у нее знания, чтобы повысить качество старения. Доля пожилых людей в популяции стремительно растет, а количество практикующих дипломированных геронтологов, напротив, сократилось с 1996 до 2010 года на 25%. Спрос на курсы повышения квалификации по первой помощи пожилым больным резко упал, зато в других областях например, в пластической хирургии и рентгенологии – достиг рекордно высокого уровня. Отчасти дело в деньгах: доходы геронтологов и специалистов по первой помощи пожилым людям едва ли не самые низкие в медицине. А отчасти, пусть мы этого и не признаем, многие врачи просто не любят лечить стариков.

«Обычных врачей геронтология не привлекает, а все потому, что они не умеют работать со старыми развалинами», – объясняет геронтолог Феликс Силверстоун. – «Старая развалина – глухая. Старая развалина плохо видит. У старой развалины проблемы с памятью. На старика уходит куча времени: он постоянно все переспрашивает. И к тому же у старой развалины нет какой-то определенной, одной, главной жалобы — этих жалоб у каждого старика штук пятнадцать, и все они главные. И что с этим прикажете делать?! Не знаешь, за что хвататься. К тому же старая развалина жалуется на все это уже лет пятьдесят. Не станешь же лечить человека от болезни, которая у него уже пятьдесят лет! У него давление. У него диабет. У него артрит. И лечить все это — совершенно негламурно!»

Однако все это мы умеем, у нас накоплена масса профессиональных знаний. Исцелить от всех болезней, на которые жалуются старики, конечно, нельзя, но взять их под контроль вполне можно. И пока я не побывал в геронтологической клинике при нашей больнице и не увидел, какие чудеса творят тамошние доктора, я и представить себе не мог, как много они знают и какую важную роль это знание может сыграть в жизни каждого из нас

Источник: А. Гаванде. Все мы смертны. М.: АСТ, CORPUS, 2019. С. 54-55.

На этом неврозе основана популярность различных инфобизнесменов, которые готовы предложить «волшебную таблетку», способную изменить жизнь и принести небывалый доход при минимальных усилиях с вашей стороны. Все это не бесплатно, а если у вас почему-то не получилось, значит вы плохо старались… 

6. Использовать окружение, чтобы закрепить невроз 

Общество не предлагает инструментов, чтобы сформировать развивающее окружение, поэтому окружение формируется хаотично. Средний человек собирает рядом людей «по своему образу и подобию», с теми же интересами и жизненными ориентирами. Чтобы получить устойчивое равновесие, окружение подкрепляет рассмотренные ранее стереотипы и модели поведения. 

К примеру, условный Ваня поехал отдыхать на тропические острова или купил новый автомобиль и, конечно, сообщил об этом своим друзьям и подписчикам. Люди, близкие к Ване, скорее всего, тоже задумаются об отпуске среди морских просторов и покупке новой машины – если у них это получится, они тоже поделятся счастливыми лицами в соцсетях. 

Рассмотрим еще один контекст – семья. Здесь наблюдаются похожие тенденции. Распространенный стереотип выглядит так: создавать семью и заводить детей нужно не потому, что партнеры готовы построить новую ячейку общества, а потому, что «уже пора», «часики-то тикают», «уже все женились, и нам пора». Другими словами, ставится задача – не воспитать детей достойными членами общества, а просто… родить. 

Возвращаясь к разговору о выгорании, отметим важный момент: выгорание, как и деградация, «заразно». Здесь играют роль механизмы подражания и феномен «групповой поляризации». Член группы, скорее всего, изменит свое отношение к проблеме на негативное, если большинство членов данной группы относиться к ней таким образом. Это способствует распространению выгорания. 

ПРИМЕР 11. Выгорание» заразительно. Вы могли видеть в магазине рядом с немолодой «выгоревшей» продавщицей, злобно кричащей на покупателей, молоденькую, но столь же скандальную ее помощницу. Это не постепенно, а быстро «выгорающая личность», так как она «заразилась» у старшей. Заражаться «выгоранием» можно п-разному, оно возникает как:

  • подражание более опытному, но «выгорающему» профессионалу («обезьяний эффект»);
  • следование новичка традициям группы «выгорающих» работников («стадный эффект»);
  • заражение «выгоранием» может произойти из-за представления о пользе его симптомов;
  • «выгоревший», озлобленный на всех и на себя начальник нередко учит помощника быть таким же, как он. Поощряемые агрессивность, грубость, чванство подчиненного в общении с клиентами как бы оправдывают эти пороки у самого начальника, даже создают у него чувство удовлетворения. Такой тандем особо опасен при авторитарных властителях, почти любящих и поощряющих в подчиненных отблеск своей бесчеловечности и жестокости.

«Выгорание» может охватить почти всех сослуживцев. Они становятся сначала активными циниками, грубиянами, потом – мрачными пессимистами. И все начинают думать, что здесь собрались плохие люди, Нет! Они были хорошими, но «выгорели».

Источник: Л. Китаев-Смык. Выгорание персонала. Выгорание личности. Выгорание души. // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2008. №2(33). С. 41-50.

Группа не хочет, чтобы ее члены сильно отличались друг от друга. Поэтому, если человек начинает отличаться от остальных – ставит более высокие цели, опирается на иные моральные нормы, достигает значимых результатов, – окружение превращается в «ведро с крабами» и пытается затянуть его обратно. Нередко это получается, и личность возвращается на уровень потребительских целей, чтобы соответствовать тем, кто находится вокруг. 

Один из показателей, который наводит нас на мысли о накопленных в обществе неврозах, – это закредитованность населения. Можно предположить, что ориентация на потребительские цели (траты ради того, чтобы «не быть хуже других») провоцирует перманентный стресс из-за страха, что денег может не хватить. Кредиты, тем не менее, этот страх не уменьшают. 

ПРИМЕР 12. В Национальном бюро кредитных историй подтвердили рост закредитованности россиян. Так, с апреля по октябрь 2021-го число заемщиков с показателем долговой нагрузки более 50%, то есть высокой или избыточной, увеличилось примерно на 6 млн, а доля таких граждан достигла 15,4%, рассказал директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков. По его словам, если сумма всех регулярных ежемесячных платежей по кредитам превышает 40% от доходов, то велика вероятность, что это существенно снизит качество жизни домохозяйства. А если показатель составляет 50 и более процентов, то заемщик должен быть готов получить отказ в новом кредите. В начале октября прошлого года средний ПДН составил 26,49%, за год он вырос на 1,38 п.п.

Рис. 1 (нумерация сборника). Схема из цитируемого издания
Рис. 1 (нумерация сборника). Схема из цитируемого издания

Источник: Легкий на заем: закредитованность россиян резко выросла в 2021 году. Известия. (URL: iz.ru/1286845/mariia-kolobova/legkii-na-zaem-zakreditovannost-rossiian-rezko-vyrosla-v-2021-godu; 01.10.2023.) Схема приводится «Известиями» по данным сервиса по подбору кредитов «Кредистория» (АО «ОКБ»). 

Когда (и если) личность достигает этих целей, она не знает, что делать дальше, так как отсутствует система целей (стратегический жизненный план, смысл жизни – называть это можно по-разному – см. понятие «Достойная цель» по Г.С. Альтшуллеру [4]).

Прямая корреляция между уровнем дохода и тем, насколько человек удовлетворен жизнью, наблюдается только до определенной точки. После нее показатели выходят на «плато» даже при дальнейшем повышении материального благополучия. Однако невроз, связанный с нехваткой денег, сохраняется.

ПРИМЕР 13. Избитая истина гласит о том, что счастье не купишь, однако финансовая безопасность лидирует в списке карьерных приоритетов большинства людей. Более того, самый распространенный ответ на вопрос «Что могло бы больше всего улучшить качество вашей жизни?» — это деньги. В чем же подвох? Кто прав, кто виноват? 

Качество исследований на эту тему по большей части крайне низкое. Тем не менее несколько недавних крупных работ по экономике кое-что проясняют. Мы проанализировали лучшие из доступных исследований и обнаружили, что истина где-то посередине: деньги действительно делают нас счастливее, но ненамного.

Вот что выяснилось в результате масштабного опроса, проведенного в США в 2010 году:

Рис. 2 (нумерация сборника). «Высокий доход влияет на качество жизни, но не на эмоциональное благополучие» (Д. Канеман, А. Дитон, 2010 г.)
Рис. 2 (нумерация сборника). «Высокий доход влияет на качество жизни, но не на эмоциональное благополучие» (Д. Канеман, А. Дитон, 2010 г.)

Участников опроса попросили оценить, насколько они довольны своей жизнью по шкале от 1 до 10. Результат отображен справа, снизу отображен уровень их семейного дохода.

График показывает, что при увеличении дохода с $40 000 до $80 000 удовлетворенность жизнью повышается всего лишь с 6,5 до 7 баллов из 10 возможных. Разница в доходе слишком велика для такого незначительного повышения удовлетворенности.

Но это еще цветочки. Если мы посмотрим на повседневное счастье, там роль дохода будет еще меньше. «Положительное воздействие» отмечалось, если люди признавали, что чувствовали себя счастливыми накануне. Слева отмечено количество людей, ответивших «да». После значения «$50 000» линия остается ровной, показывая, что выше этой отметки связь между доходом и повседневным счастьем отсутствует.

Рис. 3 (нумерация сборника). «Высокий доход влияет на качество жизни, но не на эмоциональное благополучие» (Д. Канеман, А. Дитон, 2010 г.)
Рис. 3 (нумерация сборника). «Высокий доход влияет на качество жизни, но не на эмоциональное благополучие» (Д. Канеман, А. Дитон, 2010 г.)

Схожую закономерность можно проследить, если посмотреть на группу тех, кто накануне «не грустил» или провел день «без стресса».

Рис. 4 (нумерация сборника). «Высокий доход влияет на качество жизни, но не на эмоциональное благополучие» (Д. Канеман, А. Дитон, 2010 г.)
Рис. 4 (нумерация сборника). «Высокий доход влияет на качество жизни, но не на эмоциональное благополучие» (Д. Канеман, А. Дитон, 2010 г.)

После значения «$75 000» все эти линии остаются ровными, соответственно, выше этого уровня доход не влиял на то, радостны, грустны или напряжены были люди. Этот факт едва ли вызовет удивление, ведь все мы знаем людей, которые добились высокооплачиваемой работы, но в итоге остались несчастны.

Более того, связь между доходом и счастьем, которая прослеживается до указанного порога, может быть обусловлена третьим фактором. К примеру, фактор здоровья может повлиять и на ощущение удовлетворенности, и на возможность заработать больше. При такой зависимости эффект от дополнительного дохода будет еще менее выраженным, чем рассчитано выше. 

Источник: Б. Тодд. 80 тысяч часов. Как построить успешную карьеру с пользой для мира. Цитируется по электронному изданию. С. 21-24.

Если смотреть на ситуацию шире: члены общества перестают что-то делать для этого общества, потому что сосредоточены на удовлетворении только своих потребительских ценностей. Как было отмечено в одном из предыдущих разделов, они выбирают не столько востребованные, сколько материально выгодные места работы. Из-за этого в некоторых областях возникает кадровый дефицит, который, в свою очередь, способствует выгоранию занятых в них специалистов. 

ПРИМЕР 14. На четвертом курсе факультета медицины я стал замечать, что все больше моих одногруппников выбирают в качестве специализации менее ответственные направления, например радиологию или дерматологию. У меня это вызывало недоумение, и я решил собрать данные по нескольким элитным университетам. Я выяснил, что тенденция везде была одинакова: к концу обучения большинство студентов выбирали более «жизненные» специализации с меньшим количеством рабочих часов, меньшим грузом ответственности и с большей зарплатой. 

Идеализм, который прослеживался в их вступительных эссе, рассеялся. 

Приближался выпускной, и мы по йельской традиции сели писать клятвы, представляющие собой комбинацию из слов Гиппократа, Маймонида, Ослера и других великих медиков. Несколько студентов настаивали на отмене клятв, аргументируя тем, что мы ставим интересы пациентов выше наших собственных. Остальные не позволили этой дискуссии развиться. Клятвы остались. Я считал, что такой эгоизм несопоставим с медициной, и, должен признаться, был абсолютно прав. Да, большинство людей выбирают профессию по трем критериям: зарплата, условия работы, продолжительность рабочего дня. Но помните, что, ставя эти критерии на первый план, вы выбираете работу, а не призвание.

Источник: П. Каланити. Когда дыхание растворяется в воздухе. М.: Эксмо, 2019.

Возможные направления решений: самостоятельно формировать развивающее окружение (см. материалы А.А. Рыжачкова и портала VIKENT.RU в разделе «Полезные ссылки»).

Как повысить напряженность в обществе

Социальная напряженность представляет собой эмоциональное состояние, вызванное давлением со стороны природной или социальной среды и продолжающееся в течение длительного времени. Она формирует перманентный стресс, который истощает ресурсы человека и повышает риск развития выгорания.

1. Заманить человека в город

Урбанизация повышает риск выгорания. Жизнь в городе полна мелких неврозов: разбитые тротуары и дороги, грязь и лужи, которые нужно обходить, мало мест, где можно погулять и отдохнуть от городской суеты. Плюс уровень шума, не только «физического», но и визуального и информационного. Кроме этого, в большом городе человек в большей степени подвержен чувству одиночества, так как постоянно встречает много незнакомых людей. 

ПРИМЕР 15. …распространенность СПВ во многом зависит от степени урбанизации региона. Так, признаки, характерные для различных стадий СПВ, отмечены у 60,3% врачей анестезиологов-реаниматологов Санкт-Петербурга, у 53,2% врачей анестезиологов-реаниматологов Рязани, у 46,4% врачей анестезиологов-реаниматологов Архангельска. 

Источник: Е.С. Нетесин, В.И. Горбачев. Синдром профессионального выгорания анестезиологов-реаниматологов в России. // Анестезиология и реаниматология. 2018. №3. С. 7-13.

Все это повторяется каждый день в течение долгого времени и естественным образом сказывается на психике. Люди постоянно находятся в состоянии стресса.

Возможные направления решений: периодическая смена обстановки (выезд за город, прогулка в парке); переход на удаленный формат работы – появляется возможность переехать в более спокойный пригород.

2. Разделить людей по принципу «Каждый сам за себя»

Несмотря на обилие соцсетей и мессенджеров, многие члены общества чувствуют себя одиноко, даже будучи окруженными множеством людей. На одного человека приходится огромное количество контактов, однако эти контакты – поверхностные и не помогают справиться с вроде бы вынужденной изоляцией. Не стоит забывать и об общей моде на индивидуализм – о желании отличаться от других членов общества, противопоставлять себя им.

ПРИМЕР 16. В современном мире немало предпосылок для обострения проблемы одиночества: политические конфликты, переход на удаленную работу, последствия пандемии. Исследование социологов Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» и Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН показало, что более 43% россиян испытывают одиночество. Большинство из них страдают от него редко, 12% населения — часто или практически всегда. [5]

В России даже предложили создать агентство по делам одиночества. Авторы инициативы отметили, что более 5 млн россиян страдают расстройствами психики и основным провокатором является патологическое одиночество. [6]

Подобные министерства уже существуют в Великобритании, Канаде, Японии. В США и вовсе говорят об эпидемии одиночества. [7] По данным исследования 2018 года, 22% всех взрослых американцев — это почти 60 млн человек — часто или всегда чувствовали себя одинокими и изолированными от общества. [8]

Источник: Одиночество. Как быть, если у вас никого нет, и когда это идет на пользу. Советы психологов. РБК Life. (URL: rbc.ru/life/news/635bd3009a794787ca71a81a; 01.10.2023.) 

Атомизация повышает общее напряжение в обществе. Люди на постоянной основе испытывают одиночество, и оттого снижается уровень удовлетворенности жизнью. 

Возможные направление решений: самостоятельно формировать развивающее окружение (см. доп. материалы в конце статьи).

3. Снизить уровень культуры общения

Казалось бы, как связаны культурный уровень и выгорание. А связь, между тем, логичная: чем ниже культурный уровень, тем выше общее напряжение в социуме. 

Улицы полнятся люмпенами, или, в терминах советской социологии, деклассированными элементами: нищие и бродяги, алкоголики и наркоманы (иногда эти «статусы» пересекаются). Чем дальше от крупных городов, тем острее становится ситуация. Это мощный стресс-фактор. 

Уровень беседы тоже снижается – хамство становится приемлемой моделью поведения даже в сфере услуг. В магазине могут накричать на покупателя, в поликлинике – на пациента. Клиент не отстает – ему ничего не стоит покрыть матом врача скорой помощи, который оказывает экстренную помощь его родственнику. 

В таких условиях напряжение в обществе растет. 

Отдельно, но в контексте культуры общения, стоит отметить кибербуллинг. От года к году специалисты отмечают, насколько чаще в социальных сетях, в комментариях к постам, фотографиям и видео стали появляться оскорбления.

ПРИМЕР 17. Всероссийский центр изучения общественного мнения опросил россиян о кибербуллинге. Около половины опрошенных отметили рост оскорблений в социальных сетях.

За последние пять лет психологический прессинг в соцсетях увеличился – так считают 42% интернет-пользователей. Ежедневно пользуются интернетом 72% россиян, а 34% в сети проводят больше 4 часов каждый день. Не заходят в интернет лишь 16% жителей страны.

Самыми популярными социальными сетями оказались ВКонтакте – в этом сервисе зарегистрировано 48% опрошенных – и Instagram* (39%). Платформой YouTube пользуется треть респондентов (34%), «Одноклассниками» – 32%. TikTok привлек 17% россиян.

Как выяснилось по итогам опроса, агрессивное поведение чаще всего наблюдается среди пользователей сети ВКонтакте (22%) и Instagram* (18%). В TikTok дистанционную травлю отметили 13% опрошенных, в YouTube –10%, в «Одноклассниках» – 8%. Не сталкивались с агрессией и унижениями в соцсетях 8% россиян, 5% полагают, что невежливо вести себя могут подписчики любой социальной сети.

В отечественном сегменте мировой паутины рост числа оскорблений в постах и комментариях отмечают 42% россиян. 9% опрошенных считают, что нетерпимого поведения в интернете стало меньше.

Источник: Кибербуллинг: масштаб проблемы в России. ВЦИОМ. (URL: wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/kiberbulling-masshtab-problemy-v-rossii; 01.10.23.)

* Instagram принадлежит компании Meta Inc., признанной в РФ экстремистской организацией. 

Как спровоцировать в обществе экзистенциальные кризисы

Одна из причин, почему люди выгорают, заключается в том, что они теряют смысл в своих действиях. Ходят на работу, которая не нравится – и не могут объяснить, зачем нужно тратить на это жизнь. Сначала это может касаться только рабочих задач, но чем дальше прогрессирует выгорание, тем дальше распространяется и кризис смысла. Общество получает человека, который ничего не хочет, ни в чем не видит смысла, его ничего не радует. 

1. Предоставить людям не цели и ориентиры, а простые шаблоны

Эти шаблоны характеризуются простыми действиями-«одноходовками», ориентированными на уже обсужденные потребительские цели. Они наглядны и даже инстинктивны, и потому человек легко их принимает. Однако, несмотря на их простоту, ситуация осложняется тем, что их много. 

Человек потребляет разные источники информации. Каждый транслирует свои шаблоны: религия напоминает подумать о душе, окружение – о материальных благах, государство с его аппаратом СМИ – о стране. Среднестатистическому гражданину трудно их совмещать: нужно выбрать что-то одно, и желательно – правильный вариант. 

Возникает так называемый паралич выбора, а поскольку цена ошибки – ни много ни мало, жизнь, это провоцирует серьезный стресс. И даже если выбор сделан и цель достигнута, возникает неприятный вопрос: «А что дальше?». 

Возможные направления решений: формировать систему целей (см. материалы Г.С. Альтшуллера в доп. материалах к статье). 

2. Сделать так, чтобы человек был согласен за хорошую зарплату выполнять бессмысленную работу 

Людям не нравится напрягаться и потому они ищут работу с идеальным сочетанием следующих критериев: меньше обязанностей, меньше ответственности, больше заработная плата. Ищут тепличные условия. Однако на таких должностях рабочий процесс, как правило, представляет собой совокупность однотипных операций, которые быстро превращаются в тягостную рутину. День сурка – только на работе. Сначала это приводит к профессиональному застою, а затем и провоцирует выгорание. Вот как об этом пишут авторы «Жизненной стратегии творческой личности».

ПРИМЕР 18. С признанием нового учения растет число срочных заказов на чтение лекций, составление учебных пособий, создание книг и пр. Выполнение всех заказов возможно только за счет снижения качества работы. Спешка неизбежно приводит к халтуре; халтура – к деградации личности исследователя.

Годами лекции читаются по одним и тем же планам с использованием одних и тех же примеров; нет времени на отшлифовку текстов книг, на углубленную разработку пособий и вообще на добросовестные исследования.

Источник: Г.С. Альтшуллер, И.М. Верткин. Как стать гением. Жизненная стратегия творческой личности. Минск: Беларусь, 1994. С. 371-372.

Источник не указан

А вот пример из реальной жизни – история Дэвида из Сан-Диего, опубликованная BBC. Его слова: «Я решил: лучше буду бездомным, чем работать в банке».

ПРИМЕР 19. Я проработал в банковской сфере 6 лет. Это никогда не было моей настоящей страстью. Просто дело, которым я изначально занимался по совету родителей и которое приносило мне хорошие деньги.

После пяти лет я понял, что не удовлетворен тем, что делаю. Все началось с того, что я стал чувствовать скуку. Потом у меня исчезло желание идти на работу, а после этого – и просыпаться по утрам. В какой-то момент я стал испытывать вину за то, что я, думающий человек, оказался в среде, которая зачастую не имеет смысла.

Моя работа заключалась в том, чтобы привлекать новые бизнесы и компании в банк. Однако кредитные возможности самого банка постепенно стали сокращаться. При этом мне все равно нужно было предлагать клиентам займы. По сути, я обещал людям то, чего в итоге не мог им дать, и заранее об этом знал.

Мой супервайзер постоянно требовал увеличения клиентов. В какой-то момент я понял, что просто не могу выполнять свои обязанности. Для того чтобы продолжать, мне нужно было начать врать клиентам. Я этого делать не хотел.

Я стал ходить только на общие собрания и получал зарплату, но не делал ничего помимо этого. Я больше не верил в то, чем занимается банк, поэтому не мог продавать его услуги. Я решил, что лучше буду бездомным, чем продолжу там работать. Президент банка сам позвонил мне и сообщил, что принято решение о моем увольнении. Помню, что я испытал большое облегчение.

Источник: «Это не про усталость». Почему мы горим на работе. BBC. (URL: bbc.com/russian/features-48707759; 01.10.23.)

Если такой стратегии придерживается большинство членов общества, то это снижает уровень квалификации не отдельного человека, а целой социальной группы. Повышается уровень лености, социум становится аморфной массой, приверженной выгоранию. Подробнее об этом вы можете прочитать в книге Дэвида Гребера «Бредовая работа. Трактат о распространении бессмысленного труда».

Долгосрочная (так называемая) «стабильность» на уровне государства неизбежно приводит к деградации управленческого аппарата.

3. Предлагать людям искать себя, но не давать для этого каких-либо инструкций

Что люди вкладывают в понятия «самосовершенствование» или «саморазвитие»? Часто это некоторая цепочка действий, которая должна позволить нам стать лучшей версией себя. Правда, не всегда для этого подбирают действительно развивающие задачи. Если фитнес или другие около-спортивные увлечения можно обусловить физическим комфортом, то другие хобби часто не имеют какой-либо задачи. Взять хотя бы изучение иностранного языка. Есть ли разница между освоением этого навыка просто так, для себя – и для того, чтобы получить более престижную работу в международной компании или читать передовые исследования в своей профессиональной области? Да, есть. И безусловно, это задачи разного уровня. 

Другой популярный тренд – поиск себя. Чаще всего выражается в том, что если на работе становится неинтересно и скучно, то работу нужно менять. Или: чтобы найти свое призвание, нужно попробовать себя в разных сферах. Так в резюме появляются десятки строк из разных профессиональных областей. Такая стратегия действий – одна из причины выгорания и следующего за ним экзистенциального кризиса, поскольку с высокой долей вероятности специалист к середине профессиональной карьеры будет уметь много всего, но по чуть-чуть, и серьезных достижений у него не будет.

Для общества это чревато уменьшением количества узкоспециализированных специалистов, которые важны для некоторых направлений. К примеру, для медицины. С другой стороны, в обществе повышается количество разочаровавшихся – тех, кто искал себя и не нашел, – что повышает вероятность выгорания всего общества.

4. Превратить жизнь в заведомую рутину

Ритм «работа → дом → работа → дом → отпуск → работа → дом» превращает жизнь в рутину и ускоряет выгорание не только на работе (профессиональное), но и вне ее (личностный кризис). 

Средний гражданин, как правило, работает на нелюбимой работе. Его рабочие задачи составляет рутина – повторяющиеся операции, не требующие больших умственных затрат. Рутина угнетает, а человек подвергается эмоциональному и физическому истощению. 

Скорее всего, у него узкий спектр интересов. Не секрет, что, приходя домой с работы, многие включают сериалы и реалити-шоу. Они так отдыхают. Окружение подкрепляет эту модель поведения. Вернувшись на следующий день на работу, с коллегами можно обсудить просмотренный эпизод. Хотя, казалось бы: вы же специалисты, объединены одной профессией, у вас должно быть столько тем для разговора – но нет.

Если в разговоре с друзьями или близкими он пожалуется на работу, его тут же успокоят: «У всех так, смирись». 

Некоторые офисные работники отмечают, что во время рабочего дня они не перетруждаются, но сильно устают, выматываются. И им ничего не хочется делать ни на работе, ни дома. Работая в таком ритме, человек перестает развиваться как специалист и выгорает. 

Процитируем историю работника из гейм-индустрии, который выгорел спустя полгода работы на новом месте. 

ПРИМЕР 20. Мне нравятся игры и кино, поэтому я занимаюсь 3Д-моделированием в геймдев-аутсорс-студии. Пришел в специальность относительно поздно — в 27 лет. Уже два года стараюсь вырасти в старшего специалиста.

Выгорел я на прошлом месте работы, в другой студии. Сперва мне стало тяжело вставать на работу, потом — просто просыпаться. Следом перестало нравиться то, чем я занимаюсь. Спустя полгода я оставил просмотры курсов по специальности, не было желания разбираться в новом. Если раньше мне нравилось приходить домой и моделировать проекты для портфолио, то теперь от этого занятия у меня начались приступы тошноты.

Я практически перестал разговаривать с женой, а все наши редкие разговоры свелись к тому, что я рассказывал о произошедшем в офисе за день. Но часто не было сил и на это. Как она терпела эти беседы, мои возвращения в два часа ночи и работу по выходным и праздникам — для меня загадка. Очень ценю поддержку и терпение моей жены. Не знаю, что могло бы произойти без нее, ведь в последние месяцы я постоянно визуализировал, как выхожу в окно или шагаю под поезд. Вряд ли на самом деле дошло бы до такого, но эти мысли были со мной долгое время.

В последние пару месяцев я больше симулировал деятельность, чем работал. Просто сидел и смотрел в одну точку. Неудивительно, что результат моей «работы» вечером был практически неотличим от того, что было неделю назад. Не думаю, что я делал это специально. Наверное, я так сильно замедлился просто потому, что не находил в себе сил уже ни на что.

Естественно, меня уволили. К удивлению начальства, я поблагодарил их за такой шаг. Самому мне было тяжело это сделать: я чувствовал долг перед коллегами, на которых тут же взвалят мои задачи. 

Источник: «Жить как робот — но недолго»: 11 историй о том, как работа может приводить к выгоранию. (URL: journal.tinkoff.ru/worked-and-burned-out; 01.10.23.)

Возможные направления решений: поиск развивающей работы – такого дела, которое позволит вам создавать что-то полезное не только для себя, но и для общества, осваивать новые навыки и решать новые классы профессиональных задач.

5. Отстранить человека от решения важных вопросов

Состояние, когда член общества понимает, что от него ничего не зависит, является фактором, усиливающим риск выгорания. Оно убивает инициативу и прививает чувство бессмысленности любых действий. Зачем, если все равно ничего не получится? Здесь рождаются знакомые стереотипные фразы вроде этой: «Один голос ничего не решает». Формируется выученная беспомощность — индивид не предпринимает попыток улучшить свое состояние, не пытается избежать негативных стимулов или получить позитивные, хотя имеет такую возможность.

ПРИМЕР 21. В 60-х годах XX века Мартин Селигман стал известен своими исследованиями эффектов беспомощности у собак и людей, в частности, он открыл синдром: Learned helplessness / Выученная беспомощность. 

Ученые проводили следующие эксперименты: при нескольких попытках перепрыгнуть через препятствие, собака каждый раз получала удар током. После этого животное не пыталось преодолеть даже более низкое препятствие... В экспериментах с людьми им дается серия нерешаемых задач, либо в процесс их деятельности вводятся неустранимые помехи, что приводит к отказу от попыток решать задачи впредь, даже более легкие. 

Выученная беспомощность, будучи выработанной в одной конкретной ситуации, как правило, распространяется на многие другие, так что человек перестает предпринимать попытки справиться даже с теми задачами, которые поддаются решению. Эффект выученной беспомощности вызывает стойкую депрессию прежде всего у тех лиц, которые считают, что их неудачи определяются их собственными неисправимыми недостатками (например, дефектами воли или интеллекта), а успехи, если они и случаются, зависят лишь от удачного стечения обстоятельств или от действий других людей... 

Пример: «Некоторые люди, кажется, никогда не хотят или не могут взять на себя ответственность даже за свою собственную жизнь. Эта особая разновидность пассивности именуется выученной беспомощностью, и она возникает, когда ваши нейронные пути приучаются «знать», что вы брошены на милость окружающего вас мира и что любое действие, которое вы можете попытаться предпринять, – бесплодно. Положение вечной жертвы кажется неизбежным, и поэтому искушение сдаться затмевает биологический инстинкт выживания. Больной как бы «заморожен» – безвольный кролик перед удавом». 

Источник: Страница о Мартине Селигмане на портале VIKENT.RU. Приведенная цитата приводится по: Р. Пеллегрино, М. Политис. Как повысить свой интеллект. М.: АСТ, 2003. С. 237. (URL: vikent.ru/author/2282; 01.10.2023.)

Среднестатистический член общества все меньше проявляет инициативу в общественной и политической сфере, потому что думает, что от него ничего не зависит. Законы принимаются без его участия. Тарифы и цены повышаются без его участия. И все это не зависит от результатов выборов, которые он делает. Общественное бытие не меняется, что бы он ни делал.

Такой картине мира, в немалой степени, способствуют и близкие. Как уже упоминалось, любые попытки выделиться превращают окружение в «ведро с крабами». Причем, это начинается с раннего детства: «Не высовывайся. Делай именно так, как сказали».

Несколько слов в конце

Как мы видим, общество имеет целый спектр способов развить у члена общества выгорание. Мы выделили три группы: чтобы сформировать устойчивый невроз, повысить напряженность в обществе и развить экзистенциальный кризис. Каждый из них можно рассматривать детальнее, выделяя все больше «инструментов». Это может быть отдельной темой исследования. 

Если вы сталкивались с разобранными факторами выгорания или хотите дополнить этот список, опишите свой кейс автору статьи.

Поддержите проект «АПОРОН», приобретая сборник материалов первой конференции – в электронном или в печатном виде. 

Примечания к статье

[1] Количество россиян с высшим образованием превысило 31 процент. Российская газета. (URL: rg.ru/2021/06/15/kolichestvo-rossiian-s-vysshim-obrazovaniem-prevysilo-31-procent.html; 01.02.2024.)

[2] Порядка 90% выпускников вузов устроились на работу. Минобрнауки России. (URL: minobrnauki.gov.ru/press-center/news/nauka-i-obrazovanie/56650; 01.02.2024.)

[3] Больше половины студентов планируют работать по специальности. HeadHunter. (URL: hh.ru/article/25298; 01.02.2024.)

[4] Система целей творческой личности по Г.С. Альтшуллеру. (URL: vikent.ru/enc/450; 01.02.2024.)

[5] Авторы цитируемой статьи ссылаются на: iq.hse.ru/news/428981923.html.

[6] Авторы цитируемой статьи ссылаются на: rbc.ru/society/09/10/2022/634278139a7947da6bbee9b1.

[7] Авторы цитируемой статьи ссылаются на: nytimes.com/2016/12/22/upshot/how-social-isolation-is-killing-us.html.

[8] Авторы цитируемой статьи ссылаются на: kff.org/report-section/loneliness-and-social-isolation-in-the-united-states-the-united-kingdom-and-japan-an-international-survey-introduction.

Полезные материалы