Согласно Оксфордскому словарю по дисциплине «Film Studies», пропагандистское кино создается в расчете на то, чтобы сформировать у зрителей определенное отношение к вопросу или даже побудить их к действию. Этот вопрос встает особенно остро, когда создатели продвигают коды, связанные с войной.
Автор этой статьи проанализировал более тысячи военных фильмов и представил обобщенный набор пропагандистских кодов, которые могут сподвигнуть зрителя участвовать или, наоборот, не участвовать в военных конфликтах. Материал будет полезен тем, кто хочет защититься от военной пропаганды. Коды выделены на уровне сюжетов, касаются только содержательной составляющей анализируемых картин и не привязаны к каким-либо актуальным событиям.
Владимир Выборов – автор книги «Конструктор архитектурных идей» и создатель методических разработок в области искусств.
ВКонтакте: vk.com/vsvyborov @ vsvyborov@gmail.com
Патриот творит историю: персонаж фильма показан причиной или ключевым участником реальных исторических событий.
Герои часто лично знакомятся с выдающимися политическими деятелями, благодаря им решается исход битвы или даже судьба страны. Подобный ход намекает зрителю, что достаточно попасть на войну и у вас появится шанс творить историю.
ПРИМЕР 1. (реж. D.W. Griffith, 1915)
Две семьи по разные стороны конфликта. Персонажи показаны ключевыми участниками известных исторических событий: осада Петербурга, убийство Линкольна, создание Ку-клукс-клана.
Даже малый вклад поможет победе.
В эту категорию входят картины, посвященные помощи фронту в тылу: женщины идут работать на производство, а дети помогают тушить пожары. Либо: незначительный персонаж, часто неудачник, которого по какой-то причине не взяли в армию, намеренно или случайно совершает поступок, запускающий цепочку событий, которые или значительно помогают его стране в войне, или позволяют сохранить жизни близких ему людей.
ПРИМЕР 2. The Gown of Destiny (реж. L. Reynolds, 1917)
Первая мировая война, французского дизайнера одежды из США не взяли во французскую армию. Он шьет платье в стиле сари, которое настолько впечатляет неверного мужа миссис Рейтон, что он возвращается к ней.
В качестве подарка своей жене мистер Рейтон отправляет на фронт три машины скорой помощи, чтобы помочь французам в военных действиях против немцев.
Затем миссис Рейтон дарит платье своей племяннице, и оно делает ее настолько красивой, что в нее влюбляется плейбой и настолько преображается, что идет в армию и получает медаль, спасая родной город.
Героизм — это шанс (для неудачника) решить свои проблемы, исполнить мечты, восстановить утраченную репутацию с помощью героического поступка.
Вначале мы видим героя, который проявляет малодушие. Его не уважают родственники, друзья и соседи, не любят девушки, он влачит жалкое существование в нищете. Другой вариант экспозиции: герой сначала совершает проступок или является преступником, а война дает ему шанс реабилитироваться.
Затем герой или записывается добровольцем, или призван в армию. Попадая на фронт, герой преображается – под влиянием обстоятельств или опытного наставника, – и совершает подвиг. Он получает награду, всеобщее уважение и возвращается домой другим человеком, которого теперь любят девушки, у него берут автографы кинозвезды, а финансовые проблемы решаются.
ПРИМЕР 3. Sergeant York (реж. H. Hawks, 1941)
Нищий фермер, который не хочет ехать на войну по религиозным соображениям, попав на фронт, совершает подвиг и возвращается героем. В награду за героический поступок все его мечты сбываются.
Есть и другая категория сюжетов, которая посвящена удержанию безнадежной позиции. Примеры: истории про триста спартанцев (Фермипольское сражение), 28 панфиловцев или про защитников Брестской крепости. Эти сюжеты призваны задать зрителю эталон героизма.
Сравнение правильного и неправильного поведения двух персонажей или групп персонажей. Мужественное, патриотичное поведение вознаграждается, а непатриотичное или малодушное – наказывается.
Данный прием используется в следующих контекстах: (1) двое мужчин каким-то образом оказываются на войне (в роли солдат или корреспондентов) или (2) они возвращаются с войны, и один становится блюстителем закона, а другой – бандитом.
Герои могут дружить или соперничать между собой. Например, за одну и ту же женщину. Причем, один герой совершает поступки, которые автор заведомо определяет как правильные, а второй ведет себя противоположным образом. Результат такого сюжета всегда один: правильный герой получает в награду любовь женщины, а неправильный – оказывается отверженным, гибнет или попадает в тюрьму.
ПРИМЕР 4. Krigskorrespondenter / War Correspondents (реж. V. Glückstadt, 1913)
Соревнование двух военных корреспондентов. Первый ведет себя честно и ему помогает местная девушка, а другой ведет себя подло, и раз за разом терпит неудачи — отправляет репортаж вторым.
ПРИМЕР 5. The Last Parade (реж. Erle C. Kenton, 1931)
Два друга возвращаются с войны. Один становится полицейским, другой нарушает закон, и оба влюблены в одну женщину. В итоге, полицейский получает женщину, а бандит — электрический стул.
Еще один распространенный сюжет в этой категории относится к артистам и музыкантам, которые дают концерты в осажденном городе невзирая на обстрелы и бомбежки
ПРИМЕР 6. Ленинградская симфония (реж. З. Аграненко, 1957)
В дни блокады Ленинграда музыканты исполняют для жителей симфонию.
Используется классический конфликт семьи и долга: герой жертвует семейным благополучием на благо Родины. В таких сюжетах герои или гибнут, или возвращаются с ранением и с наградой, но независимо от исхода семья может ими гордиться.
ПРИМЕР 7. Strategic Air Command (реж. A. Mann, 1955)
Ветерана возвращают обратно в строй, хотя он давно «на гражданке» и у него семья. Родине нужны его навыки. Он проходит через серию опасных миссий, получает травмы и сопротивляется намерениям жены вытащить его из подразделения. В конце его списывают по ранению и благодарят за вклад в оборону страны.
Категория сюжетов, в которых герои оказываются вынуждены сотрудничать с врагом ради выживания или для получения информации.
Они могут находиться в замкнутом помещении, в открытом море, на необитаемом острове – в любой локации, откуда нет выхода. Поначалу они решают, что противник – такой же человек, как и герои, но позднее он совершает подлый поступок, пытается навредить или убить героев. Подлые замыслы раскрыты, а враг убит.
ПРИМЕР 8. Lifeboat (реж. A. Mann, 1944)
В бою встречается корабль и подлодка, оба судна тонут. В одной шлюпке оказываются выжившие с корабля и капитан вражеской подлодки. Долго скитаясь в океане, они теряют двух членов экипажа и выясняют, что капитан обманом ведет их на вражескую территорию. Они выбрасывают капитана за борт.
Варианты сюжетов
ПРИМЕР 9. Song of Russia (реж. G. Ratoff, L. Benedek, 1944)
Американский композитор влюбляется в русскую крестьянку с хорошим голосом и женится на ней. Когда вторгаются немцы, он хочет ее вывезти, но она хочет остаться и защищать родину.
В эту категорию могут входить сюжеты о грандиозных сражениях прошлого, которые оканчивались победой. Таким образом триумфом становится финал произведения.
ПРИМЕР 10. Henry the Fifth (реж. L. Olivier, 1944)
Солдат должен понимать, что товарищи и командиры скорее погибнут сами, чем оставят его на произвол судьбы. Командир всегда первым вступает на поле боя и покидает его последним, только после того как заберет всех своих солдат, неважно, живы они, ранены или убиты.
ПРИМЕР 11. Saving Private Ryan (реж. S. Spielberg, 1998)
Четверо братьев отправились на войну. Трое погибают, а за последним отправляется подразделение, чтобы вернуть его живым семье.
Выбор между боевой задачей и спасением гражданских лиц, которые «мешают». Военные и политики будут до последнего биться за спасение гражданских и даже пойдут на должностные преступления и нарушат приказы.
К примеру: чтобы уничтожить врагов, требуется нанести удар по месту их расположения, но рядом крутятся гражданские, которые могут пострадать или погибнуть в результате удара. Весь фильм будет посвящен тому, как крупные военные чины бьются над проблемой – как убить врагов и не убить гражданских, – и просчитывают возможный ущерб. Затем, в результате козней или ошибки, удар нанесен и гражданские ранены, но не убиты, а враги уничтожены. Так оправдывают убийство гражданских лиц в военных целях, как бы показывая: «Нам не все равно».
ПРИМЕР 12. Eye in the Sky (реж. G. Hood, 2015)
Варианты сюжетов
ПРИМЕР 13. Attack (реж. R. Aldrich, 1956)
Подразделение попадает в тяжелые ситуации из-за действий некомпетентного и трусливого руководителя. Сместить его мешает более крупный чин, которому нужны гражданские связи этого командира. Часть отряда гибнет, оставшаяся часть, попав в окружение, убивает командира-вредителя.
Героям противостоит невидимый враг. Они все время находятся в опасности и никогда не знают, откуда нагрянет новая атака. Или: ничего опасного не происходит, но герои слышат звуки, которые затем оказываются вражеским подкопом. Они встречают солдат, покидающих локацию, куда направляются герои, и эти встречные персонажи явно не в себе. Герои понимают, что что-то не так, но что именно происходит – не знают.
ПРИМЕР 14. Deathwatch (реж. M.J. Bassett, 2002)
Герой или группа героев возвращается с войны с увечьями и ПТСР. Они хотят встроиться в мирную жизнь, но не в состоянии этого сделать. Более радикальный поворот сюжета: они хотят умереть, но не в состоянии этого сделать.
Зритель наблюдает за героем или героями, о которых известно, что они погибнут. В эту категорию входят сюжеты, изображающие последние дни командующих проигравшей армии или последние дни удержания позиции. Зритель наблюдает за героями, которые идут на самоубийственное задание. Еще один вариант: раненый герой доживает в госпитале последние дни, медперсонал об этом знает, а герой нет.
ПРИМЕР 15. Johnny Got His Gun (реж. D. Trumbo, 1971)
Варианты сюжетов
ПРИМЕР 16. Under sandet / Land of Mine (реж. M. Zandvliet, 2015)
Военнопленные разминируют поля, оставленные их армией, и некоторые гибнут в процессе. Их обещают отпустить по окончании работ, но на деле собираются перевести на новый участок. Начальник лагеря помогает небольшой группе выживших героев сбежать.
Варианты сюжетов
ПРИМЕР 17. Pork Chop Hill (реж. L. Milestone, 1959)
Во время мирных переговоров подразделение ценой больших потерь удерживает нестратегическую позицию.
Варианты сюжетов
ПРИМЕР 18. The Boy in the Striped Pajamas (реж. M. Herman, 2008)
Мальчик-заключенный концлагеря и сын офицера СС дружат и общаются через забор из проволоки. Отец мальчика, тоже заключенный, пропадает, и дети решают вместе его отыскать. Они делают подкоп. Сын СС-овца проникает в лагерь и надевает робу заключенного. Детей хватают охранники и отправляют в газовую камеру. Родители-немцы находят своего сына мертвым рядом с его другом.
Варианты сюжетов
ПРИМЕР 19. Westen nichts Neues / All Quiet on the Western Front (реж. E. Berger, 2022)
Варианты сюжетов
ПРИМЕР 20. Un long dimanche de fiançailles / A Very Long Engagement (реж. J.-P. Jeunet, 2004)
Героиня ищет своего жениха, который стал дезертиром, и за это его приговорили к «ничейной земле» — бросили в серой зоне между позициями противоборствующих сторон. Все считают его мертвым, а героиня нанимает детектива и сталкивается с военной бюрократией. Она находит жениха живым, но потерявшим память.
Категория сюжетов, которые оправдывают неоднозначную позицию общества, страны или группы лиц по отношению к военному конфликту.
Например, герой играет роль государства, которое пытается сохранить нейтралитет в крупном военном конфликте. Скрепя сердце он терпит оккупантов, но не конфликтует с ними, и только когда это затрагивает близкого ему человека, он открыто вмешивается в противостояние. Зрители — граждане страны, которая не помогает своим союзникам в войне, понимают, что государство ведет себя правильно – и если уж дело коснется непосредственно их, тогда страна вступит в бой.
ПРИМЕР 21. Casablanca (реж. M. Curtiz, 1942)
[1] A. Kuhn, G. Westwell. A Dictionary of Film Studies. Oxford University Press, 2012. PP. 344-345.
Если вы хотите выйти со своим социальным проектом на YouTube, вам понадобится контент, который выделит вас среди конкурентов. Вы можете обратиться за консультацией или заказать разработку уникального жанра у автора доклада, Владимира Выборова.