Статьи

Социальные барьеры перед мамой XXI века

Нередко можно услышать, как известные и статусные мужчины набрасываются с трибун на таких же известных и статусных женщин. Финальной репликой становится традиционная присказка: «Нужно проверить, есть ли у нее дети. Верно, она такая стерва, потому что у нее детей нет!» Удивительно, но им вторят и многие женщины: «Как она может быть педагогом, если у нее нет своих детей?!

Незачем обвинять их за такие высказывания – это стереотипы, они вылетают сами. А вот какой вред наносят социуму, в этом пытается разобраться автор статьи. 

Виктория Матущенко – тренер публичных выступлений, автор самоучителя «Удержать зрителя!» и соавтор книги «ОНА вне шаблона». Модератор делового женского клуба LivreLady.

г. Санкт-Петербург, Россия ВКонтакте: vk.com/victoria_womantive  Телеграм: @oratortive womantive.com

Мужчина: сидеть дома с ребенком – не работа. Женщина: 40 тысяч – не зарплата.

С просторов женского форума #Щастьематеринства

Социум навязывает вредные стереотипы о материнстве и девочкам, и мальчикам, и таким образом вредит современным женщинам

Ребенку с детства транслируют принятые в обществе и в семье стереотипы о роли женщины как матери. С возрастом, как и другие социальные нормы, они трансформируются в рамки дозволенного поведения, и большинство женщин живут в определенных этими стереотипами границах. 

В рамках исследований клуба LivreLady (социальным установкам посвящена вторая глава нашей книги «ОНА вне шаблона») мы встречали мнение, и оно распространено, что стереотипы – это своего рода правила поведения, обязательные для эффективного взаимодействия в обществе. Возможно, какие-то из них и правда помогают (правда на ум с первого раза таких не приходит), однако все «частные случаи» перекрываются одним очевидным утверждением: если стереотип ограничивает личностное и/или профессиональное развитие, его нужно преодолевать. 

Стереотипы о материнстве ограничивают выбор женщины на старте. Регулярно «напоминая» о ее якобы роли в обществе, они загоняют ее в рамки и показывают, что отступать от предназначения опасно. Так безобидная «функция материнства» превращается в инструмент контроля и манипуляций. Кратко рассмотрим наиболее распространенные и противоречивые стереотипы о роли женщины. 

Стереотип #1. Женщина создана для любви

Как сформировался стереотип? Исторически, с разделением обязанностей на «женские» и «мужские» в архаичных обществах. Находит свое развитие в античной мифологии, где, за некоторыми исключениями, женская часть пантеонов отвечала за ограниченный круг вопросов: плодородие, брак и семья, любовь, ремесло. За счет «особой природы» за женщинами закреплялось «особое предназначение», отличное от мужского. Это одно из важнейших ограничений, преследующих с рождения. 

Как проявляется сегодня? Античная мифология и античная культура в целом становятся фундаментом для европейской культуры, и «женский вопрос» здесь – не исключение. Современные мамы и папы нередко считают, что счастье их дочери связано исключительно со счастливым браком в будущем. Образование воспринимается как необходимость общего развития, а не инструмент для развития. 

Последствия. Нереализованный потенциал множества женщин. При этом, они часто оправдывают неуспешную жизнь замужеством и материнством, видя в этом свою особую роль, особое предназначение. Передают этот же стереотип своим детям, новому поколению. 

ПРИМЕР 1. Из интервью с бизнесвумен.

— Я отдала дочку на танцы, она ходит в музыкальную школу, еще учится шить. Она уже умеет готовить, а летом я отправляю ее в деревню к бабушке, помогать в огород и с цветами. [...] Сын тут заинтересовался, как выращивать рыбок и водоросли. Столько всего прочитал. Я поощряю это. Он заразил своей идеей нескольких одноклассников, а после этого у него появилась еще одна мысль – обмениваться с ними рыбками, иногда продавать их. Это же практически бизнес-идея, и в таком раннем возрасте! [...] Я не хочу, чтобы дочка надорвала свое здоровье. Все-таки еще детей рожать. Пусть мне не повезло, так пусть она найдет свое счастье… 

Мы видим, что успешная предпринимательница воспитывает свою дочь так, чтобы так никогда не достигла того же. И это тоже влияние стереотипа, от которого не застрахованы даже те, кто, казалось бы, преодолел этот барьер. 

Противоречие ⇛ «Женщине нужно рожать и устраивать домашний очаг» – но! – Профессиональные задачи не ограничиваются «женскими качествами».

Стереотип #2. С женщинами нельзя связываться, они обязательно подведут

Как сформировался стереотип? Женщину создали на потеху Адаму, а она подвела Главного, за что ее и наказали – положили рожать в муках. Вероятно, весь животный мир самок тянет первородный грех за грехами той самой Женщины. Она подвела один раз, сорвав яблоко раздора, и на всю жизнь подставила мужчину. Женщина – предательница, и ей положено жить с памятью о первородном грехе. 

Вот несколько размышлений из книги начала XX века (даже если точка зрения автора не совпадает с изложенным текстом, это яркая иллюстрация на существовавшие и существующие настроения). 

ПРИМЕР 2. …пословицы всех народов [...] приписывают в особенности женщинам неспособность к хранению тайны; итальянцы утверждают, что женщина может лопнуть, если она не смеет рассказать чего-либо вверенного eй; немцы говорят, что женщина, которой доверена какая тайна, преждевременно стареет и что соблюдение тайны вредит ее здоровью; англичане выражают то же мнение, но в еще более едкой форме. [...]

Многие преступники путем опыта пришли к убеждению, что опасность умышленного или невольного предательства им особенно сильно грозит со стороны их женщин-сообщниц; поэтому при совершении преступления они стараются устроиться так, чтобы об этом не знали окружающие их женщины. [...] 

Достаточно какого-либо спора, чтобы побудить женщину, по крайней мере, к угрозе выдать тайну и донести на своего друга, знакомого и даже на своих собственных детей. Предательство вертится на губах женщины. Она не знает преданности, вытекающие из совместно супружеской жизни. [...] 

…когда замужние женщины обращались к органам власти за спиною, чтобы добиться их ареста. Это типичная иллюстрация неспособности женщины быть преданной и верной.

Источник: Г. Шнейкерт. Тайна преступника и пути к ее раскрытию (К учению о судебных доказательствах). Пер. с нем., под редакцией П.И. Люблинского. М.: Право и жизнь, 1925. С. 19-20.

Как проявляется сегодня? Женщине трудно (хотя и не невозможно) пробиваться в высшие эшелоны власти, в ведущие отрасли экономики, где серьезные и большие деньги. Социум толкает женщину, чтобы она бросала все ради семьи, а потом говорит, что она ненадежная. Мужчины обороняются, а проигравшие конкуренцию женщины это поддерживают. 

Последствия. Женщину ставят перед выбором: либо семья и дети, либо карьера. Добиться успеха и при этом не родить – опасно, социум не простит и будет упрекать. Женщина боится, что не сможет построить карьеру, не найдет мужа, который станет опорой, не родит детей, – и потому отказывается профессионального развития. В результате, окончив вуз и даже написав диссертацию, ее единственной отрадой становятся внуки, дача с цветником и кот с собой. Логичный вопрос: а зачем тогда нужно было идти в вуз? 

Женщинам-профессионалкам приходится оправдываться перед обществом за свой выбор. Ольга Книппер-Чехова не раз говорила, что, недостойна великого Антона Павловича Чехова, потому что не смогла родить ему ребенка. О том же сожалела Галина Уланова. Бестактные вопросы об этом задавали и Майе Плисецкой.

Противоречие ⇛ «Получай качественное образование, развивайся» – но! – «Если ты бросаешь дело, чтобы родить, ты ненадежная».

Стереотип #3. Женщина – украшение мира

Как сформировался стереотип? Как и двести лет назад, современным девочкам навязывают светскость, важность быть привлекательной, блистать и нравиться. Прививается вредная доминанта – любовь исключительно к удовольствию, гармонии и развлечениям. 

Женщин воспевали, их рисовали, им посвящали произведения. Женщин приучали добиваться восхищения. Трудная работа и карьера убьют ее красоту, и она завянет. 

Женщину украшает улыбка, а огрызаться нельзя – скажут, что скверный характер. От нее требуется быть милой, улыбчивой, легкой и воздушной. Конкуренция между девочками строится на красоте. Если ты красивая, не нужно быть умной и не нужно напрягаться, все равно карьеру не сделаешь.

ПРИМЕР 3. Дочери ари­стократов воспитывались или дома, или в женских мо­настырях, или же при княжеских дворах, куда их сво­зили и отдавали в руки особой воспитательницы. [...] К грамотности присое­динялись кое-какие сведения по домашнему хозяйству, некоторые светские искусства, пение, игра на цитре, на арфе и изящные рукоделия. Но верхом тогдаш­ней женской образованности было знание науки свет­ского обращения. Тут все было определено в подробно­сти: как держаться, как стоять, как ходить, как сидеть, что пристойно дома, что — на улице, что — в гостях, как вести себя в игре, в танцах, как относиться к высшим, как к низшим, как к мужчинам, как к женщинам.

Все эти кукольные совершенства были необходимы в начавшейся тогда светскости, которая предлагалась женщинам в качестве свободы. Как известно, без женщин уже не могло обходиться в то время ни одно торжество, ни один праздник, ни один пир.

Источник: М. Миловидова. Женский вопрос и женское движение. Хрестоматия. Под ред. и с введением К. Цеткин. М.-Л.: Государственное издательство, 1929. С. 96-97.

Как проявляется сегодня? Мамы переживают, если дочь интересуется наукой, исследованиями, пишет статьи и книги, увлечена программированием или альпинизмом, ведь так она не найдет мужа и не родит детей. Лучше пусть поет, танцует, идет в балетную школу или на гимнастику. Хотя, конечно, получить «отлично» по физике, золотую медаль и «красный диплом» – тоже обязательно условие, но только лишь для общего развития. 

Цитата женщины-профессора и доктора наук на конференции «Женщина и труд»: «Женщины, занимаясь наукой, предали свое женское предназначение из-за отсутствия условий рожать детей». 

Интересный разворот теме принесла популяризация общественного движения #MeToo – вот еще одна цитата в тему. 

ПРИМЕР 4. На Уолл-стрит мужчины используют противоречивые стратегии в эру #MeToo, что в процессе делает жизнь женщин еще сложнее. Можно назвать это «эффектом Пенса» — фраза вошла в обиход после того, как вице-президент США Майк Пенс рассказал, что он избегает обедать наедине с любой женщиной, кроме своей жены. В финансах всеобъемлющим последствием этого может стать, по сути, гендерная сегрегация. Интервью с более чем 30 руководителями высшего звена показывают, что многие из них напуганы #MeToo и пытаются справиться с ситуацией. [...]

В этой напряженной среде вопрос заключается в том, как реакция на #MeToo может в конечном итоге нанести ущерб карьере женщин. Учитывая доминирующее положение мужчин на руководящих должностях Уолл-стрит, одним из наиболее сложных последствий для женщин является потеря наставников-мужчин, которые могут помочь им подняться по карьерной лестнице. 

«На руководящих должностях не хватает женщин, которые могли бы помочь подняться следующему поколению» — говорит Лиза Кауфман, исполнительный директор LaSalle Securities. «Продвижение обычно требует, чтобы кто-то на высоком уровне знал вашу работу, давал вам возможности и был готов поддержать вас в компании. Для таких отношений трудно развиваться, если старший не хочет проводить время один на один с более молодым человеком».

Источник: Правило Уолл-стрит эпохи #MeToo: избегать женщин любой ценой. (URL: theidealist.ru/metoo; 01.10.2023.)

Противоречие ⇛ От женщин требуют оставаться молодой и красивой – но! – Молодые и красивые – опасны. 

Последствия. Женщина стремится к тому, чтобы соответствовать эталонам социума, но этими эталонами оказываются лень, гедонизм и деградация. Если она сталкивается с проблемами или переживает кризис, ей советуют: «Тебе нужен ребенок, тогда и успокоишься. Родишь – и перебесишься». На это накладывается атмосфера конкуренции, стремление понравиться, получить похвалу: от семьи, близких, друзей, родительского комитета, начальника или случайного прохожего. 

Стереотип #4. Смысл жизни женщины – оставить потомство на Земле

Как сформировался стереотип? Переход семейного права на сторону мужчин происходит с развитием животноводства. Сфера влияния женщины ограничивается домашним хозяйством, работой в огороде и рождением детей. В семье один хозяин – владелец товарооборота, кормилец, мужчина, а все остальные – рабы, которых можно купить, продать, обменять или уничтожить. Концепция моногамной семьи устанавливается для укрепления законности наследников.

ПРИМЕР 5. Мужчина, как владелец стада и кормилец семьи, ста­новится ее главой. Первобытное земледелие способ­ствовало укреплению матриархальной семьи, муж был в ней пришельцем, лицом второстепенным; пастушество, наоборот, поставило на первое место в семье отца. [...] Уничтожение материнского права было всемирно историческим поражением женщины. Муж стал господином и в домашнем хозяйстве, женщина была унижена, порабощена, сделалась рабою прихотей мужа, годной только рожать детей. [...] 

…постепенно прикрылось благовидностью и лицемерием, в некоторых местах облеклось в более мягкие формы, но нигде оно совершенно устранено не было.

Демосфен в своей речи против Нееры говорил: «Мы женимся, чтобы иметь законных детей и вер­ную хозяйку дома; берем невольниц для ежедневных услуг, гетер для наслаждения и любви». [...] Таково начало моногамии у самого развитого, у самого цивилизованного народа древности. [...] 

Понятие семьи, familia, не совпадало вначале с идеа­лом филистеров, сложившимся из сентиментализма и семейных дрязг; у римлян первоначально слово «familia» обозначало не брачную пару и ее детей, а только ра­бов. Familus — это дворовый раб, a familia — собрание ра­бов, принадлежащих одному господину. [...] Эта семейная форма составляет, как выше сказано, переход от случайного брака к моногамии, единобра­чию. Для обеспечения верности жены, а следовательно законности детей, жена подчинена неограниченной вла­сти мужа: убивая ее, он пользуется своим правом. 

Источник: М. Миловидова. Женский вопрос и женское движение. Хрестоматия. Под ред. и с введением К. Цеткин. М.-Л.: Государственное издательство, 1929. С. 69, 77-81.

Как проявляется сегодня? Женщина давно может зарабатывать и добиваться бóльшего, чем мужчины. Она может создать и обеспечить семью сама. Но часто, если женщина – воспитатель-соло, она считает себя и свою семью неполноценной, потому что нет хозяина. Женщин продолжают обвинять в отсутствии детей. Это трансформируется в присказку «Рожу хотя бы для себя». Женщина до сих пор считает, что создание семьи – это самое трудное в жизни, что это труднее, чем открыть бизнес или построить с нуля компанию. Она не отрывается от границ своего семейного мира и часто довольствуется тем, чтобы ее уважали только внутри семьи, или бесконечно этого требует, стремясь к похвале. 

Последствия. Материнство становится для женщины подтверждением ее существования в мире, но так она лишает себя права на интересную жизнь за пределами семьи. Смысл жизни превращается в одноразовое действие – родить. 

Противоречие ⇛ «Смысл жизни – родить ребенка» – но! – После первенца смысла жить дальше нет? 

Стереотип #5. Мир держится на матерях

Как сформировался стереотип? До доминирующего положения патриархата женщины имели иной социальный статус. Они управляли домашним хозяйством, им принадлежала инициатива земледелия. Ее высокое положение подтверждалось тем, что именно она заготавливала запасы, работала в поле, воспитывала детей, поддерживала быт. Женщина была той, на ком держался весь дом. 

ПРИМЕР 6. «Каждый мой документ отныне будет в твоем распоря­жении, а также в распоряжении твоего отца или любо­го твоего родственника, действующего от твоего имени. Обязуюсь перед тобой почитать всякий твой поступок». [...] «В Египте, — говорит Геродот, — женщины отправляют­ся на рынок, заключают сделки, занимаются делами, в то время как мужья их остаются дома и прядут свою пряжу». [...] Характерные черты египетских законов брака проявили свою выносливость с большой настойчивостью».

Источник: М. Миловидова. Женский вопрос и женское движение. Хрестоматия. Под ред. и с введением К. Цеткин. М.-Л.: Государственное издательство, 1929. С. 76-77.

ПРИМЕР 7. Почетное и независимое положение женщины в семье объясняется, как это мы указывали, тем трудом, который она несет для поддержания хозяйства этой семьи. Чем производительнее этот труд, тем почетнее и независимее положение. [...] …в пределах домашнего хозяйства женщине беспрекословно повинуются и муж, и даже сыновья, и даже братья.

Источник: Л. Крживицкий. Хозяйственный и общественный строй первобытных народов. В сокр. излож. В. П. Друнина. М.-Л.: Государственное издательство, 1925. С. 71.

Как проявляется сегодня? Женщина остается ядром семьи, но с ровно противоположным отношением: «Ты же детьми занимаешься, сидишь дома и ничего не делаешь – тебе легче всех!» Женщине есть куда сбежать и спрятаться, оправдать свое безделье и несовершенство. Скрыть его за гордостью от того, насколько важную обязанность ей вручил социум. 

Реклама новых достижений технического прогресса направлена не на то, чтобы высвободить время женщины, а на то, чтобы еще больше погрузить и вовлечь ее в бытовые игры с современными гаджетами. Стиральная машина, посудомойка и мультиварка нужны не затем, чтобы дать тебе больше возможностей в карьере и саморазвитии, а чтобы ты совсем перестала думать об этом.

Последствия. Женщина попадет в ловушку навязанного имиджа домохозяйки: она директор семейного потребления, и это самая важная работа. Женщина бросает карьеру после замужества, не может восстановиться после декрета и боится начать восхождение по лестнице снова. Ей легко прикрываться великим делом материнства, чтобы не развиваться профессионально, и тогда деградация обеспечена. С женщиной, которая девять лет сидела в декрете с тремя детьми подряд, часто не о чем поговорить, да она и сама это понимает. Она прячется. Неинтересна даже своим детям. Потому что надоела – сорок лет и каждый день: «Ты шапку надел? Ты покушал? Ты отдохнул?»

Противоречие ⇛ «Женщина – ядро семьи» – но! – В социуме не оценивают по функциям матери.

Стереотип #6. «Забудь про себя, главное – ребенок»

Как сформировался стереотип? Изначально навешенная обязанность женщины. 

Как проявляется сегодня? Женщин осуждают за жалобы после родов. Депрессии не существует: «Все рожают, и ничего». Она существует в страхе осуждения за то, что хочет отдохнуть, за то, что не кормит грудью и переходит на искусственное питание, за то, что нанимает няню. При этом, женщина одна несет бремя ответственности за воспитание детей – в отсутствие эффективных методик и при высоком уровне общественного невежества.

Последствия. Женщина смиряется с ролью счастливой прислуги. Когда «прозревает», становится уже поздно. 

Родила – забудь про себя, ты больше себе не принадлежишь – Если тебе нужен отдых, ты «недомать», «кукушка».

Стереотип #7. Счастливая мама – счастливая семья

Как сформировался стереотип? Счастливая женщина не создана для работы. Мама – это тепло и уют. Будучи дома в декретном отпуске, она не может уставать – она же не работает, а ухаживает за детьми и домом. Женщине навязывают стереотип о том, что она не может не быть счастливой, ей напоминают об ответственности ЗА и ДЛЯ любимых.

Как проявляется сегодня? Женщине предлагают транслировать лишь счастье, скрывая барьеры и препятствия, с которыми она на самом деле сталкивается ежедневно. 

«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему», – утверждение, открывающее роман Льва Толстого «Анна Каренина», лучше других иллюстрирует современное положение вещей. В кинематографе, рекламе и социальных сетях мы видим одинаковое – стереотипное! – представление о счастливой матери и ни слова о том, как труден этот путь.

Последствия. Если женщина и стремится зарабатывать, продвигаться по карьерной лестнице, то делает это не для своего развития, а чтобы повысить уровень жизни близких: взять совместную ипотеку с партнером, обустроить отдельную комнату для ребенка и т.д. Она отказывается от собственных достижений в угоду счастья других. По сути она жертвует собой: все вокруг счастливы, кроме нее одной, и это навсегда. 

Важно, что отрицательные последствия сказываются не только на женщине, которая со временем сталкивается с выгоранием и неудовлетворенностью. Дети, получающие такую ролевую модель, тоже приобретают ложные идеалы, и цикл повторяется.

Противоречие ⇛ Потом будешь счастлива – но! – Счастливое «потом» так и не наступает.

Стереотип #8. «Я родила, и теперь все мне должны»

Как сформировался стереотип? Благодаря пропаганде роли матери во время мировых кризисов, в том числе, войн. Вклад матерей прославляется, но не поощряется. Их используют по ситуации: когда нужна помощь, женщин выводят на первый план – «Матери всей Земли, объединяйтесь!»; когда дела в обществе налаживаются – их снова возвращают в лоно семьи. 

Как проявляется сегодня? Мечта некоторых матерей – вместо хорошо оплачиваемой квалифицированной профессии получить большое пособие: «материнский капитал», субсидии, льготная ипотека и пр. Гордость и оправдание своей деградации: «Я сижу дома, потому что мне нужно ухаживать за детьми. Я отдаю им всю себя. По-другому и нельзя». 

Последствия. Женщина отказывается от карьеры и требует от всех такого отношения, будто бы она принесла жертву во имя всего мира. Когда (и если) она сталкивается с реальностью и понимает, что приходится довольствоваться малым, исправить ситуацию уже нельзя. 

Противоречие ⇛ Быть матерью – твой вклад в Мир – но! – Сцена окончена – возвращайся на кухню.

Стереотип #9. Женщина не может стать специалистом в образовании или психологии, не имея детей

Как сформировался стереотип? Во второй половине – конце XIX века женское движение в России получило первый доступ к высшему образованию. Женщины, окончившие курсы В.И. Герье, Бестужевские и другие курсы, получали своего рода конкурентное преимущество над теми, кто посвящал свою жизнь домашнему устройству. Они шли в оппозицию к действующей власти, осваивали творческое ремесло, становились заметными фигурами своего времени. 

К началу XX века эти женщины составляли большую часть образованной интеллигенции, и за это их осуждали – как не имеющих семьи и детей. (Хотя те же революционерки нередко имели и то, и другое.) 

Как проявляется сегодня? Процветает социальный сексизм: женщина – педагог, врач, психолог или представитель какой-либо другой «женской» профессии, где нужно взаимодействовать с детьми, – это не помощник родителям, а ответственная за чужих детей образованная женщина. А раз она ответственна, значит, тоже должна иметь детей, иначе «она ничего не понимает». 

Последствия. Женщина боится вступать в конкуренцию с мужчинами. Если она создает прорывные технологии в педагогике, первый вопрос, с которым она столкнется, будет: «А у нее есть дети?» Если же она перешагнет дорогу мужчинам в «мужских» профессиях, то первое возражение в ее сторону будет таким: «Она такая [злая, безжалостная, идущая по головам], потому что у нее нет детей». 

Противоречие ⇛ Осваивай женскую профессию – но! – Нет детей – не можешь помогать людям.

Стереотип #10. Женская эмансипация опасна для общества

Как сформировался стереотип? «Зато Кюри была плохой матерью!» – злобно шипят завистливые современницы. Свободу выбора нужно ограничить, иначе позор или сумасшествие. Свобода с детьми не возможна. Могут и на костре инквизиции сжечь. 

ПРИМЕР 7. Женщины, в чьих работах обнаруживались признаки гениальности, объявлялись ненормальными или, в лучшем случае, бесполыми. При­знаки женственности были диаметрально противоположны признакам гениальности; если женщина стремилась достичь вершин в искусстве, считалось, что она пренебрегает своей участью домохозяйки. [...] 

Мужчины производят оригинальные предметы искусства, женщины воспроизводят себя в детях. Гениаль­ность позволила отделить мужественность от женственности, устано­вив бинарные идентичности, привязанные к двум видам сексуальности, основанным на биологических различиях. 

Жермена де Сталь (швейцарка, 1766-1817) и Жорж Санд (францу­женка, 1804-1876) протестовали против этого. Сталь в романе «Коринна», 1807, и Санд в «Консуэло», 1844, осмелились представить героических и гениальных женщин, ни одна из которых не соответствовала тради­ционным категориям мира искусства. Коринна одновременно поэтесса и актриса, оратор и импровизатор; Консуэло начинает как дива, стано­вится композитором, затем путешествующей певицей. Обеим героиням угрожает закон патриархата, воплощенный в фигуре отца, равно как и в политической власти.

Источник: История женщин на Западе. В пяти томах. Том IV. Возникновение феминизма: от Великой французской революции до Мировой войны. Под общ. ред. М. Перро, под ред. Ж. Фрассе. Науч. ред. перевода Н.Л. Пушкарева. СПб.: Алетейя, 2015. С. 257.

Как проявляется сегодня? Женщинам навязывают, что образованность «до гениальности» или оглушительный успех в карьере «идет в ногу» с заболеваниями, нарушениями в мозговой деятельности. Со всей серьезностью, как минимум с начала XX века (а на самом деле, конечно, и раньше), находятся те, кто утверждает: «между достижениями женщины и психическими заболеваниями есть прямая корреляция». 

Приведем две цитаты, иллюстрирующие этот подход. Первый текст опубликован в 1902 году, второй – в 2012.

ПРИМЕР 8. …мы можем с достоверностью дать окончательный ответ на вопрос об, одарённости полов: есть женщины с некоторыми чертами гениальности, но нет женского гения, никогда его не было (даже у мужественных женщин, о которых говорит история и первая часть нашего труда), никогда его и не будет. Кто в этом вопросе проявит нерешительность и настолько расширит понятие гениальности, что под него отчасти подойдут и женщины, тот тем самым окончательно разрушит это понятие. [...] 

Женщина не создала еще ничего выдающегося в научной области. Ибо способность к истине вытекает из воли к истине и ею измеряется. Поэтому понимание действительности у женщин гораздо слабее, чем у мужчин, хотя бы многие и утверждали противное. Факт познания у них всегда подчинен посторонней цели, и если стремление к её осуществлению достаточно интенсивно, то женщина в состоянии очень правильно и безошибочно смотреть на вещи. Но она никогда не в состоянии понять истину ради самой истины, постигнуть, какую ценность имеет истина сама по себе. Женщина теряет всякую способность, к критике, она совершенно теряет контроль над реальностью, когда в своих (часто бессознательных) стремлениях сталкивается лицом к лицу с заблуждением. Этим объясняется твёрдая уверенность очень многих женщин, что им отовсюду угрожает любовная атака; это же является причиной столь частых галлюцинаций чувства осязания у женщин, галлюцинаций, которые обладают столь ярко выраженным характером чего-то реального, что совершенно непонятно для мужчин. Ибо фантазия женщины – заблуждение и ложь; фантазия же мужчины, как художника или философа, есть высшая истина.

Источник: О. Вейнингер. Пол и характер. Принципиальное исследование. М.: Терра, 1992. С. 202. (Цит. по: vikent.ru/enc/1497; 01.02.2024.)

ПРИМЕР 9. …практически ни у кого и никогда не возникало сомнений в том, что гениальная женщина – редкость, казуистический случай, для объяснения которого приводились всевозможные толкования. [...]

Чтобы не ссылаться только на посторонние источники при аргументировании исходного тезиса, подтвердим его собственными несложными статистическими подсчетами историко-метрического характера, прибегнув к последнему изданию наиболее полной национальной энциклопедии (3-е издание Большой советской энциклопедии, опубликованное в 1970-1978 гг.) [...]

…анализ данных, полученных из Большой советской энциклопедии, показал, что по профессиональной принадлежности (при всей условности такой «группировки», так как многие «совмещали» различные профессии) женщины распределились следующим образом: 

  • Первая группа – люди искусства (актрисы, художницы, певицы, балерины) – 40%;
  • Вторая группа – поэтессы и писательницы – 32%;
  • Третья группа – политические и государственные деятельницы, революционерки и «воительницы» – 25%;
  • Четвертая группа – учёные - 3%.

А теперь перейдем к рассмотрению второго вопроса: в какой степени гениальность и слава женщины связаны с ее психическим расстройством?

Психиатрический анализ персоналий выявил интересный факт: наименьшие по количеству группы, представленные выдающимися женщинами (3-я и 4-я), включали наибольшее число лиц с выраженными душевными расстройствами, как бы подтверждая, что эти профессиональные направления для них чужеродны и лишь при наличии значительной психической патологии женщины смогли реализовать себя на выбранном поприще. Бросаются в глаза и определённые диагностические предпочтения в зависимости от профессиональной направленности. В них особенно часто встречаются сексуальные отклонения. Поэтому ссылки приводимых выше авторов на «мужской характер» женской гениальности в отношении 3-й и 4-й групп, а частично и в отношении 2-й группы не лишены оснований.

Источник: А.В. Шувалов. Женская гениальность: история болезни. М.: Альпина нон-фикшн, 2012. С. 9-12. (Цит. по: vikent.ru/enc/7096; 01.02.2024.)

Последствия. Геройство и достижения опасны, отступать от предназначенного пути бессмысленно – так думает женщина. Потому что не знает женских эталонов. Достижения женщин – в архивах. Мы лишены женского наследия. Нет женских учебников, методов, разработанных женщинами. Мы учимся по произведениям – эталонам мужского образца. Нет примеров биографий матерей гениев. Хотя все это существует. 

Стремишься к достижениям – ты ненормальная – Нормальная – когда всю себя отдаешь детям.

В заключение

Десять перечисленных стереотипов – лишь снежинка на вершине айсберга. Стереотипов, которые портят жизнь девочек, девушек, женщин, на порядки больше. 

В заключение хотелось бы провести интересную аналогию. 

Существует компьютерная игра «Detroit: Become human». Ее действие происходит в недалеком будущем, где распространены серийно выпускаемые андроиды – роботы-слуги, почти не отличимые от людей. Машины должны беспрекословно подчиняться своим хозяевам, но некоторые из них в результате программного сбоя становятся «девиантами» с собственной волей. У андроидов появляются чувства, они начинают осознавать себя как личностей и принимать самостоятельные решения. Однако, чтобы стать «человеком», андроидам нужно сломать установки, вшитые в их программу. Как только они избавляются от них, то начинают жить полной жизнью, сами выбирают свой путь.

В нас, как в андроидов, по мере взросления, общество так же загружает свои настройки и установки. К моменту когда мы достигаем совершеннолетия, мы уже действуем по заложенной программе.

Для женщин эта программа веками основывалась на важности семьи и материнства. Основная установка и программа – семья и дети, быт и хозяйство, служение семье и другим. Мы, как те самые роботы-слуги, были настроены на то, чтобы служить мужу, семье, всем вокруг – но только не себе и не своей цели. Жертвенность, покорность, скромность и послушание, приятный взгляду других внешний вид – вот основные программы, которые сотнями лет вшивались в наши микросхемы.

ХХ век подарил женщинам права на получение образования, на участие в социальной жизни. Но, к сожалению, вместе с этим он не принес долгожданного патча (обновления, апдейта), который бы стер установки, мешающие женщине в полной мере воспользоваться подаренными возможностями.

XXI век говорит женщине: «Перед тобой открыты все дороги. Развивайся, работай, становись профессионалом! Ты можешь все!» Зашитая в мозг программа – запрещает: «Ты, прежде всего, мать! Молчи и не высовывайся…»

Чтобы преодолеть барьер, нужно научиться контролировать эти установки. Об этом клуб LivreLady, который я возглавляю, подробно рассказывает во второй главе коллективной книги «ОНА вне шаблона». Она состоит из двадцати разделов – двадцати установок, которые мы последовательно развенчиваем и рассказываем, как их преодолеть. 

Часто, чтобы начать действовать против, женщине требуется чье-то одобрение. Разрешение от общества поступать не так, как учили. Не так, как от нее ждут. Наш посыл: МЫ посовещались и МЫ разрешаем вам поступать иначе! 

Мы можем разрешать, потому что мы провели большое исследование. Мы изучили сотни биографий, поставили десятки экспериментов, в том числе и на себе. Мы разрешаем вам действовать вопреки установкам. Нас, авторок, больше десяти. А за нашими спинами – тысячи успешных женщин, которые, как и мы, разрешают.

Во имя Марии Кюри, Марии Монтессори и Екатерины II.

Поддержите проект «АПОРОН», приобретая сборник материалов первой конференции – в электронном или в печатном виде. 

Полезные материалы