Статьи

Коды войны. Пропаганда в кино

Согласно Оксфордскому словарю по дисциплине «Film Studies», пропагандистское кино создается в расчете на то, чтобы сформировать у зрителей определенное отношение к вопросу или даже побудить их к действию. Этот вопрос встает особенно остро, когда создатели продвигают коды, связанные с войной. 

Автор этой статьи проанализировал более тысячи военных фильмов и представил обобщенный набор пропагандистских кодов, которые могут сподвигнуть зрителя участвовать или, наоборот, не участвовать в военных конфликтах. Материал будет полезен тем, кто хочет защититься от военной пропаганды. Коды выделены на уровне сюжетов, касаются только содержательной составляющей анализируемых картин и не привязаны к каким-либо актуальным событиям.

Владимир Выборов – автор книги «Конструктор архитектурных идей» и создатель методических разработок в области искусств.

ВКонтакте: vk.com/vsvyborov @ vsvyborov@gmail.com

Первая группа кодов, направленная на воодушевление зрителей

Код 1. Патриотизм

Задача этого кода — подвести зрителей к мысли, что защита Родины является правильным и почетным делом, долгом каждого.

Патриот творит историю: персонаж фильма показан причиной или ключевым участником реальных исторических событий.

Герои часто лично знакомятся с выдающимися политическими деятелями, благодаря им решается исход битвы или даже судьба страны. Подобный ход намекает зрителю, что достаточно попасть на войну и у вас появится шанс творить историю.

ПРИМЕР 1. (реж. D.W. Griffith, 1915)

Две семьи по разные стороны конфликта. Персонажи показаны ключевыми участниками известных исторических событий: осада Петербурга, убийство Линкольна, создание Ку-клукс-клана.

Рис. 1. Источник: IMDb
Рис. 1. Источник: IMDb

Даже малый вклад поможет победе. 

В эту категорию входят картины, посвященные помощи фронту в тылу: женщины идут работать на производство, а дети помогают тушить пожары. Либо: незначительный персонаж, часто неудачник, которого по какой-то причине не взяли в армию, намеренно или случайно совершает поступок, запускающий цепочку событий, которые или значительно помогают его стране в войне, или позволяют сохранить жизни близких ему людей.

ПРИМЕР 2. The Gown of Destiny (реж. L. Reynolds, 1917)

Первая мировая война, французского дизайнера одежды из США не взяли во французскую армию. Он шьет платье в стиле сари, которое настолько впечатляет неверного мужа миссис Рейтон, что он возвращается к ней. 

В качестве подарка своей жене мистер Рейтон отправляет на фронт три машины скорой помощи, чтобы помочь французам в военных действиях против немцев. 

Затем миссис Рейтон дарит платье своей племяннице, и оно делает ее настолько красивой, что в нее влюбляется плейбой и настолько преображается, что идет в армию и получает медаль, спасая родной город.

Код 2. Героизм

Героизм — это способность совершать военные подвиги, то есть краткосрочные действия, которые приносят большую военную пользу и связаны со смертельной опасностью для участников. Фильмы данной категории демонстрируют, что быть героем выгодно и почетно.

Героизм — это шанс (для неудачника) решить свои проблемы, исполнить мечты, восстановить утраченную репутацию с помощью героического поступка.

Вначале мы видим героя, который проявляет малодушие. Его не уважают родственники, друзья и соседи, не любят девушки, он влачит жалкое существование в нищете. Другой вариант экспозиции: герой сначала совершает проступок или является преступником, а война дает ему шанс реабилитироваться.

Затем герой или записывается добровольцем, или призван в армию. Попадая на фронт, герой преображается – под влиянием обстоятельств или опытного наставника, – и совершает подвиг. Он получает награду, всеобщее уважение и возвращается домой другим человеком, которого теперь любят девушки, у него берут автографы кинозвезды, а финансовые проблемы решаются.

ПРИМЕР 3. Sergeant York (реж. H. Hawks, 1941)

Нищий фермер, который не хочет ехать на войну по религиозным соображениям, попав на фронт, совершает подвиг и возвращается героем. В награду за героический поступок все его мечты сбываются.

Рис. 2. Источник: IMDb
Рис. 2. Источник: IMDb

Есть и другая категория сюжетов, которая посвящена удержанию безнадежной позиции. Примеры: истории про триста спартанцев (Фермипольское сражение), 28 панфиловцев или про защитников Брестской крепости. Эти сюжеты призваны задать зрителю эталон героизма.

Код 3. Мужество

Мужество — это спокойное и смелое поведение перед лицом опасности. Сюжеты в данной категории призваны показать зрителю, какое поведение является правильным, то есть, эталон мужества. 

Сравнение правильного и неправильного поведения двух персонажей или групп персонажей. Мужественное, патриотичное поведение вознаграждается, а непатриотичное или малодушное – наказывается.

Данный прием используется в следующих контекстах: (1) двое мужчин каким-то образом оказываются на войне (в роли солдат или корреспондентов) или (2) они возвращаются с войны, и один становится блюстителем закона, а другой – бандитом. 

Герои могут дружить или соперничать между собой. Например, за одну и ту же женщину. Причем, один герой совершает поступки, которые автор заведомо определяет как правильные, а второй ведет себя противоположным образом. Результат такого сюжета всегда один: правильный герой получает в награду любовь женщины, а неправильный – оказывается отверженным, гибнет или попадает в тюрьму.

ПРИМЕР 4. Krigskorrespondenter / War Correspondents (реж. V. Glückstadt, 1913)

Соревнование двух военных корреспондентов. Первый ведет себя честно и ему помогает местная девушка, а другой ведет себя подло, и раз за разом терпит неудачи — отправляет репортаж вторым.

ПРИМЕР 5. The Last Parade (реж. Erle C. Kenton, 1931)

Два друга возвращаются с войны. Один становится полицейским, другой нарушает закон, и оба влюблены в одну женщину. В итоге, полицейский получает женщину, а бандит — электрический стул.

Рис. 3. Источник: IMDb
Рис. 3. Источник: IMDb

Еще один распространенный сюжет в этой категории относится к артистам и музыкантам, которые дают концерты в осажденном городе невзирая на обстрелы и бомбежки

ПРИМЕР 6. Ленинградская симфония (реж. З. Аграненко, 1957)

В дни блокады Ленинграда музыканты исполняют для жителей симфонию.

Рис. 4. Источник: IMDb
Рис. 4. Источник: IMDb

Код 4. Самопожертвование 

Самопожертвование — готовность отказаться от удовольствий, личных жизненных целей, собственной жизни ради защиты интересов Родины. Сюжеты демонстрируют примеры самопожертвования в различных контекстах, связанных с войной.

Используется классический конфликт семьи и долга: герой жертвует семейным благополучием на благо Родины. В таких сюжетах герои или гибнут, или возвращаются с ранением и с наградой, но независимо от исхода семья может ими гордиться.

ПРИМЕР 7. Strategic Air Command (реж. A. Mann, 1955)

Ветерана возвращают обратно в строй, хотя он давно «на гражданке» и у него семья. Родине нужны его навыки. Он проходит через серию опасных миссий, получает травмы и сопротивляется намерениям жены вытащить его из подразделения. В конце его списывают по ранению и благодарят за вклад в оборону страны. 

Рис. 5. Источник: IMDb
Рис. 5. Источник: IMDb

Код 5. Ненависть

Задача этой категории сюжетов – выработать у зрителя крайне негативное отношение к противнику.

Категория сюжетов, в которых герои оказываются вынуждены сотрудничать с врагом ради выживания или для получения информации. 

Они могут находиться в замкнутом помещении, в открытом море, на необитаемом острове – в любой локации, откуда нет выхода. Поначалу они решают, что противник – такой же человек, как и герои, но позднее он совершает подлый поступок, пытается навредить или убить героев. Подлые замыслы раскрыты, а враг убит.

ПРИМЕР 8. Lifeboat (реж. A. Mann, 1944)

В бою встречается корабль и подлодка, оба судна тонут. В одной шлюпке оказываются выжившие с корабля и капитан вражеской подлодки. Долго скитаясь в океане, они теряют двух членов экипажа и выясняют, что капитан обманом ведет их на вражескую территорию. Они выбрасывают капитана за борт.

Рис. 6. Источник: IMDb
Рис. 6. Источник: IMDb

Код 6. Боевой дух

Фильмы демонстрируют готовность героев сражаться и сопротивляться – показывают эталоны правильного поведения.

Варианты сюжетов

  • Вдохновителями выступают женщины, которые стремятся встать на защиту Родины и подают пример мужчинам.
  • Главный герой, часто с неоднозначной репутацией, показывает деморализованному коллективу, что врага можно бить, тем самым поднимает боевой дух.
  • Герой или герои демонстрируют стойкость, и у врага не получается их сломать даже под пытками, что приводит врага в бессильную ярость. Даже погибая, они не сдаются и демонстрируют превосходство над противником.

ПРИМЕР 9. Song of Russia (реж. G. Ratoff, L. Benedek, 1944)

Американский композитор влюбляется в русскую крестьянку с хорошим голосом и женится на ней. Когда вторгаются немцы, он хочет ее вывезти, но она хочет остаться и защищать родину.

Рис. 7. Источник: IMDb
Рис. 7. Источник: IMDb

Код 7. Триумф

Задача категории — внушить зрителю причастность к торжеству победителей.

В эту категорию могут входить сюжеты о грандиозных сражениях прошлого, которые оканчивались победой. Таким образом триумфом становится финал произведения.

ПРИМЕР 10. Henry the Fifth (реж. L. Olivier, 1944)

Рис. 8. Источник: IMDb
Рис. 8. Источник: IMDb

Код 8. Сохранение и почитание

Основная цель данных сюжетов – убедить зрителя в том, что потенциальный солдат нужен Родине и семье, что бы с ним ни случилось, его не бросят, а военные преступления будут отомщены.

Солдат должен понимать, что товарищи и командиры скорее погибнут сами, чем оставят его на произвол судьбы. Командир всегда первым вступает на поле боя и покидает его последним, только после того как заберет всех своих солдат, неважно, живы они, ранены или убиты.

ПРИМЕР 11. Saving Private Ryan (реж. S. Spielberg, 1998)

Четверо братьев отправились на войну. Трое погибают, а за последним отправляется подразделение, чтобы вернуть его живым семье. 

Рис. 9. Источник: IMDb
Рис. 9. Источник: IMDb

Код 9. Самооправдание

Самооправдание призвано устранить зрительский диссонанс от несправедливых, преступных, неоправданно жестоких действий армии и/или политического руководства его страны.

Выбор между боевой задачей и спасением гражданских лиц, которые «мешают». Военные и политики будут до последнего биться за спасение гражданских и даже пойдут на должностные преступления и нарушат приказы. 

К примеру: чтобы уничтожить врагов, требуется нанести удар по месту их расположения, но рядом крутятся гражданские, которые могут пострадать или погибнуть в результате удара. Весь фильм будет посвящен тому, как крупные военные чины бьются над проблемой – как убить врагов и не убить гражданских, – и просчитывают возможный ущерб. Затем, в результате козней или ошибки, удар нанесен и гражданские ранены, но не убиты, а враги уничтожены. Так оправдывают убийство гражданских лиц в военных целях, как бы показывая: «Нам не все равно».

ПРИМЕР 12. Eye in the Sky (реж. G. Hood, 2015)

Рис. 10. Источник: IMDb
Рис. 10. Источник: IMDb

Вторая группа кодов, показывающая войну с негативных позиций

Код 10. Предательство

Задача этого кода — продемонстрировать, что зрителя на войне бросят друзья, руководство будет сотрудничать с противником, а чтобы выжить, придется идти на предательство.

Варианты сюжетов

  • Герой выживает, мимикрируя под среду, в которой находится: меняет личность, подделывает документы, инсценирует собственную гибель, встраивается в оккупационную администрацию, сдает оккупантам своих друзей и близких.
  • Герой, чтобы выжить, бросает товарища на верную гибель, идет на предательство, совершает преступление, которое потом будет его преследовать и признаться в котором он не может.
  • Герои вынуждены бороться с начальниками-вредителями, которые ради карьеры разваливают коллектив. Когда начальник бывает раскрыт, то оказывается, что руководство – тоже предатели.

ПРИМЕР 13. Attack (реж. R. Aldrich, 1956)

Подразделение попадает в тяжелые ситуации из-за действий некомпетентного и трусливого руководителя. Сместить его мешает более крупный чин, которому нужны гражданские связи этого командира. Часть отряда гибнет, оставшаяся часть, попав в окружение, убивает командира-вредителя.

Рис. 11. Источник: IMDb
Рис. 11. Источник: IMDb

Код 11. Страх

На войне зрителя ждет бесконечный ужас.

Героям противостоит невидимый враг. Они все время находятся в опасности и никогда не знают, откуда нагрянет новая атака. Или: ничего опасного не происходит, но герои слышат звуки, которые затем оказываются вражеским подкопом. Они встречают солдат, покидающих локацию, куда направляются герои, и эти встречные персонажи явно не в себе. Герои понимают, что что-то не так, но что именно происходит – не знают.

ПРИМЕР 14. Deathwatch (реж. M.J. Bassett, 2002)

Рис. 12. Источник: IMDb
Рис. 12. Источник: IMDb

Код 12. Последствия

Демонстрируется обреченность из-за неизбежных и страшных последствий случившегося.

Герой или группа героев возвращается с войны с увечьями и ПТСР. Они хотят встроиться в мирную жизнь, но не в состоянии этого сделать. Более радикальный поворот сюжета: они хотят умереть, но не в состоянии этого сделать.

Зритель наблюдает за героем или героями, о которых известно, что они погибнут. В эту категорию входят сюжеты, изображающие последние дни командующих проигравшей армии или последние дни удержания позиции. Зритель наблюдает за героями, которые идут на самоубийственное задание. Еще один вариант: раненый герой доживает в госпитале последние дни, медперсонал об этом знает, а герой нет.

ПРИМЕР 15. Johnny Got His Gun (реж. D. Trumbo, 1971)

Рис. 13. Источник: IMDb
Рис. 13. Источник: IMDb

Код 13. Примирение

Картина внушает, что противники – таки же люди, как и сам зритель.

Варианты сюжетов

  • Герои вынуждены сотрудничать с врагом ради выживания, для получения информации или при выполнении боевой задачи, по ходу которой он ведет себя исключительно благородно, часто жертвует собой, меняя отношение к себе с плохого на хорошее.
  • Пленные враги выполняют опасное задание, демонстрируя героизм, что также работает на улучшение имиджа и сочувствие зрителя.
  • Враги хотят сдаться в плен и договариваются с героями имитировать бой, чтобы их не убили свои при попытке сдаться, но по ошибке герои убивают врагов, а потом сожалеют об этом.

ПРИМЕР 16. Under sandet / Land of Mine (реж. M. Zandvliet, 2015)

Военнопленные разминируют поля, оставленные их армией, и некоторые гибнут в процессе. Их обещают отпустить по окончании работ, но на деле собираются перевести на новый участок. Начальник лагеря помогает небольшой группе выживших героев сбежать.

Рис. 14. Источник: IMDb
Рис. 14. Источник: IMDb

Код 14. Бессмысленность, абсурдность

Задача – убедить зрителя, что военные действия не ведут к какому-то результату, кроме бессмысленной гибели их участников.

Варианты сюжетов

  • Герой гибнет прямо перед объявленным перемирием. Либо: герои сражаются за стратегическую локацию, которая никому не нужна, несут тяжелые потери – и все это накануне перемирия.
  • Обычная жизнь смешана с войной, что делает боевые действия сюрреалистичными. Примеры: серфинг в «Апокалипсисе сегодня» или футбольный матч в «Парнях из роты С».
  • Герои проходят через серию тяжелых боев, несут потери и наконец прорываются к своим в тыл, но гибнут из-за случайности или внезапного обстрела, бомбардировки.

ПРИМЕР 17. Pork Chop Hill (реж. L. Milestone, 1959)

Во время мирных переговоров подразделение ценой больших потерь удерживает нестратегическую позицию. 

Рис. 15. Источник: IMDb
Рис. 15. Источник: IMDb

Код 15. Война понарошку

Фильм показывает влияние войны на судьбы и личности детей, показывает войну глазами ребенка.

Варианты сюжетов

  • Дети воспринимают окружающую действительность как игру, хотя вокруг творятся страшные события, а детский незамутненный взгляд усиливает напряжение.

ПРИМЕР 18. The Boy in the Striped Pajamas (реж. M. Herman, 2008)

Мальчик-заключенный концлагеря и сын офицера СС дружат и общаются через забор из проволоки. Отец мальчика, тоже заключенный, пропадает, и дети решают вместе его отыскать. Они делают подкоп. Сын СС-овца проникает в лагерь и надевает робу заключенного. Детей хватают охранники и отправляют в газовую камеру. Родители-немцы находят своего сына мертвым рядом с его другом.

Рис. 16. Источник: IMDb
Рис. 16. Источник: IMDb
  • Дети на полном серьезе воплощают людоедские идеи взрослых. Ребенок или группа детей получают инструкции от взрослых, которые сами этим инструкциям не следуют, то есть, проявляют лицемерие. Дети, следуя наставлениям, совершают чудовищные поступки, которые приводит их самих к гибели или разрушению личности.

Код 16. Разочарование

Кино сталкивает патриотические ожидания зрителя с реальностью военных действий или социализации после войны.

Варианты сюжетов

  • Патриотично настроенный или даже распропагандированный герой отправляется на войну, где сталкивается с неприглядной реальностью и меняет свои взгляды на противоположные.

ПРИМЕР 19. Westen nichts Neues / All Quiet on the Western Front (реж. E. Berger, 2022)

Рис. 17. Источник: IMDb
Рис. 17. Источник: IMDb
  • Категория сюжетов о ветеранах, которые, вернувшись домой, не могут адаптироваться к мирной жизни. Их не берут на работу, выгоняют из города. Они конфликтуют с властями и законом, организуют банды или в одиночку совершают налеты, грабежи, ведут партизанскую войну против полиции.

Код 17. Поиск и ожидание

Задача – продемонстрировать, что ждет тех, чьи близкие пропали на войне, и что ждет самих пропавших без вести.

Варианты сюжетов

  • Близкие (в основном, женщины, реже – дети) ищут мужчин, пропавших на войне. Как правило, в ходе поиска вскрываются военные преступления командования по отношению к солдатам.

ПРИМЕР 20. Un long dimanche de fiançailles / A Very Long Engagement (реж. J.-P. Jeunet, 2004)

Героиня ищет своего жениха, который стал дезертиром, и за это его приговорили к «ничейной земле» — бросили в серой зоне между позициями противоборствующих сторон. Все считают его мертвым, а героиня нанимает детектива и сталкивается с военной бюрократией. Она находит жениха живым, но потерявшим память. 

Рис. 18. Источник: IMDb
Рис. 18. Источник: IMDb
  • Поиск и возвращение потерянных детей. Часто сопровождается приключениями детей в тылу врага. Поиском могут заниматься родители, военные или журналисты, а дети могут находиться в лагере, партизанском отряде, приемной семье или даже проходить диверсионную подготовку под руководством врага.

Код 18. Самооправдание

Задача – оправдать неучастие страны в войне, даже если зритель считает, что союзники борются за правое дело.

Категория сюжетов, которые оправдывают неоднозначную позицию общества, страны или группы лиц по отношению к военному конфликту.

Например, герой играет роль государства, которое пытается сохранить нейтралитет в крупном военном конфликте. Скрепя сердце он терпит оккупантов, но не конфликтует с ними, и только когда это затрагивает близкого ему человека, он открыто вмешивается в противостояние. Зрители — граждане страны, которая не помогает своим союзникам в войне, понимают, что государство ведет себя правильно – и если уж дело коснется непосредственно их, тогда страна вступит в бой.

ПРИМЕР 21. Casablanca (реж. M. Curtiz, 1942)

Рис. 19. Источник: IMDb
Рис. 19. Источник: IMDb

Поддержите проект «АПОРОН», приобретая сборник материалов первой конференции – в электронном или в печатном виде. 

Примечания к статье

[1] A. Kuhn, G. Westwell. A Dictionary of Film Studies. Oxford University Press, 2012. PP. 344-345.

Полезные материалы

Если вы хотите выйти со своим социальным проектом на YouTube, вам понадобится контент, который выделит вас среди конкурентов. Вы можете обратиться за консультацией или заказать разработку уникального жанра у автора доклада, Владимира Выборова.