База Знаний

Этика пожертвований по Игнатию Лойоле

Откуда растут корни донатов и пожертвований? Читаем текст и находим общее с эпохой XVII столетия.

30 мая 2023 ⸺ Фрагмент нашел Алексей Каримов, участник проекта АПОРОНПоделиться

Донаты в интернете сегодня – нормальная практика. Вы жертвуете деньги тому, кто делает что-то такое, что вам нравится, чтобы поддержать творчество человека или команды. Однако этот вопрос возник не в интернет-эпоху, а гораздо раньше. Например, Игнатий Лойола, основатель ордена иезуитов, в книге «Духовные упражнения» уже в XVI веке поднимает этот вопрос и выдвигает свои правила пожертвований.

Как донатить сообразно велению Господа и чем может помочь в пожертвованиях апокалипсис или мысленный эксперимент, читайте об этом в новом фрагменте нашей базы знаний.

***

Правило первое: если я раздаю милостыню родителям, друзьям или людям, к которым привязан, мне нужно будет руководствоваться четырьмя соображениями, о которых отчасти говорилось, когда речь шла о выборе. Во-первых, любовь, движущая мною и побуждающая меня давать милостыню, должна исходить свыше, от любви к Господу Богу нашему, чтобы я прежде всего чувствовал, что моя большая или меньшая любовь к этим людям есть любовь Бога ради и что в той причине, по которой я люблю их сильнее других, проявляется Бог.

Правило второе: хочу представить себе некоего человека, которого никогда не видел и не знал, и, желая ему всяческого совершенства в его служении и состоянии, подумаю, какую меру я пожелал бы ему в раздаче милостыни ради вящей славы Господа Бога нашего и большего совершенства его души. И я, поступая так же, не завышая и не занижая её, буду соблюдать то правило и ту меру, которые пожелал бы другому и которые считаю для него подходящими.

Правило третье: хочу представить себя при смерти: какова будет форма и мера, которых я пожелаю придерживаться тогда в обязанности служения другим? Руководствуясь этим, буду соблюдать их и в своей раздаче милостыни.

Правило четвёртое: представив себе, каково мне будет в Судный день, хорошенько подумать, как тогда я хотел бы исполнить эту обязанность и задачу служения; и придерживаться теперь того правила, которого хотел бы придерживаться тогда.

Правило пятое: когда кто-либо чувствует склонность и привязанность к некоторым людям, коим желает помочь милостыней, пусть несколько помедлит и хорошенько «пережуёт» четыре вышеуказанных правила, проверяя и испытывая ими свою привязанность. И пусть не даёт милостыню, покуда сообразно этим правилам не устранит и не отбросит полностью свою беспорядочную привязанность.

Правило шестое: нет никакой вины в принятии вещественных благ от Господа Бога нашего и в их раздаче, если человек призван Богом и Господом к такому служению. И всё же в вопросе о количестве и мере того, что он берёт и тратит на себя самого из тех благ, которые должен раздавать другим, возможно сомнение в виновности и излишествах. Поэтому он может преобразовать себя в своей жизни и в своём состоянии посредством вышеуказанных правил 

Правило седьмое: по вышеуказанным причинам, а также по многим другим, в том, что касается его самого и содержания его дома, всегда лучше и надёжнее как можно больше ограничивать себя и сокращать расходы и тем самым как можно ближе подходить к нашему высшему Первосвященнику, Образцу и Правилу, то есть к Господу нашему Христу. Сообразно этому Третий Карфагенский Собор (где присутствовал святой Августин) вынес такое постановление и распоряжение: утварь, принадлежащая епископу, должна быть дешёвой и бедной. О том же нужно думать при любом образе жизни, учитывая и соразмеряя условия и состояние жизни людей. Так, в семейной жизни перед нами пример святого Иоакима и святой Анны, разделивших своё имение на три части: 6первую они отдавали бедным, вторую — на служение во Храме и на его нужды, а третью оставляли себе для поддержания самих себя и своей семьи.

Источник: Св. Игнатий Лойола. Духовные упражнения. – М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2010. – С. 116-118. Используется изображение blogs.forbes.ru.