Статьи

Как общество мешает социализации людей с ментальными расстройствами?

Когда ментальные проблемы становятся социальными? Психические нарушения и особенности развития сами по себе мешают человеку развиваться типичным путем, но еще больше ограничивают его возможности стигматизация, отсутствие адаптированной среды и банальной просвещенности остальных граждан. Без специальных мероприятий у людей с ментальными расстройствами мало шансов стать социально полноценными членами общества. В этой статье автор описывает, какие проблемы существуют в российском подходе к психическому здоровью и какие решения уже внедрены в России и других странах.

Ольга Уколова – клинический психолог, психодиагност, практикует в контекстуально-поведенческом подходе. 

г. Санкт-Петербург, Россия ВКонтакте: vk.com/ukolova.olga @i330ukolova@gmail.com

Для начала – немного статистики.

Психические расстройства – это не только шизофрения, которой болеет меньше 1% населения. [1] Различные нарушения и особенности психики встречаются у огромного количества людей: 

  • аутизм, по разным данным, выявляется от 1 ребенка из 100 (по данным систематического обзора 71 исследования [2]) до 1 ребенка из 36 (по данным Центра по контролю и профилактике заболеваний США за 2020 год [3]);
  • депрессия – до 4% у мужчин и до 6% у женщин [4];
  • тревожные расстройства – до 4% [5];
  • выгорание, в зависимости от профессии – до 65% [6];
  • СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) – по разным оценкам, до 7% у взрослых и до 9% у детей [7];
  • РПП (расстройства пищевого поведения) – до 7,8% [8] (мировая статистика, в России официальных данных нет).

Уточним, почему настолько сильно расходятся цифры. Точность диагностики зависит от наличия специалистов и уровня их квалификации. Традиционно, в регионах выявляемость заболеваний ниже, чем в крупных городах – не потому, что в маленьких городах люди болеют реже, а потому, что там работает один психиатр на несколько городов. Также имеет значение специальное обучение специалистов [9] тонкостям дифференциальной диагностики – а без нее врачи или не видят заболевание, или приписывают другой группе расстройств. 

Статистика в РФ собирается с большими неточностями, потому что включает в себя, в основном, граждан, обратившихся за помощью в муниципальные учреждения, и не учитывает клиентов частных медицинских центров. 

Также отметим, что большинство представленных данных собрано в период до 2019 года, более свежей официальной статистики практически нет. По оценке ВОЗ на 2019 год [10], каждый восьмой житель планеты страдал психическим расстройством. С учетом пандемии COVID-19 и вооруженных конфликтов последних лет, ментальное здоровье граждан пошатнулось, и реальная распространенность нарушений психики в 2023 году, вероятно, намного обширнее. Первые исследования 2020 года показывают рост тревожных расстройств на 25,6%, депрессивных – на 27,6%. [11]

Цель этой статьи – сделать видимыми десятки миллионов россиян. Поэтому мы расскажем, какие сложности в социальной адаптации испытывают люди с ментальными расстройствами, и возможные пути их преодоления. 

Прежде чем говорить о ментальных расстройствах, рассмотрим на примере ограничений физического здоровья, что такое дефект, следуя за классиком отечественной психологии Л.С. Выготским.

Слепота, глухота, двигательные и интеллектуальные нарушения ограничивают ребенка не тем, что не позволяют видеть или слышать, а тем, что исключают его из общества сверстников и не дают полноценно играть и общаться с ними. Зрение и слух ценны не сами по себе, а как условия для общения и сотрудничества с другими.

ПРИМЕР 1. Из-за того или иного дефекта у ребенка возникает ряд особенностей, которые препятствуют нормальному развитию коллективного общения, сотрудничества и взаимодействия этого ребенка с окружающими людьми. Выпадение из коллектива или затруднение социального развития, в свою очередь, обусловливает недоразвитие высших психических функций, которые при нормальном течении дела возникают непосредственно в связи с развитием коллективной деятельности ребенка.

Источник: Л.С. Выготский. Собрание сочинений в 6-ти томах. Том 5. Основы дефектологии. / Под ред. Т.А. Власовой. М.: Педагогика, 1983. С. 206-207.

То есть, дефект создается не напрямую физическим недостатком, а опосредованно, недостатком коллективной деятельности. Без участия в общественной жизни ребенок не развивает высшие психические функции (память, внимание, мышление и др.), от чего его развитие становится нарушенным, как раньше говорили – дефективным. Ребенок оказывается как бы «вывернутым» из общества, формируется «социальный вывих» (по Л.С. Выготскому). 

Временная потеря трудоспособности взрослого человека приводит к тем же эффектам – человек выключается из жизни общества.

Другими словами, дело не в количестве рук, ног и здоровье органов, а в том, может ли человек полноценно функционировать в обществе, приносить ему пользу. Развитие психики возможно только в процессе выполнения общественных задач. Вот почему вопросы ментального здоровья граждан нужно решать в первую очередь «социально».

ПРИМЕР 2. Самое важное, что воспитание опирается не только на естественные силы развития, но и на конечную целевую точку; на которую оно должно ориентироваться. Социальная полноценность есть конечная целевая точка воспитания, так как все процессы сверхкомпенсации направлены на завоевание социальной позиции. […] Нормой сверхкомпенсации является определенный социальный тип личности. 

Источник: Л.С. Выготский. Собрание сочинений в 6-ти томах. Том 5. Основы дефектологии. / Под ред. Т.А. Власовой. М.: Педагогика, 1983. С. 41.

Психические расстройства точно так же порой не дают человеку полноценно участвовать в жизни класса, рабочего коллектива, семьи. В статье мы рассмотрим социальные барьеры на пути развития людей с постоянными и временными ограничениями в ментальном здоровье. Для удобства, сгруппируем их в четыре блока. 

  1. В психической сфере образования населения мало, а стигмы – много.
  2. Слабая профессиональная и этическая подготовка специалистов в психо-сфере.
  3. Сложности в учебе и работе у людей с ментальными расстройствами.
  4. Организационные проблемы получения медицинской помощи.

Блок 1. Образования в психической сфере среди населения мало, а стигмы – много

Проблема #1. Широкие слои населения слабо информированы о психических расстройствах, поэтому невозможно своевременно заподозрить их у себя или у родственников и своевременно обратиться за помощью. 

Люди не знают, через какие симптомы проявляются самые распространенные психические заболевания. Этому не учат ни в школе на уроках ОБЖ, ни в вузе на курсе медицины. Хотя, как оказывать первую медицинскую помощь или как наложить бинт, в вузе учат всех. А как понять, что самому пора обратиться за помощью или заподозрить, что товарищ собирается покончить с собой, – об этом не рассказывают.

Плакаты с симптомами инфаркта висят в каждой поликлинике и даже общественном транспорте, а где плакаты с симптомами депрессии или психоза? Инфаркт, согласно статистике, имеет летальный исход в 40 случаях из 100 тысяч. Психические болезни тоже убивают: в 25 случаях из 100 тысяч. Суицид – четвертая по распространенности причина смерти у молодежи в возрасте от 15 до 29 лет. [12] Разве это не социальная проблема, которую нужно решать?

Решения. Необходимо включить в курсы ОБЖ и вузовской медицины блок о ментальном здоровье. Хотя бы чек-лист симптомов, когда пора обращаться к врачу. На федеральном телевидении запустить на постоянной основе передачу о ментальном здоровье. Сейчас психообразованием и психопросвещением занимаются отдельные блогеры и YouTube-каналы, и у них охват аудитории намного меньше. 

Сегодня о симптомах психических расстройств и навыках самопомощи рассказывает ВОЗ. В пандемию COVID-19 она выпустила методичку «Важные навыки в период стресса» на русском, английском, испанском, французском, китайском и арабском языках. 

Психообразование проводят отдельные тематические фонды, например: «Антон тут рядом», «Солнечные дети», «Даунсайд Ап» и другие. Также, просвещением в разных сферах, в том числе и в медицине, занимается форум «Ученые против мифов»: рекомендуем начать просмотр лекций с выступления Юрия Павловича Сиволапа «Опасные мифы о депрессии». Главный психпросвет в России – медиапроект «Чистые Когниции». Подпишитесь на него, если вы хотите повысить свою психическую грамотность.

Проблема #2. Высокий уровень стигматизации психических расстройств препятствует тому, чтобы люди обращались за помощью к специалистам.

«К психиатру ходят только психи! А я не псих, я нормальный!» – люди боятся, что их поставят на учет, что факт обращения к психиатру всплывет при трудоустройстве или на транспортной комиссии. Блоги, YouTube-каналы и отдельные организации по психпросвету и снижению стигмы есть, но их пока критически мало. Поэтому огромное количество людей не получает помощь из-за страха обратиться за ней. Часто они только ухудшают свое состояние, занимаясь самолечением или самокалечением, например, употреблением алкоголя.

Решения. Уровень стигматизации снижается, когда известная личность или лидер мнений публично признается, что у него есть психическое расстройство. Когда люди узнают, что, к примеру, у Мэрайи Кэри, Кэтрин Зета-Джонс или Жан-Клода ван Дамма есть БАР, биполярное аффективное расстройство, становится не так страшно обращаться за помощью с похожими симптомами. 

Правда, у этого есть и обратная сторона, связанная не с психическими расстройствами, а с фанатичной приверженностью. Некоторые люди начинают подражать знаменитостям и искать у себя симптомы, которых нет – так рождаются так называемые «модные диагнозы». И хотя, согласимся, модные диагнозы – это плохо, однако невылеченные заболевания – это еще хуже!

Кроме того, снижению стигмы способствует публичный рассказ о событиях, в которых сложно и стыдно признаться. Так, флешмоб #metoo позволил жертвам сексуализированного насилия начать рассказывать о своем опыте и наконец обратиться за специализированной помощью.

Блок 2. Слабая профессиональная и этическая подготовка специалистов в психо-сфере

Проблема #3. Халатность и несоблюдение профессиональной этики отдельными специалистами. 

Даже в крупных городах можно встретить специалистов психо-сферы, которые в ответ на жалобы пациентов говорят «Это само пройдет» или «Это вы в интернете начитались», а еще лечат препаратами прошлых поколений с кучей побочных эффектов и дают неадекватные рекомендации.

Но иногда они попросту не соблюдают профессиональную этику: выносят мнения и оценки, стыдят и винят пациентов за то, что те заболели. 

Рассмотрим пример. Психолог направила к психиатру девушку: суицидальные мысли, самопорезы, резкие перепады настроения несколько раз в день, а также подозрение на ПРЛ (пограничное расстройство личности) и РПП. 

Психиатр в поликлинике, ознакомившись с направлением, выдала: «Вы об этом, наверное, в интернете начитались, теперь хотите привлечь внимание, да?» Когда девушка рассказала, что иногда переедает и вызывает у себя рвоту, «специалист» ответила: «А, так вы хотите похудеть? Это у вас проблемы с самооценкой, вам к психологу надо сходить». Пациентка ушла без диагнозов, рецептов и какого-либо плана лечения.

Еще одна деталь: во время беседы с врачом в кабинете сидел какой-то посторонний дед и пил чай. 

Неудивительно, что даже один случай заставил девушку испытывать недоверие ко всем психиатрам в принципе. Психологу потребовалось немало времени, чтобы убедить ее в важности получения медицинской помощи и отправить к проверенному психиатру в частной клинике. 

Откровенное хамство отдельного специалиста – это не проблема врача или пациента, а вызов перед всей системой здравоохранения. Средства, выделяемые из федерального бюджета на медицину, сокращаются с каждым годом. [13] Медицинские учреждения «оптимизируют» – объединяют, не увеличивая штат персонала, – это слово в здравоохранении уже стало ругательным. Врачам все больше времени нужно тратить на заполнение бумаг и единого медицинского реестра.

В условиях повышенной нагрузки и систематических переработок за неадекватно низкую плату медики быстро выгорают. [14] Кто-то уходит в частные клиники, кто-то меняет профессию. А те, кто остается в поликлиниках, работают как могут. Если оставить заведующему поликлиникой жалобу на неэтичное поведение медперсонала, в ответ можно услышать такие слова: «А чего вы хотите? Скажите спасибо, что у нас хотя бы психиатр есть – не спился и не умер». И в чем-то заведующий будет прав – он, как часть системы, тоже не может разрешить эту проблему.

Решения проблемы на уровне всей системы. Отсутствуют.

Решение на уровне пациентов – слабое и только в сфере платной медицины: клиентские сервисы вроде «ПроДокторов» или «НаПоправку», где пациенты могут заранее прочитать отзывы о врачах.

Проблема #4. В образовательном стандарте психологов отсутствует обязательный курс клинической психологии с практикой в психиатрических стационарах и диспансерах. 

В 2023 году почти 200 российских вузов обучают психологии. Из них только 64 имеют специализацию «Клиническая психология», в остальных «клинику» если и преподают, то только в теории. Это значит, что большинство выпускников психфаков выйдут в жизнь без насмотренности на живых людей с реальными расстройствами. В МГУ по направлению «Психология служебной деятельности», где учат будущих HR-ов, нет курса по основам психопатологии и тем более практикума по клинической психологии, однако есть «психология альтруизма» и «психология жизненного творчества». [15] Обычные психологи не видят психопатологию, при которой показано лечение медикаментами, и потому не направляют людей на дополнительное обследование и лечение. Пациент теряет время, при этом его состояние может обостриться – в зависимости от заболевания, до суицидального риска или угрозы жизни окружающим. 

Рассмотрим пример. У ребенка-младшеклассника развивалась шизофрения, он галлюцинировал и негативно отзывался о своей матери в рамках формирующегося бреда. Он год ходил к психологу, где тот занимался с ним… рисованием. Это был психолог без клинической подготовки, который не видел начало заболевания и не отправлял к врачу. Ребенок попал в больницу спустя лишь год, когда болезнь стала очевидна всем окружающим.

Еще один пример. Молодой человек с тревожным расстройством и паническими атаками обращается к четвертому по счету психологу (на этот раз к клиническому) и впервые узнает о механизме панической атаки и о том, как с ней справляться. Результат: видимые улучшения за одну психообразовательную встречу. Но до этого молодой человек потратил много времени и денег на психологов без клинической подготовки и уже начал думать, что ему ничего не поможет.

Решения. Очевидно: необходимо сделать обязательным для всех психо-направлений курс клинической психологии с выездом в диспансеры, стационары и на амбулаторный прием, чтобы каждый студент лично продиагностировал хотя бы 10-15 пациентов.

Блок 3. Сложности в учебе и работе у людей с ментальными расстройствами

Проблема #5. Взрослым людям с нейроотличиями (например, аутизм или СДВГ) трудно найти работу. Работодатель нечасто идет навстречу и утверждает индивидуальный график и условия труда. 

По данным платформы «Если быть точным», 12 миллионов жителей России имеют инвалидность, и среди трудоспособных людей реально работает только четверть. [16] Российское законодательство устанавливает специальные квоты: работодателям, у которых численность работников превышает 100 человек, законодательством региона устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2% до 4%. [17] Но это крошечные цифры! Людей без инвалидности по психическому состоянию, но с некоторыми особенностями развития, гораздо больше. Куда податься тем, кого не берут на работу из-за «странностей» или невнимательности? 

При этом зарубежные исследования показывают, что, к примеру, люди с аутизмом прекрасно справляются со сложной рутинной работой. Есть кейсы, когда их нанимают для обучения нейросетей или видеофиксации нарушений ПДД. [18] Другие исследования показывают, что, освоившись на рабочем месте, люди с РАС (расстройством аутистического спектра) реже увольняются — в 8% случаев против 47% случаев у нейротипичных людей. [19] 

Нейроотличным людям сложно получать образование. К слову, даже в МГУ, который считается главным вузом страны, сегодня не проводится обучение по индивидуальным учебным планам. [20]

Рассмотрим конкретный пример. Девушка с нейроотличием по СДВГ в связи со своими особенностями училась в неровном темпе: порой сильно увлекалась темой, штудировала книги часами и днями напролет, отчего сильно нарушала режим. Она интеллектуально перевозбуждалась, что в сочетании с недосыпом приводило к нервному истощению. После такого учебного интенсива она попадала в неработоспособное состояние на несколько дней. Из-за жестких сроков сдачи учебных работ она «разгонялась» и выгорала еще больше. 

Однажды период такого нервного истощения совпал с сессией. Университет не смог предоставить ей индивидуальные сроки, чтобы сдать зачеты и экзамены. Все что ей смогли предложить – уйти в академический отпуск и продолжить обучение спустя время в новой группе. Это увеличило дезадаптацию, так как подстройка под новый коллектив тоже энергозатратна. 

Решения. Нужны индивидуальные планы обучения для нейроотличных людей всех возрастов, гибкий график работы и индивидуальные условия труда.

Лучшее решение для взрослых с аутизмом – сопровождаемое трудоустройство, которому обучает фонд «Обнаженные сердца». [21] В компании появляется job-тьютор, который помогает сотруднику с РАС разобраться с функционалом, и наставник, который адаптирует «особенного» новичка в коллективе, обучает руководство и команду, как правильно взаимодействовать с коллегой, и может вовремя вмешаться в случае конфликта. Российский фонд «Антон тут рядом» трудоустраивает своих студентов с аутизмом на разные должности: повар, бариста, дизайнер шрифтов и т.д.

Проблема #6. Людям с депрессией не дают больничный лист. 

По данным ВОЗ, в России депрессией болеет почти 8 миллионов человек. [22, 23] Важно отметить, что реальная цифра еще выше, так как из-за стигматизации ментальных расстройств многие не обращают внимания на важные симптомы и не обращаются к врачу. При этом в мире, депрессивные расстройства – первая по распространенности причина нетрудоспособности граждан. [24]

В России у человека с депрессией, который имеет профессиональные обязательства, есть только три варианта: продолжать работать, несмотря на свое состояние, увольняться или ложиться в стационар: «Не можешь учиться полный семестр – иди в академический отпуск. Не можешь работать полный день – увольняйся». Логично предположить, что если человек пересиливает себя и все-таки идет на работу, то у него остается меньше времени и энергии, чтобы лечить заболевание. Если же он увольняется, то сам этот факт плюс отсутствие минимальных выплат по больничному листу утяжеляет депрессию. 

Не правда ли, странная ситуация: болезнь есть, а больничного нет! Депрессия, как и другие психические заболевания, входят в международную классификацию болезней. По МКБ-10: F32 и F33, а по МКБ-11: 6A70 и 6A71 – единичный эпизод депрессивного расстройства и рекуррентная скоротечная депрессия соответственно.

Решения. В Германии 12% всех больничных выданы по причине ментальных расстройств. В Голландии работник может уйти на больничный по причине ментальных болезней на срок до двух лет и получать при этом 70% своей зарплаты. В Швеции самые высокие выплаты по больничному – около 80% зарплаты за отпуск по состоянию здоровья сроком до года. Также в Швеции для людей с выгоранием доступна индивидуальная психотерапия за счет государственных субсидий, а групповые курсы по управлению стрессом можно посещать по очень доступным ценам. 

Блок 4. Организационные проблемы получения медицинской помощи

В этом блоке собраны проблемы, которые никто не решает либо потому, что для этого не создано специальных учреждений, либо потому, что существующие учреждения перекидывают проблему друг другу и не понятно, кто в итоге должен ей заниматься. 

Проблема #7. Ежегодно в России от 160 до 320 тысяч молодых матерей сталкиваются с послеродовой депрессией, однако для них до сих пор нет патронажной системы. 

Послеродовая депрессия успешно лечится, но в России об этой проблеме говорят мало. Государство не просто не занимается этим вопросом, оно даже такую статистику не ведет. Распространенность послеродовой депрессии подсчитали активистки-помощницы Оксаны Сербиновой, режиссера документального фильма «Младенцы». 

Распространенность послеродовой депрессии – до 12% среди недавно родивших женщин. [25] По данным нескольких зарубежных исследований [26], одна-две из тысячи молодых матерей впадают в послеродовой психоз. У них многократно увеличивается риск суицида, в некоторых случаях сопряженного с убийством ребенка. Молодая мать оказывается отрезанной от социума. Одна, в четырех стенах, с младенцем на руках, 24/7. Это самая настоящая самоизоляция, и длится она не пару недель, а месяцы и даже годы.

Женщинам с послеродовой депрессией очень сложно получить помощь. Им объективно трудно, в бытовом и финансовом смысле, сходить к специалисту. Патронажные службы навещают на дому младенцев, но здоровьем матери никто не интересуется.

Локальные решения. Существуют отдельные сообщества в соцсетях для мам – к примеру, проект «Помощь уставшим мамам» с бесплатным телефоном доверия. В крупных городах России устраивают живые встречи мам с младенцами (но они не бесплатные). Есть подкаст «Никакого правильно», который предоставляет матерям информационную поддержку и рассказывает, как определить у себя послеродовую депрессию, куда при этом нужно обратиться и как справляться со сложностями родительства.

Решение на уровне мировой практики. ВОЗ разработало пособие для сотрудников здравоохранения, как с помощью техник когнитивно-поведенческой психотерапии можно снизить риск развития послеродовой депрессии. Материал доступен пока доступен только на английском языке (см.: who.int/publications/i/item/WHO-MSD-MER-15.1).

Проблема #8. На вопрос о «неудобном соседе» ни у кого ответа нет. 

Представьте ситуацию: многоэтажка, в одной из квартир живет человек со странностями. Он не буйный, никому не угрожает, но, допустим, все с помойки тащит домой и от него по всему дому разбрелись тараканы. Соседи недовольны. Кто будет решать эту проблему? Ну, позвонят в СЭС – служба приедет, все обработает и уедет. Но ситуация повторится. Обратятся в ЖЭК – странному жильцу отключат газ. Соседи будут спокойны, что случайного взрыва не будет. 

Но, будем честны, отключение от коммуникаций – это нарушение прав больного человека. Хотя, как решать эту проблему по-другому, неясно. Социальные и медицинские работники к нему не приходят, родственников нет или они не выходят на связь. Службы просто перебрасывают эту проблему друг другу, как горячую картошку. 

Решения. Неизвестны. 

Проблема #9. В России мало платных психиатрических стационаров (в сравнении с частными наркологическими центрами). 

Если человек имеет возможность заплатить за комфортные условия пребывания для лечения, например, депрессии, ему почти некуда податься. Он ложится в общий стационар, и такой опыт может быть травмирующим, особенно для детей и подростков. 

Кроме депрессии, потребность в госпитализации остро проявляется в случаях с РПП, когда в результате нервной анорексии вес снижен до критической отметки. Этому в большей степени подвержена молодежь, и родители готовы сделать многое, лишь бы ребенок находился под круглосуточным присмотром квалифицированного медперсонала и в комфортных условиях, но таких вариантов практически нет.

Локальные решения. Клиника расстройств пищевого поведения на базе ПКБ №1 имени Н.А. Алексеева в Москве: доступна бесплатная специализированная помощь людям с РПП и московской пропиской. Для жителей из других регионов лечение очень дорогое. 

Проблема #10. После выписки из психиатрического стационара за пациентом никто не следит. 

Его, как правило, не сопровождают. Все рекомендации о дальнейшем лечении и повторной явке к врачу отдают родственникам, но те часто их не соблюдают, а порой и самовольно отменяют терапию. В результате пациент снова попадает в стационар, но уже в обострении. 

Еще пример: после попытки суицида пациенту назначают несколько обязательных бесплатных встреч с психологом, но не всегда удается убедить его прийти и отследить визиты. Проблема в том, что нет службы сопровождения пациента после выписки. При таком подходе вероятность рецидива заболеваний выше.

Решения. В России разработана программа «Стационар на дому». Как она выглядит: в идеале врач приезжает на дом к пациенту, проводит осмотр, а если нужно обследование, то заказывает из больницы медицинскую технику на дом. По данным 2021 года, такие стационары уже функционируют в Санкт-Петербурге, Ярославской и Белгородской областях, но в большинстве регионов даже не подписаны приказы о внедрении такой практики. Во время пандемии возникла острая потребность в выезде терапевта на дом, однако внедрение программы далеко не продвинулось. И это речь про болезни тела, а для психиатрических пациентов такой программы и вовсе нет.

Проблема #11. Людям в регионах трудно получать систематическую реабилитационную помощь. 

В основном, граждане России проживают не в крупных городах. Чтобы попасть к нужному специалисту, нередко приходится ехать в райцентр или областной центр – для разовой консультации. А когда нужны систематические занятия и процедуры, становится еще труднее. Иногда семьям приходится переезжать в более крупный город, например, если ребенку нужны занятия с дефектологом или взрослому – реабилитация после инсульта.

Частичные решения. Телемедицина – онлайн-консультации с врачами через сервисы Сбер-здоровье, Яндекс-здоровье и др. Психологическая помощь доступна через онлайн-платформы Alter, Ясно, Zigmund.Online и др.

Возможные решения. Программа «Стационар на дому», но как она реализована, вы уже знаете из предыдущего пункта. 

Выводы

Человек с дефектом здоровья не есть дефективный человек. Любые ограничения по здоровью разной степени тяжести сами по себе не делают человека ограниченным. Ограничение создает общество, которое не помогает, а порой и мешает реализации здорового потенциала, заложенного в каждом человеке. Но стоит предоставить гражданам с ментальными расстройствами гибкие сценарии обучения и профессиональной реализации, а также адаптированную среду – социально полноценных членов общества станет гораздо больше. 

Вопреки расхожему мнению, нужно адаптировать не только людей с расстройствами – к обществу, но и общество – к ним. Огромную роль в адаптации членов общества друг к другу играет психообразование и психопросвещение. Люди боятся тех, чье поведение им кажется странным и непредсказуемым. А когда становится понятно, что происходит с другим человеком и почему он так себя ведет, то снижается страх и уровень непринятия. Это создает основу для сотрудничества. 

Когда человек с расстройством психики или ментальными особенностями включен в совместный труд, он приносит благо обществу и при этом развивается сам.

Подведем итог статьи словами выдающегося отечественного психолога Л.С. Выготского.

ПРИМЕР 3. Решает судьбу личности в последнем счете не дефект сам по себе, а его социальные последствия, его социально-психологическая реализация. Процессы компенсации тоже направлены не на прямое восполнение дефекта, которое большей частью невозможно, а на преодоление затруднений, создаваемых дефектом. И развитие, и воспитание слепого ребенка имеют дело не столько со слепотой самой по себе, сколько с социальными последствиями слепоты.

Источник: Л.С. Выготский. Собрание сочинений в 6-ти томах. Том 5. Основы дефектологии. / Под ред. Т.А. Власовой. М.: Педагогика, 1983. С. 14.

Если вы сталкивались со схожими или другими проблемами в области ментального здоровья, опишите их автору статьи. 

Вы также можете прислать решения перечисленных проблем в российской или мировой практике охраны психического здоровья. Если у вас есть личный позитивный опыт обращения к специалистам психолого-психиатрической службы или информационной поддержки на различных ресурсах и сервисах – расскажите автору. Этим вы внесете вклад в развитие общества: если есть работающие решения – значит, есть шанс на перемены в лучшую сторону. 

Поддержите проект «АПОРОН», приобретая сборник материалов первой конференции – в электронном или в печатном виде. 

Примечания к статье

[1] Schizophrenia. World Health Organization. (URL: who.int/news-room/fact-sheets/detail/schizophrenia; 01.02.2024.)

[2] J. Zeidan, E. Fombonne, J. Scorah, A. Ibrahim, M.S. Durkin, A. Saxena, A. Yusuf, A. Shih, M. Elsabbagh. Global prevalence of autism: A systematic review update. Autism Research. 2022 May. PP. 778-790.

[3] Prevalence and Characteristics of Autism Spectrum Disorder Among Children Aged 8 Years — Autism and Developmental Disabilities Monitoring Network, 11 Sites, United States, 2020. (URL: cdc.gov/mmwr/volumes/72/ss/ss7202a1.htm; 01.02.2024.) 

[4] Depressive disorder (depression). World Health Organization. (URL: who.int/news-room/fact-sheets/detail/depression; 01.02.2024.)

[5] Anxiety disorders. World Health Organization. (URL: who.int/news-room/fact-sheets/detail/anxiety-disorders; 01.02.2024.)

[6] См. статью Е.С. Нетесина и В.И. Горбачева «Синдром профессионального выгорания анестезиологов-реаниматологов в России» в журнале «Анестезиология и реаниматология», № 3 в 2018 году (примером поделился А.И. Щербаков). А также исследование компании McKinsey «The burnout continues» (URL: mckinsey.com/featured-insights/sustainable-inclusive-growth/chart-of-the-day/the-burnout-continues; 01.02.2024.)

[7] E. Abdelnour, M.O. Jansen, J.A. Gold. ADHD Diagnostic Trends: Increased Recognition or Overdiagnosis? Mo Med. 2022 Sep-Oct. PP. 467-473.

[8] Eating disorder statistics 2023. (URL: singlecare.com/blog/news/eating-disorder-statistics; 01.02.2024.)

[9] См. материал Т. Морозовой и С. Довбня о статистике аутизма в России и в мире (URL: nakedheart.online/articles/statistika-autisma-v-rossii-i-mire; 01.02.2024.)

[10] Mental disorders. World Health Organization. (URL: singlecare.com/blog/news/eating-disorder-statistics; 01.02.2024.)

[11] Mental Health and COVID-19: Early evidence of the pandemic’s impact: Scientific brief, 2 March 2022. (URL: who.int/publications/i/item/WHO-2019-nCoV-Sci_Brief-Mental_health-2022.1; 01.02.2024.)

[12] Depressive disorder (depression). World Health Organization. (URL: who.int/news-room/fact-sheets/detail/depression; 01.02.2024.)

[13] В сентябре 2023 года в Государственную Думу РФ внесен законопроект «О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов», который, как показывает законодательная практика, скорее всего будет принят к декабрю. Согласно документу, доля в общем объеме расходов федерального бюджета на здравоохранение в 2024 году по сравнению с 2023 годом уменьшится с 5,2% до 4,4%. В 2025 и 2026 годах она составит 4,9% и 4,8% соответственно.

[14] Читайте подробнее о выгорании в обществе в статье Александра Щербакова в этом сборнике.

[15] Специализация «Психология личности и дифференциальная психология» основной профессиональной образовательной программы высшего образования – программы специалитета, реализуемой в соответствии с самостоятельно устанавливаемым стандартом МГУ имени М.В.Ломоносова по специальности 37.05.02 «Психология служебной деятельности». (URL: psy.msu.ru/educat/dnevn/special/diff/info_diff.pdf; 01.02.2024.)

[16] Инвалидность в России. (URL: tochno.st/problems/disability; 01.02.2024.)

[17] Статья 21 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Статья 13.2 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».

[18] Кейс МВС Груп. (URL: открытодлявсех.рф/tpost/e0gxgtbtt1-mvs-grup; 01.02.2024.)

[19] This Entrepreneur Drives Innovation With A Culture Of Empathy. (URL: forbes.com/sites/geristengel/2018/12/12/how-doing-good-can-differentiate-and-grow-a-business; 01.02.2024.)

[20] См. подробнее на сайте МГУ. (URL: psy.msu.ru/educat/ind_plans.html; 01.02.2024).

[21] См. подробнее на сайте фонда «Обнаженные сердца» (URL: nakedheart.online/articles/obzor-situatsii-s-soprovozhdaemym-trudoustroistvom-ludei-s-ras-i-intellektualnymi-narusheniyami; 01.02.2024).

[22] Depression Rates by Country 2023. (URL: worldpopulationreview.com/country-rankings/depression-rates-by-country; 01.02.2024.)

[23] ВОЗ: Депрессивное расстройство (депрессия). (URL: who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/depression; 01.02.2024.)

[24] Depression and Other Common Mental Disorders. Global Health Estimates. (URL: iris.who.int/bitstream/handle/10665/254610/WHO-MSD-MER-2017.2-eng.pdf; 01.02.2024.)

[25] C.A. Woody, A.J. Ferrari, D.J, Siskind, H.A. Whiteford, M.G. Harris. Asystematic review and meta-regression of the prevalence and incidence of perinatal depression. J Affect Disord. 2017 Sep. PP. 86-92.

[26] См.: Bipolar disorder, affective psychosis, and schizophrenia in pregnancy and the post-partum period. Perinatal Mental Health. Vol. 384. Issue 9956. PP. 1789-1799.

Полезные материалы