Часто мы даже не отдаем себе отчета в том, насколько сильно на нас влияют общественные стереотипы. Негласные правила культуры, внутри которой воспитываются современные женщины (а клуб LivreLady занимается исследованием, в первую очередь, женских проблем), накладывают слой за слоем определенные отпечатки.
Двойные стандарты и изменчивые требования, множество каналов трансляции разных морально-этических норм приводят в конечном счете к тому, что редкие женщины, даже в условном равенстве полов, могут добиться успеха в разных жизненных направлениях, не выбирая «или борщЪ, или карьера».
Мария Резникова – project manager ведущей российской студии, независимая исследовательница, занимается изучением и постановкой привычек. Автор книги «Редактор привычек», соавтор книги «ОНА вне шаблона».
г. Зеленоград, Россия Телеграм: @Habits_editor @ reznikova.m.s@gmail.com
С раннего детства мальчики и девочки впитывают в себя стереотипы, транслируемые через воспитание, игры, теле- и интернет-передачи, мультфильмы и кино, социальные сети. Наслаиваясь друг на друга, они становятся определенным коконом, сквозь стенки которого взрослые люди смотрят на окружающий их мир.
В рамках исследований, которые проводит деловой женский клуб LivreLady, наибольший интерес представляют стереотипы, влияющие именно на женщин:
Мы опросили 80 мужчин и женщин и выделили около 300 стереотипов, которые появлялись в их жизни на разных этапах: в раннем детстве, в начальной и средней школе, в старшей школе и в вузе. Мы сгруппировали их в зависимости от сферы, на которую они оказывают влияние. В этой статье мы остановимся на трех группах: о выборе призвания, о скромности и сексуальности и об отношениях между мужчинами и женщинами.
Есть мальчики. Им положено играть в машинки и любить голубой цвет. Мальчикам можно драться и купаться в луже.
Есть девочки. Это маленькие принцессы, они красивые и с бантиками. Девочкам нельзя драться, а еще они должны играть в куклы и любить розовый цвет.
Мальчики защищают девочек.
По мере взросления трансформируется и объект стереотипизации. Сначала по принадлежности к полу разделялись игрушки, теперь – изучаемые предметы. Пение, рисование и литература – для девочек, математика и физкультура – для мальчиков. Логично, что со временем стереотип идет дальше и разделяет женские и мужские роли в обществе, женские и мужские профессии и так далее.
В ходе работы мы выявили интересную связь между успешностью женщины в «мужской» профессии и моделями поведения, которые прививались ей с детства: так, наибольших высот, как правило, достигают женщины, воспитанные вне гендерного контекста.
Родители Маргарет Тэтчер не разделяли семейные обязанности по полу, прививали усердие и трудолюбие в делах, позволяли участвовать во взрослых собраниях, политических обсуждениях и привлекали к избирательным кампаниям (ее отец был членом местного муниципального совета). Такие же примеры «антиженского» воспитания прослеживаются в биографиях, например, правозащитницы Анджелы Дэвис и поэтессы Надежды Тэффи.
Но вернемся к вопросу собственно о стереотипах. Как именно формируется разграничение призвания на мужское и женское и на что влияют современные общественные стереотипы?
1. Первыми трансляторами «женского предназначения», безусловно являются родители. Редкой девочке не говорили, что маме нужно помогать, ласково поглаживая по голове и называя «маминой хозяюшкой».
Подавляющее большинство современных российских женщин и работают, и играют роль хранительницы очага, и еще нередко заменяют отца, так как матерей-одиночек в России, по данным на 2021 год, 37,7% от всех семей с детьми. [1] Несмотря на это, сами матери продолжают прививать девочке «женские обязанности».
2. При этом традиционно девичьими являются ролевые игры в дочки-матери, учительницу и доктора, а наиболее частыми игрушками, рассчитанными на девочек, становятся куклы, кошечки, собачки и пони (обязательно густо посыпанные блестками). Данные игры служат проявлением заботы, воспитания, милосердия и сострадания. При этом девочки редко играют в хирургов, все чаще это педиатры, которые лепят пластыри и «слушают» и забинтовывают зверюшек.
Интересное наблюдение на детской площадке, как девочка и мальчик играли в докторов. У девочки весь процесс был мягкий, нежный и аккуратный, она «слушала» зверюшек, мазала им лапки зеленкой и отправляла полежать на кровать. Мальчик же спасал зверей после ДТП, падения с велосипеда и пр. Ключевыми действиями в его игре было пришить лапу или срочно перебинтовать. Отличалось абсолютно все: и темпо-ритм игры, и серьезность врачей. Если от девочки веяло спокойствием, то мальчик был четок и серьезен в своих действиях.
3. Сказки и мультфильмы тоже транслируют традиционные женские роли. Все героини и принцессы – послушные, красивые, обязательно занимаются грязной работой: и Золушка, и Белоснежка, и Спящая красавица, и Бэлль. Даже Мерида, и та в итоге вышивала ковер, чтобы спасти мать. Заметьте, не из лука стреляла, что у нее прекрасно получалось.
Девочка становится подростком, и тут начинается самое интересное, так как требования старшего поколения начинают расходиться не только сами с собой, но и с тем, что транслирует кинематограф и образцы массовой культуры. Получается состояние тройного зажима. С одной стороны, девочка должна быть отличницей, чтобы поступить в хороший вуз. С другой, единственная задача взрослой особи женского пола – выйти замуж и родить. А в интернете тем временем рассказывают про Мальдивы, инфобизнес и дыхание маткой.
Появляется легкое ощущение, что тебя где-то обманывают.
4. Родители и учителя продолжают давить на кнопку «ты же девочка», а значит, должна прилежно учиться. Зачем учиться? Чтобы поступить в институт. Зачем в институт?.. Ну, видимо, чтобы найти там умного и перспективного мужа.
Вот несколько формулировок, знакомых нашим респондентам:
Что видит девочка-подросток в масс-медиа? Что умные девушки – некрасивые, а красивые – стервы. Но и те, и другие мечтают выйти замуж за богатого наследника, директора фирмы или, на худой конец, за эльфа, который прыгает по лесам. Чтобы ты не делала, кем бы не хотела стать – без любви ты ничто.
С этой кашей из «принцесскости», аккуратности и мечт о принце девушка входит во взрослую жизнь, и вот тут начинаются проблемы, связанные с выбором призвания. На данном этапе уже не важно, кто ты в карьере. Для общества ты либо замужем, либо нет. У тебя либо есть дети, либо ты не женщина. Плевать на любовь, плевать на карьеру, плевать на все – только «очаг».
Как правило, семья и родители в этот момент либо начинают гордиться «положением» дочери на работе, либо из раза в раз устраивают разговоры на тему «муж и дети». Но даже если родители довольны статусом дочери, то выслушать на тему «когда ж внуки-то» все равно придется.
Женщины сами ограничивают себя в достижении профессиональных целей. Либо не идут в профессию, либо, попробовав один раз и столкнувшись с трудностями, покидают ее. Пытаются перенимать мужские модели поведения, при этом игнорируя, а зачастую искореняя женские. Так, например Ирина Хакамада в книгах и интервью четко настаивает на позиции, что в политике надо «играть по мужским правилам». Как защитный механизм, женщины взращивают в себе новые установки, чтобы отстроиться от «слабого пола».
«Надо идти в мужскую профессию, потому что это более престижно» – при этом женщина ограничивает себя в выборе направления для обучения и профессионального становления. Если на работе к ней начинают относиться мягче, хвалят, выделяют за успехи, то она воспринимает это как неуважение и непринятие ее как профи. «Нельзя просить о помощи – это слабость». Если женщина хочет добиться профессионального успеха, то нужно вести себя «по-мужски» – делать все самой, не слушать чужих мнений и не просить советов. Руководствуясь этими установками, она развивается медленнее, чем мужчина с аналогичным социальным или профессиональным статусом. Долго топчется, пытаясь довести результат до несуществующего идеала, и тратит драгоценное время.
Перенимая только часть «мужского» поведения, женщина упускает возможности и теряет гибкость. Прочитайте биографию министра культуры СССР Екатерины Фурцевой, и вы увидите, как эта женщина умело сочетала и женские, и мужские модели поведения, благодаря чему не только производила сильное впечатление на партийных коллег, но и эффективно справлялась с управленческими и политическими задачами.
Возвращаясь к стереотипам: мужчинам больше свойственно пробовать и пытаться, женщинам – «лучше меньше, да лучше». Конечно, не всем, но многим, и виной тому – вредные социальные установки.
От мальчиков не требуют быть послушными, покорными и прилежными. А если и требуют, то спускают шалости с рук. Если с таким же подходом воспитывать девочек, то есть, не препятствовать их естественным исследовательским порывам, толку из них выйдет больше. Нескромных не любят, но им это в жизни не мешает. Здесь можно смело назвать известные фамилии: Амелия Эрхарт, Фаина Раневская, Маргарет Тэтчер и многие другие.
1. Скромность украшает женщину. Этот стереотип начинают вкладывать в женскую голову с первых «пятерок» в школе. Какой бы умницей ни была девочка, мама и папа будут хвалить ее только до тех пор, пока она не начнет хвастаться о своих успехах соседкам и подружкам. В этот момент «бдители женского счастья» налетят на девочку с типичными требованиями: «Ты должна быть скромной». Любимая фраза одной моей пожилой соседки: «Счастье любит тишину. Добилась успеха – сиди молча».
2. Скромность касается не только заявлений о своих достижениях. То же самое транслируется и на поведение через игры. Девочкам категорически запрещается драться, конфликтовать, спорить. В любых подобных ситуациях все заканчивается весьма стандартными «Ты же девочка» и «Кто тебя с таким характером замуж возьмет». Здесь, как и в предыдущем стереотипе, цель и задача девочки – вырасти чьей-то женой.
3. Противостояние стереотипов начинается в подростковом возрасте, когда родители расходятся во мнении со сверстниками и массовой культурой. Пока старшее поколение продолжает говорить о скромности и непорочности, требуя скромно одеваться, не краситься и не позорить семью, интернет, кино и игры превращают девушек в сексуальный объект. Такой разрыв запутывает подростков, заставляя их врать каждой из «сторон», чтобы соответствовать двойственным требованиям.
На данном этапе зарождаются противоречия между требованиями к женской скромности и женской сексуальности: если ты соответствуешь стереотипу привлекательности, тогда ты получишь внимание мужчин, но тебя будут ненавидеть другие женщины; а если кто-то с излишней настойчивостью склоняет к сексуальному контакту, тогда «ты сама виновата», значит, была недостаточно скромной.
Стереотипы о скромности приводят к тому, что женщина еще с подросткового возраста, движимая указанным противоречием, прячет и свой ум, и свою сексуальность. Прячет и буквально, и фигурально.
В профессиональном плане стереотип тормозит женщину: на собеседовании, или при возможности карьерного продвижения, или отстаивая деловую позицию, она не сможет рассказать о своих достижениях и представить компетенции, которыми обладает – так она в очередной раз теряет возможности.
Однако наиболее сильное влияние стереотипа проявляется в тех случаях, когда она сталкивается с насилием. Во-первых, установка «объяснит» случившееся: это произошло, не потому что этот человек – преступник, а потому что, например, юбка была на три сантиметра выше щиколотки. Во-вторых, скромность – это тишина: женщина, будь то подросток или взрослая, не расскажет, что случилось. Она не пожалуется и не обратится за помощью, потому что ей внушили: так она просто привлекает к себе внимание.
Эта группа стереотипов также произрастает из представлений о мальчиках и девочках. Разные требования в их воспитании, а также разные допустимые модели поведения формируют разные ожидания от семейных отношений, что становится препятствием на пути к здоровому сосуществованию.
1. Детство. Девочки искренне верят, что если они будут умными, скромными, красивыми и послушными, тогда обязательно появится сказочный принц и настанет в «долго и счастливо». А как не верить? Ведь об этом говорят родители, это транслируют сказки и мультфильмы, даже взрослые фильмы заканчиваются тем, что главный герой находит свою единственную.
2. Примерно в это же время девочкам рассказывают, что драться и спорить – неприлично, а мальчишки устраивают спарринги и часто ведут себя отнюдь не как принцы. Девочка попадает под замес. Но драться же нехорошо. Тогда в качестве арбитров выступают взрослые, которые объясняют, что это мальчик просто влюбился, а по-другому чувства выразить не может.
3. Девочки растут, а вместе с ними взращиваются новые стереотипы. Во взрослых фильмах появляется образ «плохого парня»: красивый и желанный мужчина, грубый, проявляющий агрессию. Однако в кино такие мужчины обязательно встречают классную героиню, с которой раскрывается их нежная сторона, и они тают, как масло на свежем тосте. Параллельно, как правило, у героини есть выбор в виде симпатичного, милого и доброго паренька, который заботится о ней и помогает в трудных ситуациях. Однако это герой не ее романа.
Девушки верят в образ «мачо». Прекрасный принц перестает быть единственным воплощением настоящей любви, более того, видится скучным и серым на фоне страстного разрушителя.
4. Внутри взаимоотношений пышным цветом разрастается стереотип о скромности. Настоящая леди никогда не подойдет к мальчику первой и не скажет, что он ей нравится. Девушка должна томно вздыхать и ждать внимания того самого, единственного. И обязательно молча, не выделяясь и не хвастаясь.
5. Как интересно меняет свою позицию общество, когда девушка становится взрослой и не может найти себе пару. Ей уже 20-25-30? А где парень? Людям вокруг, в том числе и родителям, становится неважно, сколько у тебя мужчин – они хотят внуков. Тут уже не до выбора, нужно найти хоть кого-то, кто будет рядом. На смену рассмотренным стереотипам приходят установки о настоящей, крепкой и любящей семье.
Самые «безобидные», если так можно выразиться, последствия – это увеличение количества разводов. У людей, как мужчин, так и женщин, отсутствует понимание, какой партнер и для чего им нужен. Мы получаем «свободную» жизнь с постоянным общественным давлением.
Более страшные последствия, как и в предыдущем разделе, связаны с абьюзивным характером отношений. Выбрав «плохого парня» вместо «прекрасного принца», женщина вдруг понимает, что любовь на словах оборачивается физическим и психологическим насилием. Но она продолжает вспоминать: «Бьет – значит, любит. Надо сохранить семью. Сама виновата».
В этой статье мы кратко рассмотрели лишь три группы стереотипов вокруг женщины, однако как указано в начале материала, их значительно больше. Более подробно мы рассматриваем их во второй главе коллективной книги «ОНА вне шаблона», посвященной управлению установками. Она состоит из двадцати разделов – двадцати установок, которые мы последовательно развенчиваем и рассказываем, как их преодолеть.
Закончим статью отрывком из введения к главе.
…На жизненном пути с самого детства нас сопровождает знание о том, какой должна быть истинная девочка, девушка, женщина. Иногда эти установки мы взращиваем в себе сами. Какие-то нам подарили:
Кажется, что эти правила и рамки помогают нам существовать в понятном мире. Может, и вправду помогают. Но ровно до тех пор, пока мы не сталкиваемся с необходимостью их нарушить, принять решение собственной головой. Подобные установки из года в год превращают амбициозных, готовых творить и создавать, горящих делом женщин – в ломовых роботов, которые тянут свою ношу, молчат в тряпочку и выжигают в себе все то прекрасное, что заставляло вставать по утрам и собираться сначала в институт, а потом и на любимую работу.
Часто, чтобы начать действовать против, женщине требуется чье-то одобрение. Разрешение от общества поступать не так, как учили. Не так, как от нее ждут. Наш посыл: МЫ посовещались и МЫ разрешаем вам поступать иначе!
Мы можем разрешать, потому что мы провели большое исследование. Мы изучили сотни биографий, поставили десятки экспериментов, в том числе и на себе. Мы разрешаем вам действовать вопреки установкам. Нас, авторок, больше деся
[1] Перепись показала рост числа одиночек в России. (URL: rbc.ru/economics/19/08/2023/64dcddcd9a794758fcac52e4; 01.02.2024.)