Статьи

Портрет учителя XXI века

Ускоренно развивающийся мир ставит новые вызовы перед учителями, их роль в учебном процессе трансформируется. В этом докладе автор рассматривает умения и навыки, которыми должен обладать современный учитель – сообразно изменениям, произошедшим в конце XX – начале XXI века. 

Материалы для статьи взяты из открытых источников, а также из закрытой педагогической базы данных издательства LIVREZON. Этот текст будет полезен практикующим педагогам, а также тем, кто рассматривает эту профессию для работы в будущем. 

Игорь Перунов – исследователь в области образования, автор книги «Что должен уметь учитель?» 

г. Москва, Россия ВКонтакте: vk.com/perunig @ igor_v_perunov@mail.ru

Важное умение современного учителя – создавать свои педагогические (методические) разработки

Готовые уроки, учебные программы и контрольные работы, конечно, есть в интернете, и некоторые нерадивые педагоги ими пользуются. Однако они несовершенны. Ждать помощи со стороны методических специалистов тоже не приходится – они есть далеко не в каждой школе. Ситуация осложняется тем, что в педагогических вузах этому также не учат, их теория нередко оторвана от реальной практики работы в школе. 

Учительская профессия несет в себе риск не только выгореть и потерять здоровье, но и деградировать в профессиональном плане. Длительное воспроизводство созданных даже самим учителем материалов приводит к деградации. Педагог не создает ничего нового, и поэтому его квалификация не просто не остается на прежнем уровне – она снижается, так как время постоянно предъявляет новые требования. Так появляется необходимость регулярно демонстрировать новые разработки. 

В «обостренной» форме это качество может быть проиллюстрировано жизненной необходимостью аналогичного умения в области, которая является эталонной для школьной педагогики, – педагогике творчества. 

ПРИМЕР 1. В зависимости от степени сложности решаемых педагогом противоречий полученные в результате этого решения неравнозначны, их можно классифицировать по пяти уровням творчества. [1]

1-й уровень — повышение эффективности дидактической системы педагога за счет внесения в нее известных инструментов (приемов, методов, форм). Результат 1-го уровня предполагает заимствование из педагогической литературы разработанных инструментов и включение их в собственную дидактическую систему.

2-й уровень — повышение эффективности дидактической системы педагога, за счет внесения в нее известных инструментов с целью их применения в новой ситуации. Например, дидактические карточки традиционно нашли свое применение при опросе учащихся. Использование их при изучении нового материала, для домашнего задания — творчество 2-го уровня. Еще пример: групповая форма деятельности учащихся традиционно применялась при изучении нового материала; использование групповой организации при контроле знаний — также творчество 2-го уровня.

3-й уровень — принципиальное изменение частей (части) дидактической системы педагога, а именно: создание нового методического приема, формы или метода. Таковы принципы укрупнения дидактических единиц (объема содержания), разработанные П. М. Эрдниевым, метод опережения за счет объединения родственного учебного материала С. Н. Лысенковой, опорные сигналы (не конспекты) В. Ф. Шаталова. Разработки 3-го уровня  — это уже педагогические изобретения, однако их использование предполагает изменение не всей дидактической системы, а только одной или нескольких ее частей. Технология создания новых инструментов будет подробно рассмотрена в следующей главе.

4-й уровень — создание новой дидактической системы. Новая дидактическая система может создаваться из известных инструментов, новизна ее заключается в более высоком системном эффекте по сравнению с имеющимися благодаря появлению новых связей между инструментами, новой структуры дидактической единицы. Для достижения этой цели можно избежать метода проб и ошибок, если воспользоваться законами дидактики.

5-й уровень — создание принципиально нового дидактического направления. Новое направление в дидактике на сегодняшний день — это педагогика творчества учащихся или сотворчество. Педагогика сотрудничества — это вершина традиционного направления обучения, когда учитель четко указывает ученику дорогу в мир знаний и ведет его по ней. Сотворчество — это педагогика самостоятельного творчества и учителя, и учащихся, где основу будет составлять усвоение учащимися методов деятельности через решение творческих задач, составленных педагогом. Тот объем учебной информации, который сейчас должны заучить учащиеся, будет «заучивать» ЭВМ, погружая его в свою память, задачей же человека будет совершенствование методологии, чтобы с ее помощью получать новые знания и, таким образом, самосовершенствоваться. Возможно, в деталях автор и ошибается, но только не в главном: базы знаний компьютеров избавят человека, его мозг от ненужной информации, тем самым увеличив потенциальные возможности для усвоения и развития методов деятельности. Таким образом, педагогика творчества — это взаимный творческий процесс, когда учитель создает творческие задачи (отбирает их из жизненных ситуаций, а не из учебников) и вместе с учениками решает.

Источник: В.А. Бухвалов. Алгоритмы педагогического творчества. М.: Просвещение, 1993. С. 40-41. (Цитируется по: treko.ru/show_article_883; 01.10.23.)

Что нужно, чтобы выработать это качество

1. Регулярно анализировать эффективность использования материалов для своих уроков. Как минимум, раз в год проводить ревизию имеющихся материалов (удобно делать это на каникулах). 

2. Ориентироваться на сильные эталоны по созданию педагогических разработок – например, читать отечественные и зарубежные материалы практикующих учителей-разработчиков.

3. Заводить знакомства со специалистами, педагогами-новаторами, которые создают свои разработки, обмениваться с ними опытом, сильными и интересными решениями. Интернет упростил решение этой задачи – достаточно лишь проявить инициативу. 

Учитель XXI века должен уметь подстраиваться под смену требований к учебным программам, содержанию предметов 

Если постановка первого навыка, это, вероятно, дело далекого будущего, то умение подстраиваться под меняющиеся требования доступно и сегодня. Прежде, однако, обозначим, в чем заключается проблема. 

Некоторые дисциплины развиваются куда стремительнее, чем может себе представить среднестатистический учитель, который преподает по учебникам, написанным десятилетия назад. В то время как ему необходимо не только глубоко понимать основы дисциплины, но и узнавать новые данные, постоянно открывающиеся в физике, химии, биологии и других областях знаний. Сможет ли случайный физик из средней общеобразовательной школы в двух словах, даже не вдаваясь в подробности, объяснить ребятам, за что Ференц Краус, Анн Люийе и Пьер Агостини получили Нобелевскую премию по физике в 2023 году? Мы не уверены. 

А без этого умения и ученики не смогут качественно усваивать учебный материал. Они не будут понимать современную науку, у них даже не появится возможность заинтересоваться, увлечься ею. Неполные, порой ложные, сведения о научном методе, которые получают дети, препятствуют развитию подлинно научного (критического) мышления, открывая простор для лженауки. 

Приведем несколько цитат, дополняющих описание проблемы. 

ПРИМЕР 2. Вторая значительная проблема — квалификация учителей. Биология — одна из самых быстроразвивающихся наук, а учителя сами учились либо много лет назад, либо по учебникам, написанным много лет назад. В итоге они часто не знают новейших достижений, а иногда сами плохо понимают биологические закономерности. Это уже проблема педагогических вузов, причем крайне трудноразрешимая. Помочь могли бы обновленные курсы в таких вузах (эффект скажется лет через 5–10), либо курсы повышения квалификации (только кто будет на них преподавать в масштабах всей страны?). [...]

При поддержке фонда «Династия» мы обучали учителей биологии из различных российских регионов работе с экспериментальными учебными наборами и давали им возможность проводить занятия в своих школах. Получалось в целом тоже неплохо. Но были и тревожные симптомы, которые показывали, что многие из учителей, несмотря на то что они были отобраны в результате серьезного конкурса, были не вполне готовы к выполнению исследовательских проектов со школьниками. Один тревожный пример — дюжина учителей, проходивших практикум в моей лаборатории в Институте биологии гена в течение недели, были так благодарны за полученные знания, что позвали без моего ведома православного священника и освятили лабораторию. А ведь они, безусловно, из лучших.

Источник: Точка зрения | Проблема преподавания биологии в школе. (URL: postnauka.org/talks/30749; 01.10.23.

ПРИМЕР 3. На это направление городского конкурса прислали больше 200 работ. Бόльшая часть прошла отбор на межрайонных конкурсах, где их судили учителя. Так вот, в 80 процентах работ нет никакой исследовательской работы, конечно. А нет ее потому, что учителя сами не знают, что это такое, не понимают, что такое наука, исследование, какие к нему требования, и хотя их, видимо, не учили этому в институте, они берутся руководить детскими научными проектами. Это выглядит ужасно. Я молчу о том, что больше половины этих работ были просто скопированы, по крайней мере частями. Есть текст в интернете, на нем даже копирайт не стоит, почему его не скопировать? Уже написано про это, зачем я буду сам еще что-то писать? Я скопирую кусочек оттуда, кусочек отсюда… Мы объясняем участнику: «Ваша работа не прошла отбор, потому что она скопирована», а он говорит: «Как? Я же не брал целиком чужую работу! А то, что у меня куски текста скопированы, разве так нельзя?» 

Источник: К. Кнорре-Дмитриева. Учителя — учителям. М.: Точка, 2017. С. 69-70.

ПРИМЕР 4. Очень важна готовность учителя стать образцом для других, быть наставником, быть открытым к общению и в то же время постоянно заниматься саморазвитием, потому что нет предела совершенству. Последнее условие — абсолютно необходимое для учителя. Как говорит моя коллега Ирина Васильевна Гусарова (преподаватель русского языка в лицее №1535. — Прим. ред.): «Зачем нужно фиксировать, на каких курсах повышения квалификации занимался тот или иной учитель? Ведь это его прямая обязанность. Если мы спросим любого учителя, работающего в нашем лицее, повышает ли он систематически свою квалификацию, то услышим однозначный ответ: «да». 

Источник: К. Кнорре-Дмитриева. Учителя — учителям. М.: Точка, 2017. С. 46.

Что нужно, чтобы выработать это качество

1. Учителя-«предметники» должны отслеживать новости в той области знаний, знания о которой они передают детям. Эту информацию полезно обсуждать с учениками, например, в качестве бонуса за хорошую работу на уроке. 

2. Если учитель замечает, что ему недостаточно предметных знаний, этот пробел необходимо восполнить. Несмотря на кажущуюся очевидность этой рекомендации, она выполняется далеко не всегда. (Увы, издержки человеческого фактора.)

3. Повышение квалификации стоит проходить в ведущих вузах или исследовательских институтах, профильных к выбранной области знаний. Кроме того, наращиванию научных компетенций способствует ведение собственных педагогических исследований.

Современный учитель строит образовательный процесс не от запоминания, а от переработки информации, ее поиска, фильтрации и анализа

Никого не удивить тем фактом, что количество информации в мире постоянно увеличивается, а знания в целом стали доступнее, чем когда-либо, с распространением интернета. Теперь можно не запоминать множество фактов, ведь такую информацию легко найти с помощью гаджета. Однако естественным образом возникает проблема: как не потеряться среди информационного шума и эффективно работать с массивными потоками информации? 

Среди компетенций, которыми обладает современный педагог, стоит отметить две стороны одной медали. 

Во-первых, он умеет быстро находить, оценивать и обрабатывать нужную информацию. Может отличить качественную информацию от некачественной и знает, как проверить ее достоверность. У него развито критическое мышление, каждое его суждение подкреплено аргументами (причем, несколькими – так как он ориентируется в законах логики и знает, что нельзя делать выводы, основываясь на одном прецеденте). 

А во-вторых, – и это, возможно, важнее – он может передать эти умения своим ученикам, чтобы они с той же критичностью и стремлением разобраться в вопросе относились и к его словам, и к положениям учебных программ. 

Что нужно, чтобы выработать это качество

Очевидно – освоение указанных навыков. Опыт редакторов издательства «LIVREZON» показывает, что это возможно а) при регулярной работе, б) на большом количестве изучаемых источников и в) эти источники должны быть сильными. 

В задачи данного материала не входит объяснение того, как этому научиться. Об этом см. подробнее в подборке полезных материалов в конце статьи. 

Современный учитель придерживается культуры развивающей критики

Как говорит главред издательства «LIVREZON» Анатолий Рыжачков, критика приобретает смысл, когда она дает возможность улучшить объект, о котором идет речь. То есть, недостаточно сказать или написать «Мне не нравится (твоя контрольная, эта книга, учебная программа)». Нужно указать, что именно упущено и каким образом можно было бы исправить ошибки. (Подробнее о принципах развивающих критики см. видео из полезных материалов.)

Умение давать развивающую обратную связь важно для учителей, как минимум, по двум причинам. Во-первых, оценивать работы учеников – это прямая обязанность педагога, от этого зависят учебные результаты ребят. Во-вторых, развивающая критика – это инструмент развития профессионального сообщества учителей. Рассмотрим следующее соображение.

Мы наблюдаем, как некоторые образовательные системы в разных странах – в частности, в Шанхае (Китай), – активно внедряют формы обмена опытом между педагогами. То есть, развитие профессионального сообщества превращается из добровольной инициативы, свойственной немногим, в формальную обязанность. Учителя выкладывают свои наработки, в том числе и учебные планы, и получают друг от друга обратную связь. 

ПРИМЕР 5. Когда я посетил Шанхай в 2013 году, я увидел, что учителя используют цифровую платформу для обмена планами уроков. Само по себе это не является чем-то необычным; отличие от других примеров заключалось в том, что платформа дополнялась показателями репутации. Чем больше других учителей скачивали, критиковали или улучшали уроки, тем выше становилась репутация учителя, который ими поделился. В конце учебного года директор школы спрашивал не только о том, насколько хорошо учитель преподавал своим ученикам, но и о том, какой вклад он внес в совершенствование профессии учителя и всей системы образования в целом.

Источник: A. Schleicher. World Class: How to build a 21st-century school system, Strong Performers and Successful Reformers in Education. Paris, OECD Publishing, 2018. P. 263.

К сожалению, российские реалии пока не способствуют развитию этого качества. Профессиональная солидарность (поощряющая косность учительского сообщества) часто встает выше, по сути, интересов граждан и страны в целом. Рассмотрим одну из многочисленных отрицательных иллюстраций (орфография и пунктуация автора поста сохранены).

ПРИМЕР 6. Уже в первый год своей работы педагогом, я попал на открытый урок в одну из школ района. [...] Учительница предпенсионного возраста, тем не менее, сильно волновалась, вследствие чего урок прошел не самым лучшим образом. Я делал в блокноте короткие наброски. [...] Список получился внушительным.

Урок окончен, и методист предлагает начать обсуждение, предоставив слово самому опытному педагогу. «Ну, – думаю, – сейчас разнесет он этот урок». Даже жалко стало коллегу. Но к моему изумлению, аксакал педагогики отметил урок как новаторский (!) и крайне полезный. Выступающие следом придерживались той же точки зрения. Я выступал последним, и, запихав блокнот в карман, присоединился к поздравлениям.

Потом на банкете (тогда это было в порядке вещей), я тихонько спросил аксакала:

— Ну как же так, урок-то неважный!

— Ну, ясное дело. Но мы же – братство историков, своих никогда не сдаем. Когда-нибудь и к тебе ведь на урок приедем, запомни это.

Прошло двадцать пять лет, и вот я сижу на открытом уроке (невероятно!) по теме культура Древней Греции, а методист (конечно, уже новый) предупредил меня, что первое слово после урока – мое, как аксакала в нынешнем составе коллег. Самое забавное, что урок вновь не удается: учитель нервничает, ничего не успевает, дает ответы за детей, многие из которых не могут ответить даже на самые элементарные вещи (позже выяснилось, что про открытый урок ему сказали рано утром).

Урок окончен, дети с облегчением покидают класс, методист собирается дать мне слово, однако неожиданно его берет учительница, недавно окончившая универ. «Я считаю, что урок не удался», – бойко начинает она. Ее прерывают сразу трое коллег, объяснив, что здесь говорят по старшинству. В общем, после выступления всех присутствующих урок получил полное одобрение.

Когда шли к своим машинам, молодая коллега робко спросила меня:

— А почему вы все хвалили урок, объясните мне, неразумной?

— А потому что, – отвечаю я, мы – братство.

Источник: Пользователь vansergeich. Мы – братство. Пикабу. (URL: pikabu.ru/story/myi__bratstvo_7692752; 01.10.23.)

Для учительского сообщества неприятие конструктивной критики приводит если не к деградации конкретных учителей, то, как минимум, к отсутствию профессионального роста. Поэтому развивающийся учитель должен ориентироваться на более высокие эталоны. 

Что нужно, чтобы выработать это качество

Во-первых, начинать нужно с того, чтобы научиться честно признаваться в своих ошибках. Например, ученикам – дети часто снисходительны к ошибкам взрослых. Полезно также оценить себя как специалиста, для чего производится честный «аудит» своих знаний, навыков и умений. 

Во-вторых, полезно иметь наставника, который даст совет, как справиться с профессиональными трудностями, или обратную связь на материалы и разработки педагога. Им может стать более опытный коллега (найти которого можно не только в школе, но и в профессиональном сообществе в интернете). 

В-третьих, необходима ориентация на более высокие эталоны – то есть на тех педагогов, которые знают и умеют больше, чем вы. Причем, не только живущих сейчас, но и великих теоретиков и практиков прошлого. Удивительно, но многие школьные учителя совершенно не знакомы, например, с работами А. С. Макаренко, Л. С. Выготского, Дж. Дьюи или М. Монтессори, хотя в их книгах содержится много педагогических инструментов, не только не теряющих своей актуальности, но и опережающих время. 

Педагог XXI века демонстрирует ученикам правильные модели социального взаимодействия

Школа в XXI веке по-прежнему важна для социализации детей, ведь они проводят в ее стенах значительную часть времени. И поскольку в семье ребят часто не учат, как эффективно общаться друг с другом и со взрослыми, эта часть обязанностей ложится на плечи учителей. 

Особенно в начальной школе конфликты между учениками вспыхивают тут и там по самым разным причинам. Это нормально, так они исследуют границы дозволенного и учатся понимать, как можно поступать, а как нельзя. Задача учителя в таких ситуациях – направлять взаимодействие в мирное русло, учить ребят общаться, разрешать конфликты без физического и психологического насилия. 

Важную роль здесь играет и то, как педагог демонстрирует правильные модели социального взаимодействия. Например, в общении с родителями. Процитируем старый, но все еще актуальный пример. 

ПРИМЕР 7. Особое внимание классный руководитель должен обратить на организацию индивидуальных консультаций с родителями своего класса. Дети в классе различны по проявлениям воли и характера. Поэтому большую помощь родителям оказывает индивидуальная беседа, в процессе которой учитель договаривается с родителем о таких мерах воздействия, которые диктуются индивидуальными особенностями данного школьника. 

Но продуктивными беседы могут быть только тогда, когда учитель сам внимательно изучает и знает индивидуальные особенности своих воспитанников, а не полагается только на те сведения, которые сообщит ему в беседе родитель. Больше того, чтобы уверенно предписывать родителю меры воздействия на ученика, педагогу нужно знать не только индивидуальные особенности ребенка, но и особенности воспитания в данной семье: кто в семье оказывает наибольшее влияние на ребенка, каково это влияние, какими методами это влияние обеспечивается и т. д. Ознакомившись с особенностями воспитания в семье, учитель легче установит эффективные меры воздействия на детей, которые он будет убедительно рекомендовать и предписывать родителям. […]

Контакт учителя с родителем не ограничивается только педагогической пропагандой. Задача педагога заключается в том, чтобы добиться на деле педагогически правильного воздействия на ребенка со стороны родителей. Еще встречается немало родителей, которые охотно соглашаются с предписаниями учителя, но ничего не делают для того, чтобы претворить их в жизнь. Они продолжают воспитывать детей по своим установившимся порочным традициям и тем калечат их. Наше государство предоставило школе широкие права вмешательства в семью, где живет и воспитывается учащийся. Советская общественность и законодательство оказывают огромную поддержку школе в работе с родителями. Важно, чтобы сами учителя обнаружили твердую требовательность к родителям, а не ограничивались только увещеванием.

Источник: В. И. Селиванов. Воспитание воли школьника. М.: Учпедгиз, 1954. С. 109-111.

Что нужно, чтобы выработать это качество

Важны три условия. Первое – качество, которое педагог хочет воспитать в детях, он должен демонстрировать и сам. Этот принцип работает, например, и при установлении правил в классе. Второе – учитель должен внимательно наблюдать за учениками и подмечать их особенности: кто и как реагирует на высказывания и поступки-триггеры, какие темы чаще провоцируют конфликты и т.д. Наконец, третье – педагог, чтобы научить детей разрешать конфликты, должен знать основные техники, а для этого потребуется научиться и самому. Кому-то будет достаточно профильной литературы, другим потребуются курсы повышения квалификации. 

Знание основ дефектологии позволяет учителю работать с учениками с особенностями

В связи с изменением условий, в которых протекает современное детство, приходящие в школу дети XXI века имеют другие качества и особенности, чем дети XX века. Общество становится более разнородным. Помимо так называемых нормотипичных учеников, в классе нередко учатся и особенные дети. Без понимания, как найти к ним подход, – по сути, без базовых знаний коррекционной педагогики, – педагог не способен организовать обучение современных «сложносоставных» классов. 

Что нужно, чтобы выработать это качество

Мировой опыт (и опыт классиков педагогики) говорит, что практически не существует детей, к которым нельзя найти подход. Учителю нужно освоить и использовать соответствующий арсенал работы с «трудными» детьми из методических программ инклюзивного образования. Самый быстрый путь – не пытаться повторять неэффективные действия, а сразу консультироваться со специалистами – коррекционными педагогами. 

Современное образование предоставляет возможности каждому ученику, и это требует отдельной культуры, атмосферы терпимости. Поэтому педагогу нужна выдержка и, по возможности, эмоциональная устойчивость при работе с особенными учениками (умение эмоционально не вовлекаться). Достигается это в результате работы с такими детьми. 

Современный учитель пытается найти точки соприкосновения изучаемых тем с интересами учеников

В современных текстах для учителей часто можно встретить представление о том, что детей нужно мотивировать учиться. Однако факт: учитель перестал быть главным источником знаний для детей, зато возросла потребность в создании условий, при которых им захочется учиться. Возникает все больше детских вопросов вроде «А зачем нам все это нужно?», на которые педагог должен найти что ответить, если он хочет по-настоящему и надолго увлечь ребят. Если же он не сумеет говорить об этом на близком для них языке, ценность преподаваемой дисциплины проиграет в конкурентной борьбе с простыми и доступными развлечениями. 

ПРИМЕР 8. …Дети удручающе прагматичны, у них почти полностью отсутствуют романтические порывы. Они мало чем интересуются, кроме того, что относится к их «личному потреблению». У меня есть небольшая коллекция предметов, привезенных из археологических экспедиций. В былые годы, демонстрируя на уроках истории обломки древнегреческих амфор, орудия труда первобытного человека, многотысячелетнюю керамику со следами пальцев давно истлевшего гончара, я с удовольствием наблюдал горящие глаза детей, которые страстно разглядывали все эти археологические чудеса, вырывали их из рук, засыпали меня вопросами… Теперь же, попытка предъявить мою коллекцию ученикам, вызвала у них лишь вежливый интерес (у некоторых!). 25 лет назад это вызывало восторг… Сегодня это им НЕ ИНТЕРЕСНО! Переданное мною по рядам рубило каменного века, многие даже не рассматривая передавали дальше. 

Я вообще был приучен к особому вниманию моих учеников, привык, что после урока возле учительского стола обязательно собирается стайка любознательных чудаков, засыпающих меня вопросами, доказывающих свое, особое мнение. Сегодня это невозможно. Сразу после звонка, все дружно хватают мобильники и играя на ходу, вылетают в коридор. [...]

У современных детей крайне низкая мотивация к успешной учебе. Они вообще НЕ ПОНИМАЮТ, зачем им нужно учиться хорошо? Звучит дико, но это так… Столкнувшись с этим удивительным явлением, я поставил эксперимент: выложил на парты учебники, задал несколько вопросов и велел ученикам просто НАЙТИ И ВЫПИСАТЬ из учебников готовые ответы! В прежние годы, мне подобная профанация учебного процесса и в страшном сне бы не приснилась… Эксперимент дал поразительные результаты. Многие ученики НЕ НАШЛИ ответов в указанном мною параграфе. Для них оказалось непосильной работой прочитать текст и выписать готовые ответы! Многие и не пытались этого делать. Их даже не соблазняла хорошая оценка. За десять минут до конца урока, мне сдавались листочки с несколькими случайно подобранными фразами, их же владельцы в ожидании звонка просто сидели, украдкой под партами играя на мобильных телефонах. Я пытался исследовать этот феномен. Складывается впечатление, что у многих детей прочно укоренился стереотип, что все в жизни к ним как-то придет и сложится само-собой. Может быть дело в этих стереотипах сознания?

Источник: И. Гусев. Заметки бывшего учителя. Часть первая. (URL: topos.ru/article/zhizn-kak-est/zametki-byvshego-uchitelya-chast-pervaya; 01.10.2023.)

Действительно, иногда учитель должен преподнести материал так, чтобы заинтересовать учеников. Однако мотивация дает кратковременный эффект, а если речь идет о наработке предметных навыков, то не обойтись без дисциплины труда и постановки рабочих ритмов. Ученики будут жить в быстро меняющимся мире, где, чтобы чего-то достичь, нужно постоянно совершенствовать свои навыки.

Что нужно, чтобы выработать это качество

Учитель должен быть примером для учеников, образцом для подражания. Желательно быть при этом энтузиастом своего предмета, а для этого – постоянно изучать новое. Современный педагог знаком с интересами учеников и знает, как перевязать их с изучаемой темой. Все школьные дисциплины находят свое отражение в массовой культуре, знакомой ребятам, нужно лишь постараться найти подходящие культурные коды. Чего точно нельзя делать, так это внушать ребенку мысль о том, что предмет ему не по зубам. И хотя это настолько очевидная мысль, на практике оказывается, что следуют ей далеко не все педагоги. 

Эффективная коммуникация в рамках образовательной организации – важное условие эффективной работы педагога

Характерная цитата с педагогического интернет-форума:

ПРИМЕР 9. Я учитель математики, а предлагают мне четыре группы решения задач по два часа и один седьмой класс, то есть, всего четырнадцать часов. Я была, так сказать, в шоке, но, покопавшись основательно в законах об образовании, трудовом кодексе и типовом положении об общеобразовательных школах, составила на имя директора заявление.

Сегодня картина маслом. Прихожу в кабинет. Спрашиваю, не будет ли пересмотрена тарификация на следующий год. В весьма жестких выражениях получаю ответ, что пересматривать тут нечего. На что я отдаю ей заявление (три экземпляра, входящий номер секретариата о принятии заявления). Она мне сразу: «А почему, мол, три...» Как почему – один мне, один вам, один в департамент образования. 

Тут она начала читать, а сочинение я накатала аж на три листа со ссылками на законы и подзаконные акты. По мере прочтения она меняется в лице и начинает говорить, мол, «я вас не так поняла, я думала, у вас детки, и вы сами хотели нагрузку поменьше...»

Источник: Комментарий пользователя rino4ka на «Учительском портале». (URL: uchportal.ru/forum/33-155-4; 01.10.2023.)

Редкий учитель работает в школе, где его все устраивает. Проблемы могут быть разными: то не дают класс, то этот класс не отапливается, то дирекция настаивает на формально не обязательном, но таком благородном деле, как благоустройство территории школы вместо уроков. Находясь в плену неверных представлений об учительской профессии, педагог нередко ведется на подобные манипуляции, хотя даже на подготовку к урокам времени всегда не хватает. Кроме того, российским учителям не хватает юридической грамотности и умения отстаивать свои права. Это отчасти объясняет плохие условия труда, потери времени на необязательных работах, недостаточную или, наоборот, чрезмерную нагрузку. Все это провоцирует выгорание и профессиональную деградацию.

Что нужно, чтобы выработать это качество

Во-первых, знать закон: ФЗ, приказы, распоряжения и другие нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы нагрузки, оплаты и условий труда, – а также находить их актуальные редакции с учетом регулярных поправок. 

Во-вторых, необходима настойчивость, так как придется переступать через страх и возможное сопротивление начальства. Современный педагог обладает упорством правозащитника, которое вырабатывается в стремлении защищать свои права не только на работе, но и в жизни.

Заключение

Пока система образования пытается адаптироваться к изменениям, учителя продолжают работать, пытаясь восполнить частичное отсутствие описанных в этом материале навыков. Конечно, лучше всего готовиться к профессии «заранее» и будучи молодым целенаправленно формировать в себе качества педагога будущего. Но это послание для молодежи, а что касается действующих специалистов, помочь им призвана моя книга «Что должен уметь учитель? 250 педагогических решений»

Поддержите проект «АПОРОН», приобретая сборник материалов первой конференции – в электронном или в печатном виде. 

Примечания к статье

[1] Аналог уровней изобретений Г.С. Альтшуллера – прим. авт.

Полезные материалы