Статьи

50 признаков плохого педагога

Статья повествует о педагогических ошибках, которые совершают школьные учителя и преподаватели вузов. Об этих ошибках знают школьники и студенты, родители и сами педагоги, помня свое прошлое и замечая за коллегами непрофессиональное поведение в настоящем. Автор статьи сформулировал 50 признаков, с помощью которых можно диагностировать слабого и даже вредного педагога.

Сергей Груздев – эксперт в сфере образования, автор книги «Убедительная речь! Риторические приемы А.Ф. Кони» и ведущий просветительского YouTube-канала «Mr. Kindler».

г. Москва, Россия ВКонтакте: vk.com/sv_gruzdev YouTube: @MrKindler @ misterkindler@gmail.com

Хотя умом и знанием убоги, мы падки на крутые обобщения, похоже, нас калечат педагоги, квадратные колеса просвещения…

Шалопай, вертопрах и повеса, когда в игры уже отыграли, для утехи душевного беса учат юных уму и морали.

Игорь Губерман

Статья преследует цель – помочь минимизировать пагубное влияние педагога на ребенка и заранее позаботиться о замене учителя, репетитора или наставника. Нынешним и будущим педагогам она демонстрирует признаки мелких проколов и критериев полного педагогического выгорания на работе. Ввиду этого она может способствовать раннему выявлению и корректировке своего личного и профессионального поведения, а также отработке необходимых навыков будущим специалистам.

В рамках подготовки доклада был проведен опрос учителей, педагогов высшей школы, школьников, студентов, родителей: более 100 человек, получено более 500 характеристик на учителей. Помимо этого, работа автора в системе образования уже насчитывает более 250 портретов бывших коллег. 

Пожалуй, самый главный вопрос, который может возникать при прочтении названия статьи – кто же такой плохой педагог? Почему он вообще может быть плохим, учитывая массовое заблуждение о достойных профессиях и априори благороднейших ее представителях?! 

Итак, есть педагоги – и здесь уважаемый читатель уже должен начать соглашаться с автором, – которые не дают знаний по предмету. И если бы это были какие-то «проходные» дисциплины (при всей некорректности данного высказывания из уст автора, но все-таки), но ведь девушке, мечтающей пойти в медицинский вуз, необходима химия, а юноше, который обучается в инженерном вузе, важна математика. К сожалению, так бывает, что учитель и педагог, которые преподают у этих ребят, – знаний им не дали, и они вынуждены готовиться к поступлению самостоятельно. 

Но как бы странно ни звучало, это лишь полбеды. Есть педагоги, которые работают на бóльший «подрыв». Они воруют время у ребенка, в том числе, бестолковой работой, которая не имеет отношения ни к предмету, ни к постановке навыков. Хотя и это не так страшно, как вред со стороны тех учителей, которые наносят детям психологические травмы, напоминающие о себе в течение всей жизни, личной и профессиональной.

Для сравнения, давайте спросим, каким же тогда должен быть хороший педагог. В ответах респондентов звучали следующие характеристики: добрый, душевный, учит морали… Автор надеется на то, что читатель понимает, насколько это абстрактно и неинструментально. Ближе к истине – представление о хорошем педагоге, который передает прикладные знания, помогает освоить полезные социальные навыки положительно влияет на будущее ребенка.

Из некоторых ответов: 

  • «Он научил достойно принимать неудачи и работать над собственными ошибками».
  • «Она показала, что такое прямолинейность в жизни, а еще рассказала, как необходимо общаться с хитрыми взрослыми».
  • «У меня дома все делали родители, не давая свободы, а в школе учитель давала возможность учиться готовить и шить».

Важная ремарка №1. В статье мы говорим не о педагогике высоких достижений, научных открытиях, научных школах и работе наставников и учеников, автор показывает пример массового процесса вокруг нас – это школа и вуз. 

Важная ремарка №2. Слова «учитель» и «педагог» в статье используются равнозначно. Здесь нет привязки к ступени образования, мы будем говорить о педагогах, встречающихся нам в различных образовательных учреждениях: школа, колледж, вуз. Гендерная привязка к примерам также отсутствует. 

Важная ремарка №3. Если в какой-то момент вам покажется, что пример уже встречался или признак искусственно разделен на два критерия, то постарайтесь отключить инерцию мышления, ведь вы интуитивно вспоминаете учителя, который обладал обеими этими чертами. В изученной выборке встречаются портреты, в которых представлен лишь один признак, а есть рекордсмены, которые победили во многих «номинациях».

Важная ремарка №4. Важным подспорьем к статье является классификация из книги А.В. Миськевича «”Злые Гении”: Жизненная стратегия АНТИличности» про деградацию, а также статья А.А. Рыжачкова про неуспешных авторов интеллектуального контента. Материал состоит из нескольких блоков, и в каждом мы будем спрашивать, как ведет себя педагог, как он работает, как взаимодействует с учениками и коллегами. В модели А.В. Миськевича это деление представлено следующим образом: Я-Цель, Я-Эталон, Я-Критерий, Я-Этика, Я-Действие и Я-Метод.

Что движет педагогом, ради чего он работает?

#1. Случайно зашел. Человек с непедагогическим образованием не реализовался в своей сфере и пришел в школу. Работает не ради детей и образования, а исключительно по принципу «здесь больше платят».

#2. Мямля. Педагог признает собственную бесполезность, ведь он «маленький человек», его предмет никому не нужен, а он всего лишь учитель. 

#3. Пофигизм. Учитель относится к преподаванию хуже, чем заядлый двоечник: опаздывает, не приходит на уроки. 

#4. Сошедший с дистанции. Он давно не читает книг по своей теме и сам понимает, что уже не догонит по знаниям тех, кто всегда был в материале. 

#5. Подиум. Учитель на работе, чтобы показать себя, найти свою любовь, выгулять новые вещи. 

#6. Броневик. Образовательная организация для него – место для реализации гражданской активности: скандалы, разборки, жалобы, петиции, докладные записки, доносы. 

#7. Побочный продукт. Учебное заведение для педагога – площадка для поиска новых клиентов и рекламы (журналы косметики, репетиторство, консультации по психологии, продажа БАДов и прочее).

С кем педагог сравнивает себя и свою работу?

#8. Звезда школы. Он – лучший, кичится яркостью, молодостью, одной победой или один званием. Идет активная демонстрация своего превосходства над всем и уж тем более над учениками.

#9. Бог. Есть только его мнение – и неправильное. Убедить, что существуют альтернативные версии решения, ответа, рассуждения – невозможно.

#10. Самый важный предмет. Налицо – преувеличенная важность. Он преподает самый главный, сложный, нужный предмет.

#11. Бывает и хуже. Безапелляционно применяются строгие и не всегда понятные педагогические методы, которые оправдываются тем, что в будущем (в вузе или на работе) будет еще труднее.

#12. Начальствопоклонничество. Педагог выпрыгивает из штанов, работая не на результат, а на то, чтобы его похвалили, премировали.

Чем руководствуется педагог в принятии решений?

#13. На заре. Козыряние педагогическим стажем без подтверждения результатами.

#14. Любимка. Пугающая демонстрация безграничной любви ко всем детям. 

#15. Мы – команда! Педагог прячется за результатами всего школьного коллектива, не имея личных. 

#16. Характер такой. Плохое настроение или его перепады негативно отражаются на образовательном процессе.

#17. Методика такая. Намеренное усложнение способов преподнесения материала отрицательно сказывается на его усвоении. Учитель оправдывает это авторскими подходами. 

#18. Необъяснимо. Педагог совершает неадекватные вещи, которые заставляют учеников больше обсуждать данные выходки, чем материал. Авторитет педагога близок к нулю. 

#19. Темное ретро. Имеет место критика цифровизации и полное отрицание прогресса.

Как построено взаимодействие с учениками и коллегами?

#20. Окрыленный. Полеты в облаках отражаются на забывчивости и несистемности в преподавании. 

#21. Сплетник. На первый план выходит обсуждение личной жизни и внешности учеников, в том числе, в их присутствии.

#22. Добряк. Думая, быть строгим и полезным или любимым и добрым, он выбирает второе: не ставит двойки, отпускает раньше с уроков, отменяет те самые уроки.

#23. Друг. Он с учениками на «ты» и позволяет шутить над собой, что чревато злоупотреблением со стороны обучающихся.

#24. Слинять бы. При выборе поехать куда-нибудь от школы или провести уроки, конечно же, выбирает первое. 

#25. Игнор. Не встречается с родителями, ведь ценит свое личное пространство и не хочет, чтобы его беспокоили по пустякам. 

#26. Не знаю. Не отвечает на вопросы на уроке, ведь боится произнести неверную информацию.

#27. Писака. Любитель переписок в социальных сетях, занимается активной рассылкой писем без единой формулировки своих мыслей. 1 мысль = 1 письмо. 

#28. Аж неприятно. Главный инструмент – крик, визг, его неприятно и невозможно даже воспринимать.

#29. Прорицатель. Нагнетает черные краски насчет будущего учеников, давая поверхностные прогнозы.

#30. Провокатор. Сравнивает и стравливает детей между собой.

#31. Автор насилия. Оскорбляет, унижает, бьет учеников. 

#32. Робот. Полное отсутствие эмпатии.

Как педагог работает, проводит занятия?

#33. Домашняя. Обсуждает новости и отвечает на звонки от родных на уроке. 

#34. Фанатик. Слепое восхваление политических или иных тем идет в ущерб содержанию и восприятию основного материала. 

#35. Повторюша. Читает один и тот же материал каждый раз (даже на разных дисциплинах).

#36. По старым рельсам. Использует материалы (лекции, конспекты), по которым еще сам учился в прошлом веке и которые уже потеряли актуальность.

#37. Резво и дерзко. Молодой педагог, который амбициозно поверил, что в вузе его всему научили и больше повышать квалификацию не нужно. 

#38. Культ лени. На занятиях можно отсидеться, ведь лекцию легко найти по первой ссылке в интернете. 

#39. Две формы занятий. Используются исключительно лекция и контрольная работа.

#40. Непонятно. Объяснение заточено только для шибко умных, остальным понять материал невозможно из-за отсутствия времени и желания педагога.

#41. Я все сказал. Педагог отказывается от индивидуальных занятий, ведь зачем повторно растолковывать, когда на занятии он все уже один раз объяснил.

#42. Пень. Учитель целый день не встает со стула: на нем он ведет уроки, ест, следит за дисциплиной, собирает и раздает тетради.

Какова же картина мира такого педагога? Что это за личность?

#43. Тайна. Уровень образования данного педагога скрыт. Возможно, что он его стесняется или не может доказать, почему именно он преподает этот курс. 

#44. Человек в футляре. О педагоге ничего неизвестно, ученики придумывают легенды и сплетни о нем. С ним мало кто разговаривает: ни ученики, ни коллеги.

#45. Узкий специалист. Хорошо знает лишь один учебный модуль, в остальном плавает – и даже позорится.

#46. МФУ. Многофункциональность зашкаливает, соглашается на любой предмет, даже если тот не входит в зону его компетенций.

#47. И так сойдет. Ему лень изучать правила, положения, стандарты, кодификаторы и спецификаторы, он учит по принципам – как чувствует. 

#48. Анархист. Отрицает власть, учит не правилам, а обходам. Помогает обучающимся обманывать родителей и администрацию, дисциплины в классе нет.

#49. Неряха. С ним просто неприятно или даже невозможно быть рядом.

#50. Вызывает отторжение от необходимого, важного, любимого предмета своей личностью и совокупностью предыдущих критериев. 

Если вы не знаете, как уберечь себя или своего ребенка от нерадивого педагога, свяжитесь с автором – контакты указаны в начале статьи. И подписывайтесь на YouTube-канал Mr. Kindler, ведь там разжигают желание учиться! 

«Учителям нужно зеркало в глубине класса, чтобы они видели, какими мы их видим»

и

«Пусть это вдохновит Вас на подвиг!»

Бел Кауфман, «Вверх по лестнице, ведущей вниз»

Поддержите проект «АПОРОН», приобретая сборник материалов первой конференции – в электронном или в печатном виде. 

Полезные материалы