Статьи

10 неочевидных проблем полового воспитания

Не секрет, что в нашей культуре сексуальные отношения и все с ними связанное остается табуированной темой. Половое воспитание понимается примитивно – как ответ на вопрос, откуда берутся дети. Однако дисциплина имеет куда более широкий охват, и секс в ней – совсем не центральная тема. Комплексное половое воспитание рассматривают в плоскости социальной адаптации молодых людей, чтобы сформировать у них чувство собственного достоинства, помочь освоить навыки критического восприятия информации и привить уважение к чужому выбору и отличиям других. 

Пока взрослые пребывают в неведении, знания у детей формируют сверстники, порнография и горький опыт. В этом материале автор расскажет, что из этого выходит.

Екатерина Скимен – исследовательница по вопросам сексуального образования. Автор книги «Введение в сексуальность. Что должен знать ребенок?» (18+) и соавтор книги «ОНА вне шаблона».

г. Санкт-Петербург, Россия ВКонтакте: vk.com/ekabuka  Телеграм: @Eka_buka @ keitbuk@gmail.com 

Половое воспитание в определении Всемирной организации здравоохранения

ПРИМЕР 1. Сексуальное образование (половое воспитание) начинается в раннем детстве и продолжается на протяжении юношества и совершеннолетия. Применительно к детям и молодежи, оно ставит своей целью содействие и защиту сексуального развития.  

Оно постепенно расширяет возможности детей и молодежи, обеспечивая их информацией, навыками и позитивными ценностными установками, чтобы они могли осознавать и получать удовольствие от своей сексуальности, иметь безопасные и приносящие удовлетворение отношения и нести ответственность за сексуальное здоровье и благополучие как самих себя, так и других.

Источник: Европейское региональное бюро ВОЗ и ФЦПСЗ. Стандарты сексуального образования в Европе. (URL: bzga-whocc.de/fileadmin/user_upload/Dokumente/BZgA_StandardsRussian.pdf; 01.10.2023)

Проблема 1. Неуправляемые эмоции 

Эмоции выражаются и переживаются через деструктивные способы разрядки: алкоголь, компульсивное переедание, самопорезы, самолечение успокоительными препаратами и т.д. Наблюдаются агрессивное поведение и истерики. Эмоции подавляются, и это проявляется в виде физических симптомов, таких как головные боли или боли в животе.

Последствия

  • Расстройство пищевого поведения
  • Принятие выбора на основе чужих эмоций
  • Алкогольная/наркотическая зависимость
  • Трудности с построением доверительных отношений
  • Замалчивание проблем

Проблема 2. Неожиданное взросление 

Ребенок не готов к тому, что организм перестраивается. Ему страшно при столкновении с изменениями. Ребенок испытывает дискомфорт и устанавливает самоограничения на ложных основаниях. 

«Когда у меня начала развиваться грудь, никто мне не объяснил, почему. Я ненавидела эти наросты и стала их бинтовать, пытаясь помешать их дальнейшему росту». (Аноним)

Последствия

  • Проблемы со здоровьем из-за самолечения и замалчивания волнующих вопросов
  • Проблемы с социализацией, в том числе травля в среде сверстников

Проблема 3. Отсутствие личных границ

Ребенок не умеет отказываться от неприятных прикосновений, он не понимает их характер и насколько допустим тот или иной вид телесного контакта. Более того, он игнорирует и чужие личные границы.

Последствия

  • Повышенный риск сексуализированного насилия
  • Замалчивание дискомфорта в партнерских отношениях в будущем

Проблема 4. Партнерские отношения без правил

Человек вступает в абьюзивные отношения, не подозревая этого. Несовместимость потребностей и ценностей обнаруживается во время отношений (например, неподходящая половая конституция партнера – работает в обе стороны). Пара использует устаревшее стереотипное разделение ролей, даже если оно неудобно обоим.

Проблема 5. Ненависть к своему телу

Пагубное сравнение с идеалом красоты провоцирует зацикленность ребенка на своей внешности в ущерб образованию и здоровью. Он выбирает неудобную одежду в попытках скрыть свое «‎несовершенство». Могут наступать депрессивные состояния, способные довести его до суицидального поведения. В отдельных случаях ребенок компенсирует свое уязвленное состояние за счет унижения других.

Проблема 6. Внимание любой ценой

Ребенок становится зависим от внимания и внешней оценки. Это видно через его модели поведения, увлечения, стиль одежды – все это диктуется желанием получить положительную оценку со стороны, привлечь взгляды. В будущем он может попасть из-за этого в зависимые отношения – например, в условия сексуальной эксплуатации за престижный статус. 

Проблема 7. Вытеснение сексуальных желаний

Наблюдается отвращение к себе, подавленное состояние, самобичевание на почве сексуальных желаний, которые считаются неприемлемыми. Ребенок «‎наказывает» себя за проявления сексуального поведения, накладывает самоограничения.

Проблема 8. Порнография задает эталоны

Подросток сравнивает себя с актерами в порнофильмах, и это сравнение часто не в его пользу. Так растет неуверенность в своей нормальности и привлекательности для потенциального партнера. Первый опыт может оказаться травмирующим, потому что не соответствует ожиданиям. 

В некоторых случаях формируется зависимость от порно как быстрого способа получить удовлетворение. Закрепляются триггеры сексуального возбуждения, и реальный человек уже не соответствует желаемому. 

Иногда наблюдается страх вступать в интимные отношения из-за сомнения в нормальности своего тела.

Проблема 9. Привычка терпеть боль и дискомфорт

Из-за страха и стыда продемонстрировать свои интимные места подростки избегают школьных медосмотров и в принципе похода к врачам. На вопрос, есть ли проблемы, отвечают, что их нет, даже если что-то беспокоит. 

Проблема 10. Секстинг с последствиями

Случаи шантажа интимными фотографиями: вымогательство денег или способ удержать человека в отношениях. Травля, насмешки сверстников при утечке интимных фото. Разрушение дружеских отношений и конфликт с родителями. Нервные расстройства, депрессивные состояния вплоть до суицидального поведения.

Поддержите проект «АПОРОН», приобретая сборник материалов первой конференции – в электронном или в печатном виде. 

Полезные материалы