База Знаний

Ошибки христианской морали по Ф. Ницше

Фридрих Ницше ищет противоречия в традиционных ценностях.

2 июля 2024 ⸺ Фрагмент нашел Алексей Каримов, участник проекта АПОРОНПоделиться

Чтобы разобраться, верна ли устоявшаяся этика (как отдельного человека, так и, ни много ни мало, даже религиозного этического кодекса), полезно рассмотреть не только то, что она считает верным, но и то, что считает неправильным или даже опасным. Так иногда вскрываются противоречия и ошибки. Этим путём в отношении христианской морали когда-то пошёл немецкий философ Фридрих Ницше.

***

Мирская справедливость. Можно перевернуть мирскую справедливость вверх дном — с помощью учения о полной безответственности и безвинности каждого; и попытка в этом направлении была уже сделана как раз на почве противоположного учения о полной ответственности и виновности каждого. То был основатель христианства, кому хотелось упразднить мирскую справедливость и устранить из мира суд и кару. Ибо он понимал всякую вину как «грек», т. е. как преступление перед Богом, а не как преступление перед миром; с другой стороны, он считал каждого человека по последней мерке и почти во всяком отношении грешником. Но виновные не должны быть судьями себе подобных: так решила его справедливость. Все судьи, представляющие мирскую справедливость, были, таким образом, в его глазах столь же виновными, как и осуждённые ими, а выражение невинности в их лицах казалось ему верхом ханжества и фарисейства. Кроме того, он смотрел на мотивы поступков, а не на следствия, и считал достаточно дальновидной лишь одну-единственную оценку мотивов: самого себя (или, как он выражался, Бога).

До сих пор существовали прославители человека и очернители его, те и другие, однако, с моральной точки зрения. Ларошфуко и христиане находили человека безобразным: но это есть моральное суждение, а другого попросту не знали. Мы причисляем его к природе, которая ни зла, ни добра, и находим его не всегда безобразным там, где к нему чувствовали отвращение те моралисты, и не всегда прекрасным там, где они его прославляли. Что есть здесь прекрасное и безобразное? Нечто усложнённо-целее образ нас, что сбивает с пути и обводит вокруг пальца наш рассудок, при всем том какое-то фокусничество; дальше — способность выражения и сила самого выражения. Большая кривая его планов и идеалов. Его история. Его манера опьянять себя. Это животное — сущая учеба без конца. В природе нет грязного пятна, лишь мы наложили его на нее. Слишком поверхностно трактовали мы эту «грязь». Нужны глаза нидерландцев, чтобы и здесь открыть красоту.

Источник: П. Таранов. 120 философов: Жизнь. Судьба. Учение. Мысли: Универсальный аналитический справочник по истории философии: В 2 томах. Симферополь: «Реноме», 2005. С. 637. В оформлении страницы используется изображение с celes.club