Статьи

Этика ближнего vs этика дальнего. Ценности XXI века для достижения амбициозных целей

Общество XXI века руководствуется устаревшей этической системой — «этикой ближнего», ставя в приоритет краткосрочные цели и руководствуясь при этом своими эмоциями, желаниями, потребностями. Вследствие этого она может выступать барьером в профессиональном развитии личности.  Но биографии выдающихся личностей, которые достигли высоких результатов, доказывают: чтобы оставить след в истории и предоставить обществу нечто новое и полезное, нужно действовать в интересах избранной амбициозной цели, не жалея своих сил. То есть, руководствоваться «этикой дальнего».

Задача этой статьи — сравнить две этических системы, «этику ближнего» и «этику дальнего», которые первым явно противопоставил философ Фридрих Ницше, и выбрать для себя, какой из них стоит руководствоваться в процессе профессионального развития.

Материал будет полезен начинающим разработчикам социальных инноваций: они обязательно столкнутся с ситуациями, когда будет необходимо принимать решения с последствиями в долгосрочной перспективе.

Алексей Каримов – исследователь, участник проекта «АПОРОН», студент кафедры всемирной истории КазНПУ им. Абая.

г. Алматы, Казахстан ВКонтакте: vk.com/karimov_alexey_a Телеграм: @karimov_alexey_a

Для справки

Прежде чем мы перейдем к сравнению, давайте разберемся, какое содержание вкладывал в понятия «этики ближнего» и «этики дальнего» сам Фридрих Ницше, который и ввел их в оборот. 

Под «этикой ближнего» он понимал, что человек ставит во главу угла достижение сиюминутных, бытовых, краткосрочных целей, часто завязанных на взаимодействие с близкими, друзьями и родственниками – с теми, кого мы часто не выбираем, просто так сложилось. 

Мы родились от случайных родителей, пошли в школу, которую не выбирали, и начали дружить с теми, кого нам предоставили обстоятельства. 

Часто взаимодействие с близкими ведется исходя из эмоциональных мотивов.

Окружение может навязывать человеку потребительские ценности и критиковать его, если он хочет заняться амбициозным делом. 

Ницше противопоставил «этике ближнего» — «этику дальнего». Приоритет нужно отдавать тому, что двигает человека к его цели, и тем, кто помогают ему заниматься созидательным трудом. Эти люди могут быть далеко от нас. Буквально – в другом городе или стране. И образно – с другими приоритетами, ценностями или взглядами. Они могут неприятны, холодны и грубы, но если они развивают человека и делают его лучше, их нужно за это ценить. 

Приведем характерную цитату Ницше, в которой противопоставляет два разных взгляда на жизнь.

ПРИМЕР 1. Не о ближнем учу я вас, а о дpyre, да будет дpyr для вас праздником земли и чаяньем сверхчеловека. Я учу вас о дpyre и о ero переполненном сердце. Но надо уметь ryбкою быть, чтобы полюбили вас переполненные сердца. 

Я учу вас о дpyre, в котором мир предстоит завершенным, чаша добра, о созидающем дpyre, что вcerдa rотoв подарить вам завершенный мир. 

И как для нero развернулся мир, так вновь для нero он и свивается в кольца, как становится добро из зла, как становится цель из случайности. да будет rpядущее и дальнее причиной твоеro сеrодия: ты должен в своем дpyre возлюбить сверхчеловека как свою причину. 

Братья мои, любить ближнеrо не призываю я вас: я призываю вас любить дальнеro. 

Источник: Ф. Ницше. Так rоворил Заратустра. М.: Проrресс, 1994. С. 85-87.

Стоит сказать, что в понимании Ницше, цель человека должна заключаться в том, чтобы помочь всему человечеству достичь «сверхчеловека» как новую форму жизни на Земле, более совершенную, чем он сам. Однако читатель может заменить эту формулировку своей амбициозной целью, понимание этики от этого не изменится. 

Ситуация выбора-1. Каков масштаб цели личности? 

Этика ближнего. Цель не превышает масштаба семьи

В чем недостатки? Масштаб цели ограничивается благом семьи, так как по «этике ближнего» это главная ценность. Если есть дом, машина, дети — можно успокоиться и не прикладывать усилий для профессионального развития, достижения более амбициозных и значимых целей. В обществе формируется группа людей, которые скорее потребляют «общие» ресурсы, чем создают полезное для других. 

В чем возможности? Наши близкие и друзья могут быть довольны тем, что мы улучшили их качество жизни. Можно получить от этого приятные эмоции. Можно похвастаться такими достижениями, и большинству это будет понятно, они могут это поддерживать. 

Этика дальнего. Цели направлены на создание нового и полезного в масштабах общества

В чем недостатки? Условие использование «этики дальнего» — это наличие амбициозной цели. Но есть сложность: нужно искать источник нового и непознанного, но потенциально двигающего человечество вперед, а об этом обычно не говорят со школьной скамьи или в вузе. Знания о больших целях иногда содержатся в профессиональной литературе, которая может быть сложна в прочтении, или в умах экспертов, которых попросту может и не быть среди окружения, в этом городе или даже стране. 

Помимо этого нужно быть готовым к тому, что придется испытывать лишения и страдания на пути к амбициозной цели, так как поддерживать будут единицы. Людям из ближнего окружения может быть непонятно, зачем делать то, чем вы занимаетесь. Они будут «ревновать» к вашей работе, так как вы больше посвящаете себя решению задач, чем времяпровождению с близкими. 

Примером, когда личность испытывает лишения ради своих достижений, может быть балерина Майя Плисецкая, которая решила отказаться от рождения ребенка, чтобы не потерять рабочую форму. Процитируем фрагмент из ее биографии.

ПРИМЕР 2. В августе Майя Михайловна поняла, что ждет ребенка. Встал кардинально важный вопрос: танцевать или детей нянчить? Плисецкая выбрала первое. Она сознательно отказалась от возможности иметь детей, поскольку не могла позволить себе потерять рабочую форму из-за беременности. Щедрин без восторга, но согласился.

Источник: М. Баганова. Майя Плисецкая. 

Достижение больших целей помогает социальному прогрессу, улучшает жизнь людей в будущем. Жизнь, прожитая ради амбициозной цели, осмысленна в каждую секунду. Люди без цели сталкиваются с дилеммой «А чем заняться сегодня вечером?», к которой располагает «этика ближнего». У человека, который движется к цели, таких вопросов не возникает. Он знает, чем занять каждый час, каждую минуту. 

Таким примером может быть ученый и изобретатель Герман Оберт.

Из его биографии известно, что он загорелся идеей отправить человека в космос еще в школьные годы, после прочтения «С Земли на Луну прямым путем за 97 часов 20 минут» Жюля Верна. Все время он старался посвящать себя именно этой задаче, сокращая общение со сверстниками и остальные развлечения. Это позволило ему работать на цель, которую в его время обыватели считали неважной, ненужной и неактуальной – дело было в начале XX века. Вот как это событие описано в его биографии. 

ПРИМЕР 3. Что бы он ни делал, что бы он ни наблюдал, все в конце концов рассматривалось с неизменной позиции: а что это может дать для осуществления космического полета? […] 

Веселый и всегда готовый к участию в мальчишеских шалостях, школьник в последние годы учебы становится, судя по письмам его матери, замкнутым и углубленным в свои мысли. Было замечено даже, что он старался не ходить по улицам, где была высока вероятность встретить товарищей по гимназии. 

Ведь такая встреча неизбежно приводила бы к болтовне на актуальные для гимназистов темы и отвлекала бы Германа от размышлений. В результате его часто можно было видеть одиноко идущего по отдаленным дорожкам, не в кругу веселых товарищей…»

Источник: Б. В. Раушенбах. Пристрастие. М.: Аграф, 2000. С. 174-176, 182-183. Цит. по: vikent.ru/enc/4835.

Ситуация выбора-2. Какое отношение к контактам? 

Этика ближнего. Главное — большое количество контактов

В чем недостатки? «Этика ближнего» предполагает, что во главу угла ставятся отношения с близкими. Человеку приходится взаимодействовать и поддерживать контакты с многочисленными родственниками, одноклассниками, однокурсниками. 

Но, во-первых, по гипотезе Робина Данбара, активное взаимодействие человека с окружением имеет естественные ограничения – примерно в 150 стабильных социальных контактов. Так что поддерживать со всеми тесные отношения не получится. Во-вторых, большинство людей неспособны помогать амбициозному молодому человеку в решении сложных задач, а значит, повышается риск того, что его цели не будут восприняты всерьез, а только спровоцируют негатив: критика, обиды, ревность, зависть и т.д. 

В чем возможности? Большое количество знакомств может быть полезно на старте профессиональной деятельности – есть, к кому обратиться в поиске полезных профессиональных контактов. Их можно конвертировать в полезные действия, например, при тестировании или продвижении интеллектуальных разработок. 

Этика дальнего. Ориентируемся на качество взаимодействия

В чем недостатки? Так как главное в «этике дальнего» — это достижение амбициозных целей, то хорошо бы, что нам помогали люди в этом. Но людей, способных помогать систематически, внося существенный вклад в достижение целей — это единичные люди, их мало. Их может попросту не быть среди сформированного вокруг нас окружения, а значит — придется затрачивать время на их поиск или отбор среди имеющихся контактов.

Если мы говорим о взаимодействии с профессионалами, которые могут помочь сделать существенный вклад в наше развитие, в достижение амбициозных целей, то времяпровождение с такими личностями будет более ограниченно по времени, нежели чем с друзьями и родственниками, так как они сами могут быть очень заняты. Значит, нужно подбирать время и возможности для тесного взаимодействия. Возможно, выбирать возможность поговорить на конференции или вылавливать во время рабочих перерывов. 

Также может быть психологически некомфортно взаимодействовать с более профессиональным окружением, так как иногда могут резко или холодно выражаться во время общения, но зато профессионально высказывать точку зрения, например, по отношении к профессиональным результатам.

В чем возможности? Главное приемущество при взаимодействии с более профессиональным окружением, к которому подталкивает «этика дальнего» — помощь в выполнении сложных задач. Например, такое окружение может выступать в качестве партнеров в проекте личности, наставником или ассистентом в работе на регулярной основе. Что существенно может повысить производительность работы, сделать в ней качественный скачок. 

Ситуация выбора-3. Как взаимодействуем?

Этика ближнего. Превалирует эмоциональное взаимодействие с близкими

В чем недостатки? Множество примеров выдающихся людей говорят, что при взаимодействии с людьми, опираясь на эмоции, порождает проблемы. Ставятся вредные привычки: например, во время работы отвлекаться на общение, обсуждение неважного с близкими. В долгосрочной перспективе это может привести к тому, что личность будет жалеть о потерянном времени, об ошибках. Это будет мешать спокойной работе.

С такой ситуацией столкнулся средневековый философ Петр Абеляр. Несмотря на то, что его дама сердца также занималась наукой, при совместных походах в библиотеку они скорее придавались чувствам, чем работе и чтению книг. Процитируем его автобиографию.

ПРИМЕР 4. Итак, под предлогом учения мы всецело предавались любви, и усердие в занятиях доставляло нам тайное уединение. И над раскрытыми книгами больше звучали слова о любви, чем об учении; больше было поцелуев, чем мудрых изречений; руки чаще тянулись к груди, чем к книгам, а глаза чаще отражали любовь, чем следили за написанным. [...]

Поскольку я начал тогда небрежно и равнодушно относиться к чтению лекций, то я стал излагать все уже не по вдохновению, а по привычке и превратился в простого пересказчика мыслей, высказанных прежде. 

Источник: П. Абеляр. История моих бедствий. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1959. С. 28. Цит. по: vikent.ru/enc/2966.

В чем возможности? Вероятно, такое взаимодействие позволяет отдохнуть от интеллектуальной работы и может служить профилактикой конфликтов или иного негатива со стороны близких. 

Другая польза еще и в том, что иногда человеку достаточно эмоциональной поддержки, чтоб заниматься своим делом, преодолевать трудности. Как раз такую задачу, в смысле оказания эмоциональной поддержки, оказывали жены писателей XX века в Советском Союзе. Процитируем фрагмент.

ПРИМЕР 5. Они ценили своих жен, стойко их одобряли. За что? Не за красоту, не за скрытые женские качества. Их характеристики были определенней и одинаковы почти у всех: «Здорово понимает», «Замечательный вкус». А суть понимания и вкуса одна – хвалит! Восторгается всем, что пишешь. И ведь тоже немало. Поддержка ох как нужна, а от критиков похвал не дождешься.

Источник: К. Я. Ваншенкин. Писательский Клуб. М.: Вагриус, 1998. С. 143-147. Цит. по: vikent.ru/enc/4490.

Этика дальнего. Взаимодействие происходит от задач, которые требуют вести себя по-разному

В чем недостатки? Чтобы достигать амбициозных целей согласно «этике дальнего», требуется тренировать свои модели поведения, чтобы вести себя оптимально согласно ситуации, которая проявляется у нас в жизни с окружением, что может занять длительное время — месяцы и годы, так как требуется постановка новых привычек взаимодействия. 

Также требуется договариваться, устанавливать определенные правила поведения на благо достижения цели, что может провоцировать конфликты с близкими, но это полезно, что в долгосрочной перспективе выстроить взаимодействие с близкими так, чтоб это не мешало работе.

В чем возможности? В долгосрочной перспективе это может повысить КПД в работе над амбициозными целями и не бояться, что это будет провоцировать негатив со стороны близких, которое могло бы отнимать время, так как окружающие люди буду заняты делом.

Эталонным примером такого взаимодействия могут служить отношения Пьера и Марии Кюри, которые ставили в приоритет прежде всего научную работу, а потом все остальное.

ПРИМЕР 6. У нас не было ни денег, ни лаборатории, ни помощи, чтобы хорошо выполнить эту важную и трудную задачу, запишет она позже. Требовалось создать нечто из ничего, и если Казимир Длусский когда-то назвал мои студенческие годы «героическими годами жизни моей свояченицы», то я могу сказать без преувеличения, что этот период был для меня и моего мужа героической эпохой в нашей совместной жизни… но как раз в этом дряном, старом сарае протекли лучшие и счастливейшие годы нашей жизни, всецело посвященные работе. 

Нередко я готовила какую-нибудь пищу тут же, чтобы не прерывать ход особо важной операции. Иногда весь день я перемешивала кипящую массу железным шкворнем длиной почти в мой рост. Вечером я валилась с ног от усталости. Мне приходилось обрабатывать в день до двадцати килограммов первичного материала, и в результате весь сарай был заставлен большими химическими сосудами с осадками и растворами; изнурительный труд переносить мешки, сосуды, переливать растворы из одного сосуда в другой, по нескольку часов подряд мешать кипящую жидкость в чугунном котле.

Источник: Н. Г. Алов. Мария Кюри. Подвиг длиною в жизнь. М.: Бослен, 2013. (Примером поделилась Татьяна Кыркалова.)

Ситуация выбора-4. Какие барьеры на вход в окружение? 

Этика ближнего. Исключительно эмоциональные и психологические критерии

В чем недостатки? Часто человек не выбирает, а скорее соглашается с тем, с какими людьми ему приходится взаимодействовать, а если и выбирает, то исходит из эмоционального основания: нравится человек или не нравится. В результате это приводит к окружению, которое больше любит погулять, поиграть в компьютерные игры, посидеть в кинотеатре. Попросту говоря, занимается развлечением. Если личность занимается разработкой сложных проектов, то велик риск, что такое окружение первыми, кто будет не принимать деятельность личности, а скорее препятствовать изменениям, критиковать или навязывать, чем заняться. В конечном итоге есть риск потратить ценные ресурсы, например, время, а пользы от взаимодействия никакой не принести. 

В чем возможности? Эти параметры будут важны в непрофессиональных контекстах, например, когда вы хотите отдохнуть с человеком или получаете услуги в бизнесе. В таком случае имеет место учитывать эти параметры, чтобы не вышло так, чтобы вы испытывали стресс, когда отдыхаете с человеком или делаете заказ еды в кафе. 

Этика дальнего. Допуск в окружение тех, кто стимулирует развитие и недопуск тех, кто мешает и вредит 

В чем недостатки? Если мы следуем «этике дальнего», то отдавать предпочтения мы должны тем людям, которые двигают нас к цели. А для того, чтобы определить таких людей, нужно знать признаки, которые будут сигнализировать, что с человеком стоит взаимодействовать. (См. дополнительно полезные материалы в конце статьи.)

В чем возможности? Если человек выставляет барьеры на вход в свое окружение, то есть взаимодействует не со всеми вообще, а только с теми, которые по ряду признаков демонстрируют свою полезность, например, один из признаков — работоспособность человека; это приводит к тому, что окружение личности может не словом, а делом оказывать помощь, помогая преодолевать барьеры и трудности, повышая эффективность выполнения актуальных задач. 

Ситуация выбора-5. Кому подражаем?

Этика ближнего. Подражание близкому окружению

В чем недостатки? «Этика ближнего» побуждает нас подражать близким, которые могут показывать, как не стоит себя вести: не имея никаких профессиональных интересов, не развиваясь, транслируя потребительские или мистические ценности. Выходит так, что мы не выбираем, где и с кем родиться, и можем принимать за норму то, как ведут себя наши близкие.

Хотя если посмотреть глобально — близкие могут прививать вредные привычки, порочные модели поведения, которые губят как их самих, так и будущее личности, которая имеет амбиции в жизни. Попытки исправить близких — порочная практика. Высок риск потратить время и нервы впустую так и не изменив своих друзей и родственников. А простое наблюдение за порочными практиками может вызывать неврозы, внутреннее несогласие, которое может выплескиваться в конфликты.

В чем возможности? Мы можем фиксировать то, как себя не надо вести. Это может помочь собрать жизненные ошибки, которые предупредят нас от ошибочных действий. А также, мы можем передавать эти знания другим людям, предостерегая их от рисков. 

Этика дальнего. Личность сознательно выбирает, кому подражать, на основе объективных и развивающих личность критериев

В чем недостатки? Первый недостаток заключается в том, что таких людей с высокой вероятностью просто нет в окружении, и вся сложность может заключаться в том, что их нужно искать, а это непростая задача, которая может занять месяцы и годы.

Второе — подражать профессионалу имеет смысл на ученическом этапе. Когда мы имеем понимание, куда развиваться, к чему и зачем стремиться, как преодолевать типовые барьеры – полезно выходить за рамки модели поведения профессионала. В идеале — нужно перерастать недостатки и ошибки профессионала, которые он мог сделать в прошлом, чтобы быть лучше него, что также непростая задача.

В чем возможности? «Этика дальнего» побуждает нас подражать профессионалам, в идеале, с мировыми достижениями. Подражение людям с достижениями ускоряет и наше движение к цели. Но часто профессионалов нет в нашем окружении, но их полезно искать. 

Работа с профессионалом высокого уровня способствует выходу на «Достойную Цель» по Г. С. Альтшуллеру, а значит жизнь, прожитую со смыслом, так как часто — профессионал имеет собственную миссию, служит профессиональному сообществу или человечеству, знает, какие проблемы в области решены, а какие предстоит решить будущим поколениям. Владея этой информацией, он может подсказать начинающему, куда и зачем стремиться. 

Помимо этого, чтобы сделать мировое достижение, профессионал, вероятно, преодолел множество организационных и социальных барьеров. Поэтому он может выступить эталоном по тому, как организовать свою работу, чтобы достичь профессиональных результатов, как строить взаимоотношения с людьми, что в отношениях может быть ценно, а что — нет и т.д. 

Ситуация выбора-6. Чье мнение ценно?

Этика ближнего. Слушаем, в первую очередь, большинство

В чем недостатки? Руководствуясь «этикой ближнего», человек будет запрашивать обратную связь в первую очередь от своих близких. Это приводит к тому, что личность может получить либо непрофессиональную критику в ответ, либо рекомендации, которые уведут в сторону от развития.

В чем возможности? Психологически может быть легче обратиться к знакомым людям, так как у нас уже есть установленный с ними контакт, нам может быть комфортно с ними общаться, а значит и легче запрашивать обратную связь. Другое дело, что есть риски относительно качества. 

Этика дальнего. Слушаем людей, понимающих в предмете и имеющих достижения в интересующем нас направлении

В чем недостатки? «Этика дальнего» направляет нас обращаться к людям, которые способны давать конструктивную, профессиональную обратную связь. Но таких людей — мало. Поэтому придется прикладывать усилия, чтобы найти людей, способных дать профессиональную обратную связь.

Конструктивная обратная связь может быть неприятна, так как профессионал может увидеть ошибки и тупиковость направления, в котором личность работала, а значит, нужно будет признавать, что оказалась неправа. Это может быть психологически тяжело.

В чем возможности? Если мы руководствуемся «этикой дальнего» при запросе обратной связи, то выбираем людей, которые компетентны в вопросе, многократно сами решали поставленную задачу, исходя из чего способны дать рекомендации. А если некомпетентны, то направление решения или честное «не знаю» эмоционально подбадривает личность. В таком случае обратная связь выступает как хороший инструмент, помогающий сделать следующий шаг в работе, повысить ее качество. 

Ситуация выбора-7. С кем конкурируем?

Этика ближнего. Конкурируем с близкими, которые имеют маленькие цели, или вовсе отказываемся от конкуренции

В чем недостатки? «Этика ближнего» способствует тому, чтобы конкуренция велась с близкими. А часто, близкие могут быть хуже нас в профессиональном плане, что снижает наши амбиции и достижение высоких результатов, так как по отношению к худшим в окружении, мы всегда выглядим лучше. А зачем быть еще лучше? 

Другой вариант — избегание конкуренции, в связи с тем, что близкие могут смирять наши амбиции. Это способствует тому, чтобы личность успокоилась, а значит — не двигалась к амбициозным целям. Ведь движение к цели все равно сопровождается конкуренцией, будь-то когда обучаемся или встречаем людей, более способных, чем мы. Когда человек смиряется с тем, что он менее способен, чем другие, это может замедлить его развитие, а то и вовсе привести к тому, чтобы избегать развития, не желая руководствоваться лучшими практиками конкурентов или работать над направлением, чтоб быть лучше.

В чем возможности? Естественно, если мы хотим отдохнуть или расслабиться, то, конечно, один из выходов снизить стресс — это отказаться соперничества и конкуренции. Если мы ставим иные задачи, например, поплавать в бассейне или сходить в кино, чтобы развлечься, нет смысла в этом конкурировать. А сравнивать себя с другими, менее способными людьми может подбодрить нас, подчеркнуть нашу ценность на фоне других. Что может быть полезно во время неудач. 

Этика дальнего. Конкурируем с лучшими в избранной профессиональной области

В чем недостатки? «Этика дальнего» двигает нас к конкуренции с лучшими, что может вызвать стресс и неврозы, так как личность понимает, в чем и почему может быть хуже лучших по избранной деятельности. Высок риск, что на старте профессионального развития из-за этого можно сразу сойти с дистанции и сдаться, так как, по оценке И. Л. Викентьева, который профессионально занимается изучением творчества, люди в своих профессиональных компетенциях могут отличаться в десятки, сотни и тысячи раз, а значит придется долго работать, чтобы догнать лучших. 

В чем возможности? С другой стороны, конкуренция с лучшими в избранной нами области повышает качество нашей работы, так как стремимся работать по стандартам, заданными лучшими, что в свою очередь повышает вероятность достижения новых результатов. 

Ситуация выбора-8. Кого выбираем в «спутники жизни»?

Этика ближнего. Опираемся при выборе на эмоциональные мотивы

В чем недостатки? При выборе и взаимодействии с партнером «этика ближнего» подталкивает нас руководствоваться эмоциями: жалость, любовь, радость. Последствия от эмоционального выбора партнера — когда эмоции начинают проходить, но все равно происходит взаимодействие с партнером, начинаются ссоры, конфликты или партнеры вовсе перестают взаимодействовать, а лишь потребляют ресурсы друг друга — один обеспечивает жизнь другого, второй ничего не делает взамен. 

В чем возможности? Такие отношения могут быть приятны и комфортны для человека. Значит, могут помочь человеку отдохнуть от профессиональной деятельности. 

Этика дальнего. Конкурируем с лучшими в избранной профессиональной области

В чем недостатки? Найти такого партнера и строить с ним отношения может быть непросто. Придется тратить время на поиск партнера, внимательный отбор, формирование внутренних правил поведения, что требует волевых и интеллектуальных усилий, помимо времени. 

В чем возможности? Но если руководствоваться «этикой дальнего», то партнер станет гаммой возможностей для личности. Такой партнер может усилить работу над проектом, развивая обоих партнеров и укрепляя их отношения. Один из признаков такого партнера — что сам он из профессиональной среды, в который личность избрала развиваться, у него сформированы базовые навыки труда: он умеет работать, прикладывать для этого усилия. 

Ситуация выбора-9. Кого выбираем для передачи наследия?

Этика ближнего. Наследие передаем близким

В чем недостатки? Близкие, вероятно, будут бороться за раздел имущества, для своей личной выгоды. Наследие личности не будет развиваться. Близкие могут спекулировать на наследии, пытаясь заработать. В этом случае наследие тоже не будет развиваться. 

В чем возможности? Улучшается жизнь близких людей. Если это материальные блага, то решаются бытовые проблемы. Если интеллектуальное наследство, то, вероятно, финансовые вознаграждения, полезные ресурсы, которые могут дать близким шанс к развитию. 

Этика дальнего. Соратникам по достижению цели

В чем недостатки? Личность собрала вокруг себя школу, в научном смысле слова, исходя из долгосрочных соображений «этики дальнего». Несмотря на то, что соратники тоже могут двигаться к амбициозным целям, коллектив не застрахован от деградации. Из-за этого можно наблюдать, что работы основателя подвергаются плагиату. 

В чем возможности? Главное преимущество при выборе людей, исходя из «этики дальнего», – появляется возможность передать свое наследие соратникам, которые продолжат дело и будут развивать наследие и идеи личности. 

Ситуация выбора-10. Какое наследие передаем? 

Этика ближнего. Передаем то, что полезно близким, или не думаем о наследстве

В чем недостатки? «Этика ближнего» навязывает не думать, что оставить после своей смерти. Так как вся жизнь тратится скорее на облагораживание жизни близких. Из-за этого наследие имеет малую полезность для общества. Получается, что человек потреблял ресурсы общества, и это ни во что не конвертировалось. Ну а если человек оставил после себя какие-то материальные блага: дом, машину – это, конечно, может быть полезно для семьи, но что с этого наследства остальным людям? 

В чем возможности? Материальные блага могут быть полезны для решения бытовых задач, если в наследство достался дом и машина. Другое дело, что напрямую не влияет на развитие потомков. 

Этика дальнего. Оставляем интеллектуальное наследие, которое развивает общество

В чем недостатки? «Этика ближнего» подталкивает нас на разработку интеллектуальных продуктов, для которых требуются большие затраты со стороны личности: времени, воли, финансов – для создания и внедрения. Не каждый готов посвятить себя творчеству, созданию нового и полезного для общества, не все готовы к тому, что творческая работа может не приносить вознаграждений в моменте, а иметь отложенный эффект. Это также ограничивает число людей, который желали бы выбрать этот путь. 

В чем возможности? Работая над большими целями, полезными для общества, в результате можно способствовать, чтобы жизнь будущих поколений была облегчена, чтобы человечество достигало еще больших достижений. 

Заключение

В материале были противопоставлены две этики, с раскрытием плюсов и минусов каждой. Но важно понимать, что придерживаться исключительно одной этики в своей жизни будет провоцировать ошибки. Как с точки зрения развлечений, отдыха и комфорта, так и с точки зрения достижения целей. 

Человек так устроен, что он не может только работать 24/7. Ему нужно отдыхать. А если человек только развлекается или действует в интересах близкого круга родственников и друзей, то это может быстро надоесть и будет хотеться чего-то нового, более значимого и интересного. 

Поэтому полезно учитывать задачи, которые вы ставите перед собой, прежде чем будете руководствоваться какой-либо этической системой: для профессиональных целей и задач — этика дальнего, для удовлетворения эмоциональных потребностей — этика ближнего.

Важно понимать, что ситуаций, перед которыми нас ставит жизнь — их больше, чем описано в статье. Поэтому список не избыточен, его можно дополнять, улучшать, а некоторые тезисы — опровергать, если найдутся контр-примеры.

Поддержите проект «АПОРОН», приобретая сборник материалов первой конференции – в электронном или в печатном виде. 

Полезные материалы