Статьи

10 главных и настоящих проблем молодежи

Молодежь инфантильна, ленива, безответственна! Так ли это на самом деле? Не совсем. Десятки и сотни социальных проблем мешают молодым людям развиваться и быть взрослыми. Общество не решает их десятилетиями, из-за чего порой ломаются судьбы целых поколений. В этой статье автор перечисляет десять главных проблем российских старшеклассников и студентов и предлагает направления для их решения.

Илья Лебедев – основатель проекта YOUBE, автор двух книг о проблемах молодежи, участник Клуба авторов издательства LIVREZON, разработчик проекта АПОРОН, спикер AIESEC.

г. Санкт-Петербург, Россия ВКонтакте: vk.com/yoube_matters Телеграм: @yoube_matters

В юности мы мечтаем о подвигах, строим грандиозные планы. Но жизнь, как правило, распоряжается иначе… Почему? Несовершенное общество выставляет перед молодыми людьми сотни барьеров, на преодолении которых многие ломаются. Чтобы помочь преодолеть их, сначала нужно разобраться, что они из себя представляют. 

В основу этой статьи легли шесть лет исследований, две мои книги («Как ПРО****** свою жизнь?» и «Риски взросления»), а также триста страниц молодежных проблем, сформулированных от первого лица – каждый день школьники и студенты присылают свои запросы на площадку проекта YOUBE, который я возглавляю. 

Каждая проблема описана по двухчастной структуре и, учитывая формат сборника конференции, кратко: как социум сейчас не решает проблему vs как ее можно было бы решить. Каждый подраздел потенциально может превратиться в полномасштабное исследование. Если у вас есть желание избавить эту область знаний от terra incognita, присоединяйтесь к проекту YOUBE – контакты указаны в конце статьи. 

Есть ли будущее у молодежи в России?

Как социум не решает проблему

Так сложилось, что к 2023 году у молодого человека в России нет позитивного образа будущего. Обстановка, сложившаяся под влиянием внешних обстоятельств (такая размытая формулировка используется намеренно), не предлагает положительных исходов. Человек, который желает развиваться, вынужден действовать вопреки, а не потому что. Как строить планы на жизнь, если впереди – мрак? 

Обрисуем среднестатистический сценарий «(1) школа – (2) ЕГЭ – (3) вуз – (4) работа». 

(1) Качество образования в российской средней школе нельзя назвать высоким (причины того не составляют объект рассмотрения данной статьи), а в одиннадцатом классе и не до учебы вовсе: для поступления в хороший (как говорят) вуз приходится «пахать». Много времени тратится на подготовку к ЕГЭ, часто это связано с расходами на репетиторов и дополнительные курсы.

(2) Школьник сдает экзамены, получает сокровенные баллы, и теперь его ждет сложный выбор. Если он из региона, с хорошими результатами, а у родителей есть средства, можно отправиться на учебу в Москву или Петербург. Если денег или баллов не хватает, приходится остаться в своем городе или переехать в соседний.

(3) Вуз выбран, документы отданы, поступили, ура! Начинается студенческая жизнь. Первый курс: море знакомств, новый и интересный опыт, постоянный движ, классные преподы. Второй курс: движ остановился, все уже известно, преподы – скучные, предметы – бесполезные. Третий курс: депрессия и непонимание, зачем нужно это образование и чем оно будет полезно в будущем. Дальше – либо отчисление, либо «стиснули зубы, и терпим еще год».

(4) Ура, вуз окончен. Теперь-то заживем, надо искать работу. Начинается интересное. 

По данным Росстата (официальный государственный орган), 30% выпускников высших и средних профессиональных учебных заведений не работают по специальности. [1] Частные платформы, по результатам своих опросов, показывают другие цифры: HeadHunter сообщает, что работают или ищут работу по специальности только 47% российских граждан [2], а Rabota.ru пишет, что по специальности никогда не работали 43% россиян. [3]

Отсюда логичный вывод: обучение в вузе для этих людей напрямую не было им полезно.

Интересно и другое: средний вуз не дает студенту навыков и знаний, которых на самом деле требует рынок, поэтому претендовать на должность с хорошей зарплатой он не может (даже если есть такое желание). Выпускника нанимает такая же средняя фирма, спускающая на него самые дурацкие задачи, решать которые больше никто не хочет. И платят мало.

А дальше – замкнутый круг из нелюбимых работ, квартира, машина, семья, дети. Умножим это на общее падение экономики, высокий уровень невротизации общества, проблемы со здоровьем – и получим крайне депрессивную, даже удручающую картину. Подросток вырастает в уставшего от жизни молодого взрослого (через какое-то время уже и не очень молодого). И да, этот сценарий передается по наследству: с большой вероятностью дети этого человека пойдут по тому же пути.

Возможное направление решений

В начале 2023 года самый частый вопрос от подростков, которые обращались в проект YOUBE, звучал так: «Как поступить за границу, чтобы уехать из России?» Показательно, правда? 

Очевидно, что молодые люди связывают (или хотят связать) свое будущее с какой-то конкретной страной или вузом. Тебе плохо здесь – уезжай в другое, правильное место, и сразу станет хорошо. Многим этот подход кажется логичным, однако он не решает проблему. В любой стране мира можно пойти по пессимистичному сценарию. Потому что ключевой элемент в нем – не государство, а отсутствие больших целей и результатов. 

Когда молодой человек решает пойти по цепочке «школа – ЕГЭ – вуз – работа» (точнее сказать, не сопротивляется, когда ему это навязывают), он сразу выбирает, что будет как все. Чуть лучше, чуть хуже, но в рамках общепринятой шкалы оценки: хорошо сдал ЕГЭ и поступил = молодец, плохо сдал ЕГЭ и не поступил = не молодец.

Однако участникам YOUBE известен иной сценарий, гораздо более жизнеутверждающий – это путь Дела. 

Представьте следующую ситуацию. Молодой человек еще в школе, вместо того чтобы тратить свободное время на зубрежку для ЕГЭ, создает собственный проект (а лучше в команде) под руководством опытных наставников. К выпускному у него уже есть практические навыки и солидные результаты, так что ему не нужен вуз, например, чтобы устроиться на хорошую работу.

И это не мои фантазии и размышления на тему, а реальные примеры.

Главный редактор издательства LIVREZON А.А. Рыжачков много лет ведет онлайн-курс «Как читать умные книги?» для освоения навыков работы с информацией. Подавляющее большинство обучающихся – взрослые, но однажды на курс поступает старшеклассница. Правда, она скрывает свой возраст, а ведущие думают, что перед ними взрослый специалист. Задания, предназначенные для взрослых профи, лучше других на курсе выполняет школьница – каково же было удивление!

Ее зовут Кристина Крицкая. Закончив курс, она организовала коллектив сверстников «Послезавтра», в котором они занимались исследовательскими и прикладными задачами: пробовали писать книги, снимать ролики, создавать компьютерные игры и т.п. На основе этого опыта к концу школы, в 17 лет, Кристина издала книгу «Взрослые проекты, доступные ребенку» – название говорит само за себя. После школы она без труда получила должность модератора в международном IT-сообществе, потому что свой коллектив и первая книга в 17 лет дают гораздо больше, чем обучение во многих вузах.

Какие выводы можно сделать из примера Кристины? Во-первых, «путь большого Дела» доступен для старшеклассников и студентов, а не только для серьезных взрослых. А во-вторых, чтобы реализовать этот сценарий, нужны технологии создания проектов и база тем и идей для них. Этим мы занимаемся в проекте YOUBE. 

Каждая глава в моей книге «Риски взросления» заканчивается блоком с нерешенными вопросами и исследовательскими темами. Эта книга – мой посильный вклад в решение острой социальной проблемы, а в одиночку сделать это невозможно. Поэтому в конце я формулирую открытые задачи и идеи для будущих проектов, чтобы другие исследователи и разработчики могли тестировать эти гипотезы.

Как преодолеть собственные заблуждения?

Как социум не решает проблему

Социальные установки, которыми мы руководствуемся будучи взрослыми, культура прививает нам с детства. Еще не научившись отделять хорошее от плохого, полезное от напрасного, мы, как губки, впитывали все, что видели вокруг. И повторяли. Как правило, эти нормы мышления и поведения не помогают нам справляться с трудностями, а наоборот, мешают этому. Сформированные взгляды на мир превращаются в барьер для развития. 

Лучше всего это видно на примере заблуждений о личностном развитии и выборе профессии. Утюги конкурируют с чайниками, из которых доносятся утверждения о том, что нужно полюбить себя, не сравнивать себя с другими, найти работу мечты, стать богатым и знаменитым. Известные персоны демонстрируют роскошный (часто напоказ) образ жизни. 

Молодые люди стремятся к этим образцам для подражания, но в 99% терпят неудачу. Ведь ожидания не сходятся с реальностью. На курсах по подготовке к ЕГЭ говорили, что они поступают в вуз мечты, чтобы найти работу мечты – на деле оказалось, что учеба бессмысленна, и после этого (с позволения сказать) «вуза» хорошей работы не найти. Угнетает? Еще как! 

Аналогично – с установками о развитии личности, которые продают на курсах успешного успеха. Стараешься в поте лица, чтобы стать сверхпродуктивным, а потом задаешься вопросом: «А зачем?». И оказывается, что никаких целей, собственно, нет: саморазвитие ради саморазвития.

Несоответствие ожиданий внутри головы и реальности снаружи нее формирует невроз, прямо как у «собаки Павлова»: человек начинает нервно метаться и принимать хаотичные решения, чтобы заглушить страдания, но это только все усугубляет.

Возможное направление решений

Надо признать, что вопросы, связанные с формированием и изменением картины мира, – это вопросы, на которые пока нет четких ответов. Существуют отдельные подходы и гипотезы, но в целом проблема малоисследованна. 

Я могу выделить два направления, хотя и тоже на уровне гипотез. Оба требуют большей конкретизации и превращения слов в технологию. 

Первое направление решений – вдумчивое изучение философской литературы, которая позволяет представить историю мысли и развитие культуры в целом. Безусловно, это занятие не из простых. Не каждый (сотый) студент сможет заставить себя прочитать труды Иммануила Канта, Георга Гегеля, Артура Шопенгауэра или Фридриха Ницше ради не очень понятной для него цели. Однако труды крупных европейских философов и мыслителей помогают увидеть сложность нашего мира и разницу во взглядах на его устройство. (Начать можно хотя бы с «Истории западной философии» Бертрана Рассела.)

Второе направление решений – это «очистка головы» при работе с профессионалами, которые уже кое-что поняли о себе, о профессии и об этом мире в целом. Нельзя сказать, что этот подход проще первого, хотя доля правды в этом есть: львиная доля усилий по переустройству картины мира ложится на плечи наставника. 

Это большая удача, когда у молодого человека в начале профессионального пути есть возможность работать с опытными людьми. Так можно гораздо быстрее преодолеть заблуждения и сомнения, которые свойственны юности, и сэкономить время на тех вопросах, которые давно решены. 

Молодежь об этом, однако, часто не знает. Но мы стараемся это исправить, организуя для ребят стажировки под руководством наставников-профессионалов. 

Что делать, если учат не тому и плохо?

Как социум не решает проблему

Только ленивый не кинул камень в российскую систему образования. И, на самом деле, для этого не хватит камней. Но обычно об этом говорят «в общем» и на уровне лозунгов, без указания на конкретные проблемы и вредные факторы. Давайте заполним эту пустоту, хотя и довольно кратко.

Первая проблема – обучают не специалисты. Большинство педагогов в высшей школе никогда не решали профессиональных задач в той области, предмет из которой преподают. Это значит, что все те знания, которые передаются, умозрительны и лишены практического применения. Ведь тот, кто их преподает, сам никогда не использовал их в работе.

Вторая проблема – программы обучения устарели и не связаны с потребностями рынка. Выпускник вуза приходит на работу почти «нулевым», и работодателю приходится обучать его за свой счет. 

Третья проблема – неэффективные технологии обучения (долго и с низким КПД). Можно ли передать те компетенции, которые должен передавать вуз, в 2-3-5 раз быстрее? В целом, да – если избавить программу от предметов не по теме и сместить акцент с теории на максимальное количество практики. Но вузы на это не пойдут, потому что не умеют. 

Возможное направление решений

Работая с авторами и разработчиками, издательство LIVREZON практикует два важных подхода – я перенял их для проекта YOUBE.

Первый – обучение на реальных задачах + цепочка результатов. Если в проекте появляются ребята, желающие повысить свои компетенции в дизайне, я не буду давать им учебные задачи в духе «Нарисуйте дерево». Вместо этого я встрою их в технологию с важным элементом – реальным заказчиком, которому, например, нужен логотип для компании. Теперь это не просто «домашка на курсе», а настоящий заказ, у которого также есть ограничения, бюджеты, сроки и ответственность. 

Причем, с каждой новой задачей сложность увеличивается. Таким образом человек получает цепочку результатов: от промежуточных (первая заметка в блоге или иллюстрация для соцсети компании) до крупных (книга для профессионалов или разработка фирменного стиля). 

Второй подход – постановка мета-навыков работы с информацией + сбор базы знаний под свою тему. Мы часто слышим, что XXI век – это век информации, но за этим не следует важное примечание мелким шрифтом: бóльшая ее часть – мусор, который никак нельзя использовать, белый шум. Поэтому наиболее важные навыки для современного профессионала – это мета-навыки (то есть, работающие в разных областях знаний) по работе с информацией: поиск, анализ, обобщение и т.д. А чтобы использовать данные на практике при решении профессиональных задач, их нужно хранить в формате базы данных – для этого также необходим комплекс интеллектуальных навыков. 

Как перестать «париться» по поводу денег?

Как социум не решает проблему

Студенты – люди бедные, а школьники – тем более, у них вообще своих денег, как правило, нет. Но невроз не берется из неоткуда, на это есть ряд причин.

Первая – общество навязывает его через массовую культуру: «Деньги важнее всего». Культ роскоши наблюдается повсюду: блогеры, музыканты, медийные личности. Даже родители с детства внушают установку, что деньги – самое главное в жизни, ведь их часто не хватает. С таким бэкграундом ребенок трансформируется в невротичного взрослого, который не хочет слышать ни о чем, кроме заработка, чтобы позволить себе существовать, дабы заработать еще больше денег. Замкнутый круг.

Помимо культуры и установок, существуют более осязаемые причины «молодежной бедности». Без опыта нанимают только на рутинные и низкоквалифицированные работы в качестве «расходного материала». Доступа к адекватным задачам, чтобы повысить квалификацию, нет. Возможно, это связано с тем, что выпускники часто оказываются хуже первокурсников: с набором болезней и без огня в глазах. 

Вуз не предоставляет компетенций, которые можно было бы продать на рынке труда. Если школьник или студент самостоятельно этим не озаботился, то квалификация не возьмется из неоткуда. Вполне логично, что работодатель хочет сократить издержки на обучение, поэтому нанимает студентов только на те должности, где обучать особо и не надо. А еще это отличный повод оплачивать их труд по более низкой ставке.

Возможное направление решений

Первый возможный подход: инвестиции в квалификацию на старте + захват ниши = решение задач, которые никто больше не умеет решать. Молодой человек в начале карьеры стремится не к большим деньгам, а к тому, чтобы получить квалификацию и освоить полезные для будущей работы навыки. Он находит для себя какую-то, пусть небольшую, но «запруду» на рынке, где становится самым лучшим и где у него нет конкурентов. Потому что никто больше не умеет решать подобные задачи. В таком случае заказчики готовы за это платить, причем гораздо больше, чем наемным сотрудникам.

Второй возможный подход – это монетизация компетенций, которые были получены в рамках основного проекта. Логика действует следующая. Человек занят в каком-то проекте, который на данный момент является основным, потому что отнимает бóльшую часть времени. Это может быть исследование, разработка, социальный проект или предпринимательская деятельность – называть можно по-разному. 

В этот проект он вкладывает ресурсы, время, силы, нервы, чтобы в конечном итоге получить компетенции, которые в целом востребованы на рынке. Скажем, умение работать с информацией, создавать контент и т.п. Эти компетенции можно монетизировать, продавая свои услуги бизнесу, и на это «жить». 

Человек одинок, или как найти умных друзей?

Как социум не решает проблему

Один из наиболее популярных запросов, которые молодые люди присылают в YOUBE, касается поиска единомышленников. Неудивительно, ведь социум навязывает нам определенный круг общения: родственники, одноклассники, однокурсники, – и этот круг формируется не от интересов, а от привязки к «месту встречи». Дом, школа, универ. Прямо как в песне группы «Дайте танк!»: «Форма общения в нашем семейном кругу напоминает квадрат». Этим людям неинтересно то, чем интересуетесь вы. Они не понимают или не хотят этого понимать, а нередко – откровенно препятствуют вашим занятиям. Вас объединяет не задача, а территория. А «на местах» действуют свои, более примитивные правила. 

Окружение может стать преградой, помехой на пути профессионального развития, а когда понадобится поддержать, оно не поможет двигаться дальше. Сколько творческих, научных и бизнес-начинаний было потеряно потому, что, например, партнер в отношениях или в браке оказался против и поставил перед выбором: «Либо я, либо вот это твое [подставить нужное]».

Для молодежи эта проблема особенно остра, потому что именно в юном возрасте близкие занимают значительное место в жизни человека. Да, с годами роль друзей или родственников снижается, но в 15-20 лет она крайне велика.

Возможное направление решений

Нам известно два направления решений. 

Первое – объединяться в коллектив, чтобы вместе работать над каким-то проектом. Или, если выражаться ненаучно, «выращивать» себе друзей. Так бывает, что то окружение, которое есть сейчас: одноклассники, однокурсники, друзья, – совершенно «непригодны» для совместных дел. Вместе посмеяться и весело провести время – ДА, вместе работать над серьезным проектом – НЕТ. Поэтому необходимы новые люди, в которых будешь уверен. Чтобы так случилось, сначала придется самому разобраться, а потом еще и передать это знание другим, научить. Короче говоря, дотянуть участников команды до своего уровня. 

Если сработает, у вас получится рабочий коллектив, с которым вы сможете говорить на одном языке. В 2022 году мы запустили в YOUBE первую стажировку – проводили мини-исследования и писали научно-практические статьи. Участники, которые дошли до конца, теперь работают над личными проектами и помогают во внутренних разработках YOUBE. Они составляют активное ядро нашего движения.

Второе направление – проникать и встраиваться в профессиональные сообщества, чтобы искать единомышленников там. Причем, скорее всего, они будут старше вас. И это прекрасно – вспомните второй раздел про картину мира: общение и совместная работа с опытными профессионалами позволяет молодым людям не совершать тех ошибок, которые «стоят дорого». 

Но встраиваться в профсообщество тоже нужно уметь. Как это делать правильно – открытая задача. Пока точно можно сказать только одно: если у вас за плечами будет какой-то полезный проект, пусть и небольшой, это расскажет профессионалу о вас гораздо больше, чем тысячи слов. Пример Кристины из раздела про образ будущего – показательный пример.

Как не «вляпаться» в токсичные отношения?

Как социум не решает проблему

Романтические отношения в подростковом возрасте и в юности почти всегда содержат в себе долю драматизма, связанного с неопытностью, и нередко оставляют глубокие следы в биографии человека. В будущем это влияет на его поведение, на то, чем он будет руководствоваться в принятии жизненно важных решений, как будет расставлять приоритеты. 

Во многом это связано с тем, что вокруг отношений, секса и института брака выстроены многовековые заблуждения. Причем, широкого спектра: на одном конце – табу, о которых нельзя говорить; на другом – идеализация и романтизация образа чистой любви. Парни и девушки, гоняясь за прекрасными принцами и принцессами, которых на самом деле не существует, успевают не раз удариться лбом о твердую реальность. Оказывается, что идеальных партнеров нет, секс – это не всегда приятно, абьюзивные отношения действительно существуют и пр.

Кроме того, массовая культура: фильмы, книги, даже сюжеты музыкальных произведений, – показывают такую модель отношений, будто люди, переполненные позитивными эмоциями, быстро сходятся, и наступает то самое счастье. Увы, в жизни такое случается крайне редко. 

Скорее, романтические отношения можно сравнить с тем, как дети учатся ходить. Первые отношения продлились два месяца, разрыв принес за собой страдания. Казалось, будто это самое ужасное, что только может произойти в жизни. Второй опыт занял полгода. «Косяков» было меньше, однако партнеры поняли, что друг другу совершенно не подходят. В третьих отношениях человек уже минимально понимает, чего он хочет, и потому подходит к вопросу более осознанно. Мы фактически наблюдаем метод проб и ошибок, причем хаотичных. 

Какое влияние такие эксперименты оказывают на психику и ментальное здоровье, трудно переоценить. Главная проблема, к тому же, заключается в том, что если выбирать партнера только по эмоциональным критериям, союз долго не продержится. Эмоции пройдут, и замок из песка рассыпется. 

Возможное направление решений

Первая стратегия, на которую стоит обратить внимание, – это просвещение молодых людей, попытка избавить их от заблуждений о сексе, отношениях и о взаимоотношениях в принципе. Причем для взрослых людей (а студенты – именно они) подойдет как форма самообразования, так и форма проектов, которые будут транслировать правильные идеи другим. Задача полового просвещения при этом, вопреки стереотипам, сформировать определенную культуру относительно этих вопросов жизни. 

Второе крупное направление связано с тем, какие решения в сфере романтических отношений принимает сам человек. В частности, если мы говорим о каких-то долгосрочных отношениях, то наиболее устойчивым сценарием является тот, когда партнеры строят «социальную ячейку» вокруг совместной деятельности, общих интересов, общих проектов. Однако это вопрос, который еще ждет своих исследователей. 

Как общаться с родителями без боли и страха?

Как социум не решает проблему

Интересна следующая мысль: родители дают человеку жизнь, но при этом велика вероятность, что именно они в течение долгих лет будут ему эту жизнь портить. Нередко взрослые, по своей некомпетентности, формируют у ребенка множество психотравм, всячески настраивают его против себя своим же поведением, а потом удивляются, почему молодежь их не ценит, и требуют уважения. Естественно, что все психотравмы, сформированные в детстве из-за плохих взаимоотношений с родителями, не проходят бесследно. 

Возможное направление решений

Самое действенное решение против того, чтобы родители манипулировали детьми и/или навязывали свое видение жизненного сценария, – это сепарация: психологическая, ценностная, функциональная и финансовая. Да, это не всегда возможно или получается не во всех аспектах (так, в некоторых ситуациях финансовая помощь оправдана). Но лучше к этому стремиться, чем не стремиться вовсе. Ведь тогда молодой человек становится по-настоящему взрослым и может принимать самостоятельные решения.

Второе направление решений – передоговориться с родителями о формате вашего общения. Долгое время родители относились к вам как к ребенку, потому что вы и были ребенком. А теперь вдруг выросли… Но родительская привычка сильна, и мама с папой продолжают считать, что «им виднее». Перебороть это иногда можно, если полностью изменить формат ваших взаимоотношений.

Приведу пример, попавшийся мне на сайте Quora.com. Один американский отец, после того как сыну исполнилось 18 лет, предложил тому два варианта. Либо сын – ребенок, и тогда он обязан беспрекословно слушаться родителей, но за это они его содержат финансово. Либо сын – взрослый, и тогда он должен найти работу и ежемесячно платить за аренду своей комнаты, вносить финансовый вклад в покупку продуктов, а также убирать общие пространства наравне с остальными.

Это пример того, как можно перестроить формат общения с родителями. Правда, инициированный ими самими. Однако такой подход не всегда возможен – если родители не очень адекватны и не умеют договариваться, лучше даже не пробовать. А если вы родитель подростка, то читайте мою статью, где описано еще шесть способов, как вы можете помочь ребенку «слезть с родительской шеи» и начать самостоятельную взрослую жизнь.

Как обуздать эмоции?

Как социум не решает проблему

Среди социальных стереотипов, которым подвержена современная молодежь, есть и такой: главенство эмоций. Увы, в нашей культуре принята такая максима, мол, жить нужно ради эмоций. «Будь счастлив, ведь это самое главное». 

(В противовес этому сразу же вспоминается масса сюжетов из книг, фильмов и игр, в которых людей лишали «чувства боли». Они забывали о неприятных событиях, произошедших в жизни, о трагедиях, переставали испытывать негативные эмоции, в том числе злость. Но в результате превращались в бесчувственных существ, оставив «тяжесть» человеческого бытия.)

С другой стороны, если посмотреть, какое в действительности место эмоции занимают в нашей жизни, то мы увидим: излишняя эмоциональность не несет за собой желаемый «кайф», а превращается в барьер. Человек занимается самобичеванием из-за невыполненных дел, не может заставить себя пройти собеседование, потому что боится, испытывает страх в общении с преподавателями и пр. В жизни нам приходится сталкиваться с ситуациями, когда эмоции обезоруживают.

Еще одна составляющая проблемы заключается в том, что система образования в России никак не учит молодого человека управлять своими эмоциями. Более того, часто она сама провоцирует патологически неприятные состояния. Вспомните школьную травлю со стороны сверстников или как преподаватель унижает ученика перед всем классом. Это одна из причин, почему так много мальчиков и девочек не умеют ни выражать свои эмоции, ни, наоборот, «гасить» их, когда это необходимо.

Возможное направление решений

Чтобы работать с эмоциями, неплохо хотя бы начать их понимать. Например, понаблюдать за собой: когда эмоции берут верх, когда вы с ними не справляетесь, когда эмоции управляют вами и мешают жить. Не нужно отрицать или ненавидеть собственные эмоции. Они, как дождик за окном, существуют независимо от наших оценок и желаний.

Когда вы с этим разберетесь, можно попытаться управлять ими при помощи разнообразных техник. При сильном стрессе может помочь интенсивная физическая нагрузка. Когда страшно выступать публично, нужно потренироваться и выполнить пару упражнений. Если возникла легкая тревожность, помогут дыхательные техники. Словом, после того как вы поймете свои эмоции, необходимо научиться вовремя применять набор техник для работы с ними, снимать острые состояния и выходить из эмоциональных кризисов.

Как решать проблемы со здоровьем?

Как социум не решает проблему

Сидячий образ жизни, которому подвержен современный человек (тем более – интеллектуал), регулярный стресс, а также вредные привычки (курение, алкоголь, заедание стресса) ухудшают здоровье. Причем, это впервые становится заметно не при выходе на пенсию, как это было у наших бабушек и дедушек, а даже к концу школы. Вузовские реалии становятся катализатором. Это касается как физического, так и ментального здоровья. 

Проблема во многом завязана на легкомысленном отношении молодежи к своему телу и разуму. Не особо принято обращаться к врачу и следить за здоровьем – это просто не привито культурой. А кроме того, помножено на грустную ситуацию в российском здравоохранении, с которым лишний раз взаимодействовать не хочется. Как итог, получаем: современная молодежь похожа на пенсионеров – «разваливающееся поколение», у которого все болит.

Возможное направление решений

Первое направление – диагностика и профилактика болезней, а также их своевременная медикаментозная коррекция. Другими словами, нужно регулярно обследоваться (тем более, у врачей, к которым есть показания), мониторить свое состояние, принимать положенные препараты и проходить необходимые процедуры. 

Второе направление решений – это здоровый образ жизни в целом. Понятно, исходя из параметров здоровья. То есть, правильное питание, достаточное количество физической активности и так далее, в соответствии с рекомендациями врачей.

Как управлять привычками?

Как социум не решает проблему

Мы все так или иначе подвержены вредным привычкам. Причем, речь идет не о курении и алкоголе. Соцсети заставляют подростков постоянно отвлекаться на телефон, из-за чего учеба или работа имеют меньший эффект, чем могли бы. Аналогично, школьные и вузовские задания настолько скучные, неинтересные и не связанные с реальностью, что проще быстро их списать, чтобы заниматься более важными вещами. При этом правильные привычки, полезные для развития, общество и система образования не ставят. Нас никто не учил (за единичными исключениями), например, как правильно организовывать свой труд, составлять эффективное расписание и критически оценивать информацию.

Возможное направление решений

Привычка – это закрепленный автоматизм, выработанный нами через многократное повторение. Исследовательница Мария Резникова в книге «Редактор привычек» пишет, что по сути это стереотипная реакция, когда в схожих условиях одни и те же действия приводят к нужному результату. Зная механизм образования и закрепления привычки, можно ею управлять: избавлять, заменять на другую, контролировать и т.д. Советую прочитать эту книгу, если одного только самовнушения оказывается недостаточно. 

Другой интересный подход к управлению привычками – их «переплавка» в коллективе и под нагрузкой. В первом разделе я упоминал курс «Как читать умные книги?». По своей форме он представляет временную «оболочку» для постановки интеллектуальных навыков: тебе каждый день нужно что-то искать, читать, анализировать и т.д. – работать с информацией. Сама система заставляет тебя это делать, и за счет этого ставятся необходимые привычки, в том числе, работать регулярно. Аналогичную функцию, но несколько в ином формате, выполняют стажировки проекта YOUBE.

Заключение

В этой статье представлен краткий обзор на проблемы современной молодежи, как минимум, в русскоязычном пространстве. Каждая из них теоретически может быть развернута в отдельную исследовательскую тему. Если что-то из описанного вас заинтересовало, приглашаем вас на наши стажировки.

Если вы компания или НКО, мы можем организовать совместную стажировку для молодых ребят на базе вашей организации. Лучших стажеров вы сможете взять на работу – такие прецеденты в нашей практике уже есть.

Поддержите проект «АПОРОН», приобретая сборник материалов первой конференции – в электронном или в печатном виде. 

Примечания к статье

[1] Выпускники вузов не зацикливаются на полученной специальности. (URL: ng.ru/education/2022-08-03/8_8503_education2.html; 01.02.2024.)

[2] Меньше половины жителей России трудятся по профессии. (URL: rg.ru/2023/04/11/diplomnaia-rabota.html; 01.02.2024.)

[3] Исследование показало, сколько россиян работают по специальности. (URL: na.ria.ru/20220902/rabota-1813918883.html; 01.02.2024.)

Полезные материалы