Статьи

Как не проиграть жизнь, или зачем ставить модели поведения в XXI веке

«Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за…» – времена меняются, а модели, формы поведения остаются. Жизнь современного жителя мегаполиса – это постоянное движение через дебри социальных и личных задач. Можно решать их по старинке. А какие еще наработаны инструменты, позволяющие действовать в разных контекстах с успехом и без слива энергии? 

«Зачем ставить модели поведения в XXI веке» – доклад о методологии эффективных коммуникаций, предлагающий небанальный подход к решению типовых проблем современного человека. Автор рассматривает вопрос на кривой времени: какие проблемы ролевого поведения преследуют человека от рождения и до смерти, как эти проблемы могут разрешаться с помощью моделей поведения.

Сергей Семенков – имидж / бизнес-тренер, дипломированный психолог, эксперт по коммуникациям и поведению. Основатель школы коммуникаций Human Avantgarde. Автор книги «Дизайн женщины. Книга-тренинг: постановка моделей поведения». (Санкт-Петербург, Россия)

ВКонтакте: vk.com/serg.semenkov Телеграм: @serg_semenkov  YouTube: @sergsemenkov  @ serg.semenkov@gmail.com humanavantgarde.ru 

В современном мире человек вынужден действовать в разных контекстах, каждый из которых требует своей модели поведения. А это значит, что: 

  • такие модели поведения должны быть (поставлены); 
  • каждая модель поведения нацелена на решение конкретной задачи;
  • между моделями поведения нужно уметь (вовремя) переключаться.

Что такое модели поведения

Модели поведения – это коммуникативный навык, способность человека произвольно задать своему поведению определенную специфику, акцент. Как сказали бы актеры, сыграть роль. Только «роль» играется для решения определенной жизненной задачи. 

Термин моделей поведения уходит корнями в бихевиоризм. Беррес Фредерик Скиннер, Иван Петрович Павлов, Алексей Алексеевич Ухтомский, Владимир Михайлович Бехтерев, Иван Михайлович Сеченов и другие исследователи поведения человека отмечали значимость формы реакции на внешние (средовые) раздражители. Реакция, в широком смысле, поведение в ответ на изменение среды и есть модель поведения как инструмент грамотного реагирования разумного существа, принимающего во внимание результат активности.

Формулировка «модель поведения» в текущей интерпретации предложена Игорем Леонардовичем Викентьевым: «Исходя из своего педагогического опыта, могу сказать, что один из самых полезных механизмов, который стоит осваивать с детьми – это формирование умения произвольно переключаться между обыденным мышлением и творческим, между повседневной культурой и культурой творчества и т.п.». [1]

Достаточно представить себе ритм жителя мегаполиса, чтобы понять: в течение даже одного дня горожанин вынужден как-то реагировать (решать) десятки микро-ситуаций. Утром это может быть заботливый родитель, собирающий детей в школу. После – участник дорожного движения. Потом – сотрудник компании, руководитель или собственник бизнеса. Копнем глубже, и вылезают гроздья ситуаций, которые требуют той или иной реакции, включения той или иной модели поведения. Тот же собственник бизнеса: в один момент он встречается с клиентом и обязан быть приветливым, через пять минут – ведет планерку и раздает указания тоном, не допускающим возражений, а спустя мгновение снова переключается в роль покладистого родителя, которому звонит учитель из школы. 

Если всегда действовать в одной поведенческой тональности, проблем не избежать. И тот же владелец бизнеса, переносящий проблемы бизнеса в семью, рискует потерпеть фиаско. Напротив, умение включать нужную модель поведения способствует благоприятному разрешению ситуации. Вспомним хотя бы наше поведение на собеседовании: даже если мы раздражены, устали, плохо себя чувствуем, мы попытаемся смоделировать, сыграть «роль» сотрудника в тонусе, доброжелательного и грамотного. И получить желаемый результат.

Социальная проблематика

За многие века своего существования человечество привыкло к классовой структуре отношений. К примеру, отношения знати и простолюдинов, мужчин и женщин, образованных и необразованных и пр. Времена изменились, а модели, формы поведения остались. Более того, реакции впечатываются в культурный код народа в виде стереотипов поведения, привычек, правил. И воспроизводятся точно так же, как и сотни лет назад. Есть ли выход?

Рассмотрим, какие социальные проблемы существуют сегодня и как их можно решать через методику постановки моделей поведения. Сделаем это на кривой времени – то есть, какие проблемы ролевого поведения преследуют человека по мере взросления, от рождения и до смерти.

ЭТАП 1: рождение – родители – семья

Проблема. Родители не умеют коммуницировать с детьми. Когда дети себя ведут неподобающим образом, вариантов действий обычно два: (1) либо родители силой продавливают свои желания, (2) либо дают ему в руки какой-нибудь гаджет, только чтобы ребенок отстал. Следствие из модели поведения (1) – ребенок с психотравмой, который ненавидит родителей. Из модели поведения (2) – развивается digital-зависимость. 

Вариант развития такого распространенного сценария: в семье нет модели поведения ребенка-помощника, и все дела по дому делают только родители.

Решение. Постановка нескольких моделей поведения для общения с детьми. 

Процитируем великого педагога Антона Семеновича Макаренко.

ПРИМЕР 1. Поведение родителей – решающий фактор в воспитании детей. […] У воспитания должна быть цель («Каждый отец и каждая мать должны хорошо знать, что они хотят воспитать в своем ребенке»). […] Дисциплина — это результат воспитания (создается всей системой воспитания), режим — это средство воспитания (всякое средство нужно употреблять только тогда, когда оно соответствует цели, когда оно уместно).

Источник: А.С. Макаренко. Лекции о воспитании детей. Минск: Нар. асвета, 1978. С. 32-41.

Режимов, то есть моделей поведения, много, и нужно выбрать один, наиболее подходящий к конкретной обстановке. Именно режим формирует привычку (например, к чистоте). Одна из таких моделей – поведение равноправного родителя, который общается с ребенком, как с коллегами на работе. В быт вводятся равноценные задачи для взрослых и детей: уборка, посуда, стирка, мусор и другие хозяйственные моменты. 

Проблема. Бесправный ребенок. Сегодня принято ругать за строгость любую педагогическую систему. Наказаний нет. Ребенок не имеет среды, где бы могла полноценно развиться модель поведения уверенного человека, способного за себя постоять. Итог – «сопли», которые во взрослом возрасте трансформируются в формы истерик и инфантильного поведения.

Решение. Моделируются условия, когда ребенок вынужден самостоятельно решать насущные вопросы: от похода в магазин до регулярной оплаты по счетам.

В СССР говорили, что армия делает из мальчика мужчину. Сегодня это утверждение воспринимается спорно, однако выделим важное: помещение в среду, где нет послаблений, ставило определенные модели поведения. Аналогично и с женщинами: то же самое происходило и в первых учебных заведений для женщин. Вспомним, к примеру, Смольный институт благородных девиц.

ПРИМЕР 2. Дисциплина была ужасно строга. Грубость и упорное ослушание классной даме вели к исключению из института. Что бы она ни говорила, как бы несправедливо ни было ее взыскание, мы не только не могли выражать неудовольствия, не только должны были выслушивать все молча и вежливо, но не должны были показывать неудовольствия и в лице. Поднимавшееся в нас раздражение вспыхивало только густой краской на лице да загоралось злыми огоньками в глазах, которые мы старались опустить. Если же надо было смотреть в лицо классной даме, мы глядели кротко, что бы ни чувствовали.

Источник: Институты благородных девиц в мемуарах воспитанниц. / Составление, подготовка текста и примечания Г. Г. Мартынова. М.: Ломоносовъ, 2013. С.193-194.

ЭТАП 2: школа – институт

Проблема. Школьники и студенты плохо знают, как эффективно коммуницировать друг с другом. Результат – ссоры, травля (в том числе, ответная), плохо воспитанные молодые люди. Как обычно они реагируют на фразу «ты дурак»? Отвечают: «Сам дурак». А ведь если нечаянно ту же молодую девушку публично оскорбить, может быть заложена психотравма на всю жизнь.

Решение. Несколько моделей поведений, в число которых входит умение отвечать на хамство. В западных школах и институтах распространенная практика – учить школьников и студентов, как противостоять буллингу. Так, иногда, вместо того чтобы вступать в прямую конфронтацию с обидчиком, можно с ним согласиться и таким образом выбить его из колеи. 

ПРИМЕР 3. 

— Ты идиот!

— О, ты думаешь, я идиот? 

— Ага.

— Да, иногда я делаю глупые вещи. Это правда.

— Да, ты всегда делаешь глупые вещи. 

— Я знаю. Ты такая умная и тебе так повезло.

— Да, я такая. 

— Ты классная. 

— Спасибо, а ты – нет.

— Знаю, думаю, мы это уже поняли. Понимаешь, мое счастье не зависит от того, считаешь ты меня крутым или нет. Я буду счастлив, даже если ты будешь меня ненавидеть. 

— Окей… 

Источник: Буллинг. Как остановить травлю. YouTube-канал «Стоп Угроза». (URL: youtube.com/watch?v=hW6M6Fk1wMk; 01.10.2023.)

Источник не указан

Проблема. Учителя часто имеют только одну модель поведения, которая слабо направлена на развитие ребенка. Они умеют кричать и ругать, но не могут успокоить класс или сделать предмет интересным. У них нет подходящей модели поведения для этого. 

Решение. Несколько моделей поведения под разные задачи. 

Так, чтобы на учителя обратили внимание, нужно удивить детей, множество педагогических приемов основаны на этом эффекте. Некоторые педагоги начинают что-то писать на доске, отвернувшись от класса и не обращая внимания на шум. Через какое-то время дети успокаиваются, поскольку не понимают, что происходит. Им становится интересно, что же такое пишет педагог. Есть примеры, когда помогал неожиданный свист. Представьте себе миниатюрную и интеллигентную преподавательницу, которая внезапно звучит, как прораб со стройки. В обоих случаях наблюдается противоречие между ожиданием и реальностью. 

Подробнее об этом процессе можно прочитать в «Двадцатилетнем опыте объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных» И. П. Павлова или в выдержках из этой книги на портале VIKENT.RU. [2]

ЭТАП 3: работа – бизнес – деловые отношения

Проблема. Неумение держать себя соответственно профессиональным задачам.

Несколько лет назад я исследовал уровень выступлений среди российской образовательной элиты. [3] 80% из топ-100 ректоров нашей страны «заваливают» свои публичные перформансы: они читают по бумажке, не обращают внимания на аудиторию, разваливаются в креслах и т.д. Их модель поведения студентами воспринимается как «старперская», а чиновниками – как «преподская». 

Решение. Ситуативное включение нужной модели поведения под задачу. В том числе, умение выступать, модерировать, делать презентацию и пр.

Ведущие вузы сегодня понимают, что публичные выступления для многих педагогов – это необходимость, и учат их этому. Причем, речь идет не только о конференциях или межвузовских мероприятиях, те же навыки необходимы для «внутренних» целей, например, на совещаниях. 

ИТМО News
ИТМО News

Проблема. Во многих отечественных компаниях до сих пор плохо с клиентоориентированностью. Бизнес-потери от грубого, неуважительного общения – почти норма.

Решение. Постановка нескольких моделей поведения для сотрудников. 

Пример из практики. Клиент – компания-поставщик сложного технологического оборудования и роботизированных систем. Молодая девушка отвечает за корпоративный институт и обучение контрагентов. По роду службы коммуницирует с топ-менеджерами, часто мужчинами, которые не воспринимают ее всерьез. Одна из ее типовых задач – выступить на конференции перед 200 мужчинами-технарями. 

Конечно, можно порекомендовать компании поменять сотрудницу на сотрудника, но, согласитесь, такой подход неверен. Как минимум, с точки зрения бизнес-процесса: в компании должны быть технологии обучения, чтобы не зависеть от сотрудников, которые при увольнении могут унести свои знания с собой. 

Поэтому мы стали тренироваться и осваивать модель поведения «хозяйки», уверенной девушки-специалиста. Выступление прошло на ура: вместо скучного формального доклада мы сделали мини-шоу, на котором все зрители-мужчины проснулись и увлеченно слушали, о чем им рассказывает представитель корпоративного института. 

Модели поведения – это психофизиологический инструмент. То есть, «психо» неотделимо от «физио». Самовнушение не работает отдельно от тела, которое должно запомнить свое состояние в том или ином контексте, чтобы потом, в нужный момент, быстро его воспроизвести. Поэтому, например, в период пандемии, когда бóльшая часть лица была закрыта маской, сотрудников тренировали улыбаться глазами, а выдержка опытных стюардесс нередко связана с умением контролировать свое тело. 

Рис. 2. Постановка коммуникативных навыков китайским стюардессам. Источник: novate.ru
Рис. 2. Постановка коммуникативных навыков китайским стюардессам. Источник: novate.ru

ЭТАП 4: отношения – семья

Проблема. Разные этапы существования семьи требуют разных моделей поведения. Например:

  • «Конфетно-букетный период» – поведение более или менее понятно (на гормонах).
  • «Ипотечный период» – как обсуждать, кто и за что отвечает?
  • «Период развода» – как делить деньги, имущество (и детей), если брак распадется?

И так далее: «точек», где требуются разные модели поведения, много. 

Решение. Разные модели поведения осваиваются через распределение ролей. Нужные реакции переводятся в привычку, или автоматизм. Без постановки навыка будут срабатывать стереотипные модели поведения, реакции.

ПРИМЕР 4. «Поединок» еще не был доведен до конца. Сущест­вовали только начальные главы. Работу над окончанием по­вести Куприн откладывал с недели на неделю. И вот, чтобы побудить Александра Ивановича возможно скорее выпол­нить эту работу, Мария Карловна сказала ему, что они должны непременно разъехаться, покуда он не закончит своего «Поединка». […] Закончив главу, он тотчас же спешил на Разъезжую и что есть силы дергал за ручку звонка. Мария Карловна открыва­ла дверь, но не совсем, а чуть-чуть, на цепочку, он просо­вывал ей новую главу, а сам оставался на лестнице. Прохо­дило полчаса или больше. Мария Карловна внимательно прочитывала рукопись до самой последней строки и лишь тогда распахивала дверь.

Источник: К. Чуковский. Современники. Портреты и Этюды. М.: Молодая Гвардия, 2008. С. 169.

Источник не указан

Проблема. Миллионы одиноких людей, ищущих партнера, однако они не умеют знакомиться и не умеют договариваться. 

Решение. Несколько моделей поведения, как при знакомстве, так и уже в семейной жизни. В роли партнера/партнерши выгодно быть разным: и загадочным, и строгим, и мягким. Человек обращает больше внимания на изменения, так как со временем его восприятие «притупляется» (закон Вебера-Фехнера [4]) и для его возбуждения требуется больше новизны, то есть изменений в поведении.

ПРИМЕР 5. Мешала и скандальная слава Валентина. Он прославился не только романом, который подряд выдержал два издания, но пьянками-гулянками, причем обязательно с дебошем и драками. И все это не только в городских пивных, но и в замечательном писательском ресторане на улице Воинова. 

Компания молодых повес и гуляк, основу которой составляли начинающие поэты и прозаики, крепко держала его в своих питейно-богемных объятиях. Кстати, все они окончили одинаково, просто спились. 

Состоялся как личность и большой писатель из этой компашки один Валентин Пикуль. И заслуга в этом Вероники огромная. Она раз за разом смело вышвыривала его пьяненьких дружков за порог их общего дома. Наконец приняли решение переехать в Ригу, город, который Вероника хорошо знала еще по довоенной жизни, город, где у нее было жилье. 

Итак, смелая женщина взяла в охапку молодое дарование и увезла подальше от пересудов, пьяных дрязг, неприветливой мужниной родни и от своей родни тоже.

Источник: Ю. А. Ростовцев. Секрет Вероники. // Живет страна Пикулия. / Сост. А. И. Пикуль. М.: Вече, 2008. С. 112-113. (Цит. по: vikent.ru/author/2547.)

ЭТАП 5: социальные связи – отношения

Проблема. Если ты «гейм-задрот», в жизни все равно придется общаться с живыми людьми. Где современному человеку учиться навыкам социальной коммуникации? Кто поставит нужную модель поведения для разных жизненных ситуаций? И какими должны быть эти модели поведения?

Решение. Постановка моделей поведения совмещается с освоением навыков социального общения, социальной адаптации. Другими словами, учимся знакомиться, учимся говорить, учимся выступать. 

ПРИМЕР 6. Сменив в Пакистане шесть специальностей в четырех школах, я наслаждалась и непрерывностью четырехлетнего курса в Гарварде. Скучать не приходилось. В Гарварде наби­рало силу женское движение, книжная лавка предлагала бо­гатейший выбор книг, журналов о женщинах, включая «библию» феминисток «Сексуальная политика» Кейт Миллет; появились первые выпуски журнала «Ms.». 

Вечера про­ходили в обмене мнениями о будущем, в том числе о пред­стоявших отношениях в семье, с партнерами по браку – если мы вообще выйдем замуж. В Пакистане я относилась к очень немногим исключениям, не считавшим замужество и семейную жизнь главной целью существования. В Гарвар­де же я затерялась в море таких же незацикленных на своей «женской доле» особ. Я ощутила себя гораздо увереннее, полностью излечилась от мучившей меня годами робости.

Источник: Б. Бхутто. Дочь Востока. Автобиография. / Пер. с англ. Ю. Балаяна. СПб.: Амфора, 2009. С. 69-71, 97-98. 

Проблема. Стереотипные, привычные модели поведения – в массе бытовых ситуаций среднего гражданина. Например, вечные «расшаркивания» перед шефом, представителем власти или даже врачом. Очень заметно у старшего поколения, часто, у женщин. 

Как женщина заходит в кабинет к врачу? Как врач ведет себя по отношению к пациентке? Она – в позиции «под»: заходит, словно извиняется. Он – в позиции «над»: разговаривает наплевательски, порой бесцеременно грубит. 

Решение. Несколько моделей поведения для самоуважения и преодоления бытовых неурядиц.

В западной медицине существует Калгари-Кембриджская модель медицинской консультации, направленная на обучение общению с разными типами пациентов. Она применяется со второй половины XX века и сегодня ее можно назвать медицинским стандартом коммуникаций. Она помогает доктору освоить несколько моделей поведения под разные задачи в общении с пациентом: провести стандартную консультацию, вовлечь больного в процесс лечения, если он сопротивляется, объяснить, как этот процесс устроен, сообщить плохую новость и пр. Подробнее читайте в книге Дж. Сильверман, С. Керц и Дж. Дрейпер «Навыки общения с пациентами». 

ЭТАП 6: старость – одиночество

Проблема. Дети выросли и ушли из дома. Что делать старым родителям? Что делать, если взрослая пара разошлась? Как находить новые знакомства и выстраивать жизнь на пенсии? Представьте среднего российского пенсионера и сравните его с пенсионером, например, немецким, отдыхающим в компании таких же пенсионеров в Индии.

Решение. Модели поведения для современных бабушек и дедушек, способных устанавливать новые социальные связи. Аналогичный эффект можно проследить у возрастного населения по части digital-устройств: кто-то адаптируется, кто-то нет. 

ПРИМЕР 7. В восьмидесятилетнем возрасте она [Наталья Петровна Бехтерева] освоила ком­пьютер, научилась пользоваться Интернетом и элект­ронной почтой. После этого сотрудники института поте­ряли покой, поскольку НП, имевшая бесплатный доступ к крупнейшим международным научным журналам, начала раз в неделю рассылать всем дайджест наиболее важных, с ее точки зрения, статей со своими комментари­ями, оценками. Причем это касалось не только нейрона­ук, физиологии, но и генетики, молекулярной и клеточной биологии, даже информатики, — без этих знаний, по ее мнению, физиологи уже не могли работать. 

Она сама при­думала себе эту новую обязанность и не пропускала ни одной недели. Если находила что-то особенно интересное (а работала она в основном в поздние часы), то просто не могла ждать до утра и звонила не только своим молодым аспирантам, но и всем, кому, с ее точки зрения, эта инфор­мация была необходима.

Источник: Е. Кокурина. Наталья Бехтерева. Код жизни. М.: Бослен, 2015. С. 194.

Проблема. Старшее поколение не умеет себя продавать при устройстве на работу. Они априори оценивают себя на рынке труда дешевле. Даже обладая гигантским опытом и уровнем профессионализма, они идут в охранники, вахтеры и технические работники, не пытаясь конкурировать с молодыми. Они почему-то готовы мириться с плохим отношением и низкой оплатой, лишь бы была работа. 

Решение. Модель поведения старшего поколения на собеседовании ничем не отличается от модели поведения студента-выпускника. Необходим элементарный навык проходить собеседования, включать нужную модель поведения, настроенную под работодателя.

Выводы

Несколько моделей поведения – стандарт для человека XXI века, который отвечает за свое место под солнцем, социальное положение. 

Важно понимать, как работают модели поведения в той или иной ситуации. Уметь «настраивать» себя в соответствии с насущной задачей, то есть моделировать, ставить нужные модели поведения.

Модели поведения – это коммуникативный навык. Значит, нужна тренировка, чтобы нужная «роль» закрепилась в бытовой реакции.

Наличие нескольких моделей поведения качественно улучшает жизнь не только отдельного человека, но и всего социума.

Поддержите проект «АПОРОН», приобретая сборник материалов первой конференции – в электронном или в печатном виде. 

Примечания к статье

[1] Формирование двух и более моделей поведения по И.Л. Викентьеву. (URL: vikent.ru/enc/2; 01.02.2024.)

[2] Сшибка – столкновение противоположных нервных процессов по И.П. Павлову. (URL: vikent.ru/enc/1170; 01.02.2024.)

[3] Чек-лист С.В. Семенкова: ошибки и сильные решения публичных выступлений. YouTube-канал «VIKENT.RU». (URL: youtube.com/watch?v=0jx8SlCUlc8; 01.02.2024.)

[4] Психофизический закон Вебера-Фехнера. (URL: vikent.ru/enc/1963; 01.02.2024.)

Полезные материалы