Статьи

Молодежь как инструмент продвижения социальных инноваций

Сократ, еще в пятом веке до нашей эры, формулировал: «Молодежь … отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших, дети спорят со взрослыми, жадно глотают пищу, изводят учителей». Старшее поколение любит пожаловаться на младшее. И, вероятно, эти жалобы даже имеют под собой рациональную основу. Максимализм, протест, нигилизм… Молодые люди отрицают все старое и хотят изменений. Об этом социальном эффекте – данная статья, полная интересных примеров.

Приведем еще одну цитату. На этот раз – из классической работы Габриэля Тарда «Общественное мнение и толпа». 

ЦИТАТА. Оставляя в стороне многие второстепенные различия, будем различать прежде всего разговор – борьбу и разговор – обмен мыслями, спор и взаимный допрос. Как мы увидим, второй, несомненно, идет по пути развития в ущерб первому. Точно так же бывает и в ходе жизни индивидуума, который, обнаруживая стремление к спору и к борьбе в своей юности и молодости, избегает противоречия и ищет согласия мыслей по мере приближения к старости.

Источник: Г. Тард. Общественное мнение и толпа. – М.: ЛЕНАНД, 2015. – С. 78.

Подобные устремления молодежи проявляются по-разному. 

ПРИМЕР-1. Подростки-демонстранты требуют от правительства отреагировать на изменения климата, вызванные человеком. 

Грета Тунберг на демонстрации в Гамбурге / dw.com
Грета Тунберг на демонстрации в Гамбурге / dw.com

ПРИМЕР-2, противоположный – когда подростковое сопротивление становится более радикальным и приводит к негативным последствиям. В том числе, к совершению преступлений – в оправдание «правильной» идеи. 

ЦИТАТА. Самые первые акции ELF [Earth Liberation Front / Фронт освобождения Земли – прим. авт.] произошли в марте 1977 года в Санта-Круз в Калифорнии. Затем атаки на фермы и лаборатории произошли в некоторых других штатах, например, в Орегоне. В 1978 году Фронт был распущен, хотя некоторые энтузиасты поддерживают Интернет-ресурсы ELF. [...] 

Американцу Крейгу Розеброку сейчас около 30 лет. Бывший владелец пекарни и строгий вегетарианец, он сегодня, наверное, может считаться если не лидером, то идеологом нового ELF. Недавно он получил степень магистра в Институте социальной экологии в Вермонте, темой его диссертации был следующий тезис: «Пересмотр прежнего мнения отказа от насилия». Уже несколько лет идеологический лидер Фронта размышляет о том, возможно ли оправданное политическое насилие в борьбе за природу. Он общается с журналистами и постоянно говорит о том, что «Терроризм может быть оправдан, потому что наше правительство использует террористические методы каждый день, и эти методы могут быть эффективны».

Источник: М. Латышева. Атака на зеленых. Спецслужбы против экологов: американский опыт. / Опубликовано на портале Agentura.ru (доступ через Web Archive).

Оба примера иллюстрируют, пускай и кардинально разную, но реакцию широкого социального слоя на общественные проблемы. В этой статье мы попытаемся разобраться, как использовать эффект «молодежь против» во благо – например, при продвижении социальных инноваций, новых проектов и идей. 

Как на месте социальных инноваторов и организаций привлекать молодежь правильно?

1. Инновация должна решать социальную проблему, а не ухудшать ситуацию

Рассмотрим, к примеру, идею полового воздержания. Концепция, противоположная полному половому просвещению, она исключает информирование детей и подростках о зачатии, о методах контроля рождаемости, о принципах безопасного секса и т.д. 

Некоторое время идея ограничения полового просвещения в США была даже закреплена законодательно (закон был принят в 1996 году). В каждом штате, кроме Калифорнии, имелись образовательные учреждения, принявшие эту программу. Ежегодно федеральное правительство выделяло на ее реализацию $50 миллионов, при этом каждые четыре доллара из этой суммы дополняли три доллара, собранные внутри штата. 

Программа просуществовала недолго. В 2009 году только в 25 из 50 штатов оставались школы, следующие ей. Организации не видели в этой концепции долгосрочного позитивного влияния. 

ПРИМЕР. На 2002-2005 гг. в США наблюдается самый высокий показатель подростковой беременности: 72 девочки из тысячи в возрасте от 15 до 19 лет. 

Abstinence-Only Education and Teen Pregnancy Rates: Why We Need Comprehensive Sex Education in the U.S.
Abstinence-Only Education and Teen Pregnancy Rates: Why We Need Comprehensive Sex Education in the U.S.

Вот, что по этому поводу писал Игорь Семенович Кон – психолог, сексолог и один из основателей современной российской социологической школы.

ЦИТАТА. В условиях ускоренного полового созревания и снижения возраста сексуального дебюта самой многочисленной группой всех и всяческих рисков становятся подростки, а одна из глобальных задач XXI в. — своевременное и адекватное сексуальное образование. В России оно полностью заблокировано церковниками. Предлагаемая РПЦ и официально принятая московскими властями идея полного полового воздержания до брака, как показывает опыт США, где на подобные программы потратили миллиарды долларов, является откровенно утопической, сексуальное невежество многократно увеличивает всевозможные риски и неприятности как до, так и после вступления в брак. Так как эта политика идет вразрез с интересами молодежи, она способствует также росту лицемерия, расхождению слова и дела и углублению конфликта между поколениями.

Источник: И.С. Кон. Клубничка на березке: Сексуальная культура в России. – М.: Время, 2010. — С. 557-558.

2. Проявление собственной оригинальности и исключительности через сопротивление

На сайте одного из американских молодежных движений за воздержание мы находим такие тезисы.

«Никогда не позволяйте чужому мнению определять вас» / «Голливуд стремится представить случайный секс как нормальное явление, в то время как единственное, к чему он приводит, – это пустота»

Почему молодые люди могут разделять эту точку зрения? Потому что таким образом они становятся оппозиционными мнению большинства. «Нас мало» → «Нам навязывают точку зрения» → «Но мы не ведемся!» За приверженность идее клиент – в данном случае, подросток, – ощущает исключительность и, соответственно, превосходство над сверстниками. 

ЦИТАТА. Благодаря этим всегда страстным дебатам идея прогрессирует очень медленно. Новые поколения, видя, что она оспаривается, склонны принять ее в силу одного того, что она оспаривается. Для молодежи, всегда жаждущей независимости, полная оппозиция принятым идеям представляет самую доступную для нас форму проявлять свою оригинальность.

Источник: Г. Лебон. Психология народов и масс. – М.: АСТ, 2016. – С. 111.

Этот мотив можно использовать при продвижения социальных инноваций. Приведем несколько, на наш взгляд, удачных примеров его реализации.

ПРИМЕР-1. Сценка из польской юмористической телепередачи «La La Poland». Хотя это и совсем другой жанр, принцип вполне переносим на социальную рекламу. 

Молодая девушка стоит с родственниками на улице. Они убеждают ее не совершать какое-то «ужасное», с их точки зрения, действие. Непонятно, что это. Преступление? Татуировка? Бросает вуз? В финале нам открывается истина: девушка с гордым видом надевает на руку пакетик и убирает за собакой экскременты. Родственники отказываются от нее. Слышны крики: «Стыдно!».

Нужное действие или новое поведение, к которому нужно «приучить» социум, авторы ролика противопоставляют отрицательным стереотипам старого, архаичного образа жизни. Молодое поколение протестует. Идея становится как бы орудием насмешки над теми, на кого молодежь не хочет быть похожа.

ПРИМЕР-2. Американская организация «The truth» проводит акции против курения – в протест большинству и старшему поколению, которое когда-то популяризировало это.

ЦИТАТА. С чем связана кампания «Правда»? С антиправительственным протестом – классической эмоцией подростков. Когда-то подростки курили, чтобы выразить протест власти. Благодаря гениальной идее кампании «Правды», которая показывает двуличие табачных компаний, подростки теперь протестуют против власти тем, что не курят.

Кампания «Правда» связана не с рациональным принятием решений, а с сопротивлением. Она взволновала многих подростков настолько, чтобы начать что-то делать. В данном случае этим «что-то» стало ничего.

Источник: Ч. Хиз, Д. Хиз. Сделано, чтобы прилипать. Почему одни идеи выживают, а другие умирают. – М.: МИФ, 2018. – С. 289.

Пример одной из акций «The truth»: участники сложили возле здания табачной компании 1 000 бутафорских мешков с трупами. 

3. Прямые действия как привлекающий фактор для молодежи

Анализируя деятельность молодежных организаций из разных стран, мы заметили, что они часто действуют «прямо», «в лоб». Они бастуют, организуют митинги, рисуют граффити, устраивают акции, часто похожие на художественные перформансы… Можно назвать это «движухой» – и эта «движуха», что важно, привлекает новых участников. 

Следует ли из этого, что нужно превращать деятельность этих объединений в нескончаемую череду акций, митингов и протестов? Нет. 

Конечно, это наблюдение стоит взять на заметку, однако эффективность прямых действий зависит от специфики конкретной социальной проблемы – от того, в каких условиях она находится, на каком уровне необходимо реализовывать решение, кто может ее решить и кто будет добиваться ее решения. Более подробно об этом рассказывают наши коллеги из проекта «АПОРОН»

Чтобы проиллюстрировать неоднозначность прямых действий, приведем часть текста Ирины Новожиловой, президента центра защиты прав животных «ВИТА». В нем она рассказывает о том, какой тактики и стратегии придерживалась ее наставница и основоположник российского движения за права животных Татьяна Николаевна Павлова. 

ЦИТАТА. практика спасения конкретных животных являет собой не просто борьбу с ветряными мельницами, но и досадный стратегический просчет, который отнимает время от поиска более глобальных подходов и замедляет процесс кардинального изменения положения животных. Более того, «прямые» методы на сегодняшнем уровне развития общества всегда вызывают ответную карательную реакцию со стороны государства, осуждение обществом всего зоозащитного движения и, в конечном счете, укреплению позиции тех, против кого была направлена борьба. В итоге – спасены десятки и сотни, а обречены в результате сорванных проектов на дальнейшие мучения – тысячи и миллионы.

Ошибка, на мой взгляд, исходит от непонимания, что на современном этапе развития человечества мы имеем дело не с прямым злом, а с машиной, состоящей из массы звеньев и надстроек – министерств, потребителей, законодателей и т.д., каждая из которых связана с жестокостью опосредованно. Конечно, первая реакция любого человека при столкновении с жестокостью – локальное освобождение страдающего в данный момент существа. Анализ же ситуации и познание масштабов проблемы рождает стойкое желание помочь как можно большим животным, а, следовательно, осознание необходимости использовать далеко идущие стратегии. [...]

Простейшая арифметика легко покажет результативность долгосрочных стратегий. [...] Если проследить за несколько веков мировую историю борьбы за права животных, то становится совершенно очевидно, что «прямые» методы никогда и нигде не играли, и по определению не могут играть хоть какую-нибудь существенную роль в освобождении животных. Прогресс был обусловлен: 1) восполнением информационного пробела о положении животных (передачи в СМИ, книги, фильмы, уроки, лекции, публичные акции); 2) работой по внедрению альтернатив использованию животных в различных сферах (этичная еда и одежда, гуманные методы тестирования продукции, развлекательные мероприятия без использования животных, гуманные методы регулирования численности бездомных животных и т.д.), и 3) лоббированием законов.

Источник: «10 штрихов к портрету учителя» — о тактике и стратегии движения за права животных.

Заключение

Тем, кто хочет превратить молодежь в актора продвижения социальных инноваций, важно ответить на следующие вопросы. 1. Что продвигаем? Действительно ли это решает социальную проблему? 

2. Сможет ли молодежь получить чувство исключительности с помощью нас? Получится ли у нее отстроиться от старого? Против чего протест?

3. В каких условиях находится социальная проблема? В какой мере и стоит ли вообще применять «прямые» методы?

В оформлении статьи использовано изображение с сайта foma.ru. Первоисточник материала – База знаний издательства «Ливрезон».