Статьи

Как окружение формирует наши привычки? Часть 1

Если человек не социопат и искусственно не изолировал себя от мира, то у него есть связи с другими людьми. В серии статей мы предлагаем вам рассмотреть один из факторов, который определяет нашу жизнь с момента рождения и формирует наши привычки. (Хотя, и не всегда осознанно.) Это ближайшее окружение. Родители и супруги, друзья и партнеры, коллеги и соседи – они влияют на то, какие привычки, модели поведения и стереотипные реакции мы проявляем каждый день.

Связи с другими людьми влияют на ваше поведение. Можно выделить тех, чье влияние сильнее или слабее. Более того, сила влияния может меняться от ситуации к ситуации, от года к году… но мы будем говорить не об этом. Для нас гораздо важнее понять и закрепить, что они влияют

Как мы относимся к не похожим на нас людям и какую выбираем одежду. Куда мы едем на выходных и как будем себя вести, попав в ту или иную ситуацию. Когда мы примеряем образ «приличного мальчика» или «хорошей девочки», а когда отпускаем на волю романтика или бунтаря… «Триггеры» того или иного поведения сформированы, как правило, именно ближайшим окружением. И оно способно как «утопить» человека, так и помочь ему достичь поставленных целей. 

Самые яркие примеры взаимного влияния человека и его БО (так мы далее будем обозначать ближайшее окружение) связаны с жесткими и замкнутыми системами. Вот как вспоминает поэт Николай Заболоцкий время, проведенное в заключении. Его наблюдения показывают, что человек, попадая в новую среду с новыми правилами, полностью меняет своё привычное поведение – причем, настолько кардинально, что и сам никогда не мог представить. Он способен сломаться и перестроиться под новые условия. 

ЦИТАТА. В годы моего заключения средний человек, без всякой уважительной причины лишённый свободы, униженный, оскорбленный, напуганный и сбитый с толку той фантастической действительностью, в которую он внезапно попадал, – чаще всего терял особенности, присущие ему на свободе. [...] Через несколько дней тюремной обработки черты раба явственно выступали на его облике, и ложь, возведённая на него, начинала пускать свои корни в его смятенную и дрожащую душу. [...]

Странно было видеть этих взрослых людей, то рыдающих, то падающих в обморок, то трясущихся от страха, затравленных и жалких. Мне рассказывали, что писатель Адриан Пиотровский, сидевший в камере незадолго до меня, потерял от горя всякий облик человеческий, метался по камере, царапал грудь каким-то гвоздём и устраивал по ночам постыдные вещи на глазах у всей камеры. Но рекорд в этом отношении побил, кажется, Валентин Стенич, сидевший в камере по соседству. Эстет, сноб и гурман в обычной жизни, он, по рассказам заключённых, быстро нашел со следователями общий язык и за пачку папирос подписывал любые показания.

Справедливость требует сказать, что наряду с этими людьми были и другие, сохранившие ценой величайших усилий своё человеческое достоинство. Зачастую эти порядочные люди до ареста были совсем маленькими скромными винтиками нашего общества, в то время как великие люди мира сего нередко превращались в тюрьме в жалкие подобие человека. [...]

Весь этот процесс разложения человека проходил на глазах у всей камеры. Человек не мог здесь уединиться ни на миг, и даже свою нужду отправлял он в открытой уборной, находившейся тут же. Тот, кто хотел плакать, – плакал при всех, и чувство естественного стыда удесятеряло его муки. Тот, кто хотел покончить с собою, – ночью, под одеялом, сжав зубы, осколком стекла пытался вскрыть вены на руке, но чей-либо бессонный взор быстро обнаруживал самоубийцу, и товарищи обезоруживали его. Эта жизнь на людях была добавочной пыткой, но в то же время она помогла многим перенести их невыносимые мучения.

Источник: Н.А. Заболоцкий. История моего заключения. // Избранные сочинения. – М.: Художественная литература, 1991. – С. 338-339. / Цит. по: vikent.ru/enc/5606.

Может ли быть обратный процесс, когда находился один, кто менял жизнь толпы и был способен привить БО новые порядки – и не просто выстоять, но вывести людей на новый уровень? Безусловно, да. 

Яркий пример – педагог Антон Макаренко и коммуна им. М. Горького, в которой он менял в лучшую сторону молодых уголовников и беспризорников, формируя из них достойных членов общества. В одном из разделов «Педагогической поэмы», пожалуй, своего главного произведения, он описал процесс становления коммуны и ее дальнейшего объединения с коммуной им. Ф.Э. Дзержинского. Его «детище» к этому моменту уже было полноценным и независимым сообществом молодых людей, умеющих учиться, трудиться и живущих одной семьей. Вторая коммуна, когда там появился Антон Семенович, была рассадником грязи (во всех смыслах этого слова). 

ЦИТАТА. Мы вошли в спальню. На изломанных грязных кроватях, на кучах бесформенного мусорного тряпья сидели беспризорные, настоящие беспризорные, во всем их великолепии, и старались согреться, кутаясь в такое же тряпье. У облезшей печки двое разбивали колуном доску, окрашенную, видно, недавно в желтый цвет. По углам и даже в проходах было нагажено. Здесь были те же запахи, что и на дворе, минус ладан.

Нас провожали взглядами, но головы никто не повернул. Я обратил внимание, что все беспризорные были в возрасте старше шестнадцати лет.

Источник: А.С. Макаренко. Педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1984. – С. 280-281. На сайте издательства «LIVREZON» есть более полная история о том, как А. С. Макаренко боролся с разрухами в головах «куряжцев». Любопытным рекомендуем к прочтению. 

Как видно из примеров, изменения не всегда носят положительную динамику. Более того, БО часто играет «в минус» личности, которая стремится к развитию. Чтобы противостоять отрицательному влиянию, нужно научиться его отслеживать. Предупрежден – значит вооружен. Зная методы и инструменты, с помощью которых окружающие давят на человека, можно действовать – ослаблять негативное влияние и усиливать положительное. 

Отследить, как БО влияет на вас, можно, только когда есть конкретная задача. Тогда становится видно, где именно БО вас поддерживает, где откровенно мешает и саботирует, а где отстраняется и занимает нейтральную позицию (что, кстати, тоже неплохо). Мы, следуя теме исследования, взяли в качестве задачи постановку и коррекцию привычек. На этом примере далее будут формулироваться рекомендации. Однако вы можете взять свою задачу и решить ее, пройдя аналогичным путем. 

Мы разделили текст на четыре части. 

Первая расскажет о том, с помощью каких принципов и инструментов БО влияет на формирование личности в детстве и как это влияние переносится во взрослую жизнь. Здесь же будут сформулированы рекомендации, как действовать, чтобы усиливать поддержку и минимизировать саботаж. Вторая часть содержит в себе описание механик – как именно закрепляется привычка. В третьем материале мы расскажем, как избежать негативного влияния БО и сделать его соратником. Наконец, четвертая часть представит собой чек-лист, чтобы проанализировать свое окружение и начать действовать.

Ближайшее окружение и формирование привычек

Из предыдущих примеров мы видим, как «перепрограммируется» личность, попадая в новые условия. Она пластична, меняя стиль жизни, мышление, отношение к окружающему пространству и даже к самому себе. Теперь, если рассматривать человека не как целостную личность, а как набор определенных привычек: типов реакций на ситуацию, способов действования, наборов психоэмоциональных реакций, – то мы можем отследить, как именно они вырабатываются и какую роль в этом играет ближайшее окружение. 

ЦИТАТА. Социальное научение – это путь приобретения человеком общественно-исторического опыта через усвоение содержательных компонентов человеческого поведения. Реализуется оно в двух основных направлениях: путем подражания (так же, как и у животных) поведению других людей; и путем представления внешних влияний и ответных реакций на них символически, в виде «внутренней модели внешнего мира» (Альберт Бандура). Последнее сопряжено непосредственно со значением знаков, усвоенных в прошлом опыте человека.

Источник: Психотерапевтическая энциклопедия. / Под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб.: Питер, 2006. – С. 72-773. / Цит. по: msk.treko.ru/show_dict_719.

Воспитание внутри семьи – первый этап выработки привычки 

Влияние БО на личность начинается с рождения: родители, дедушки и бабушки, братья и сестры и другие родственники практически директивно формируют первые привычки. Кто-то назовет это воспитанием, но по сути это первичное обучение детей правильным – то есть, принятым в данной семье, – реакциям на различные ситуации: бытовые, поведенческие, межличностные и др.

Рассмотрим конкретные примеры устанавливаемых привычек

Чистота, гигиена и порядок

Родители вовремя занимаются гигиеной малыша, приучают его вытирать рот после еды, чистить зубы и умываться по утрам. Когда ребенок начинает ходить, его привлекают к уборке игрушек. Педагоги могут рассказать вам множество приемов, как это делать через игру. 

Постепенное делегирование задач учит детей поддерживать порядок. На данном этапе важным условием формирования привычки является личный пример родителей. Именно это сочетание прививает ребенку правильные привычки

ПРИМЕР. У меня никогда не было проблем с уборкой. Я помню, что с детства мы с мамой все делали вместе: мыли полы, утюжили белье, готовили есть. Это не было проблемой или чем-то неприятным. Я помню, как мама протирала полки и шкафы наверху, а я ходила со своей тряпочкой и все протирала снизу, куда доставала. Мама чистила овощи, а я их мыла. Мама стирала белье, а я помогала прокручивать его через отжималку. Мама развешивала простыни и полотенца, а я – колготки и носки, платочки. 

С папой мы каждое утро делали зарядку и умывались холодной водой. 

Честно говоря, не знаю, как бы это было, если бы мама работала, но она всегда была домохозяйкой, сколько ее помню. 

Из опроса. Респондент предпочел остаться анонимным. 

Здоровый образ жизни

Здоровый образ жизни, совместные занятия с ребенком, полезные для здоровья игры и времяпрепровождение на свежем воздухе дает плодородную почву для полезных привычек

ПРИМЕР. Когда мы с братом были мелкими, мы занимались с отцом, он нас закалял. Подъем – в 6 утра: зарядка, бег, потом ведро воды из колодца. Вечером, перед сном, обязательно отжимались. Нам было весело. Сейчас не обливаюсь – в городе с этим проблематичней, чем в деревне, но турник во дворе между деревьями я повесил. Утром хожу. Вместо бега – «качалка».

Из опроса: Сергей Л.

Опросив более ста человек, мы обратили внимание на определенную тенденцию: если родители уделяют время физическому развитию детей, хотя бы через утреннюю зарядку, то эта привычка сохраняется довольно долго. И даже если она сбивается во время учебы в вузе, позже человек заменяет ее другими видами физической активности. Респонденты отмечают, что «организм требует».

Воспитание характера

Роль родителей высока и когда речь идет о воспитании в условии трудных жизненных ситуаций. Например, если отдельная семья и общество вокруг расходятся во взглядах и вынуждены развиваться разными путями. Одни родители, оказавшись в такой ситуации, передадут детям механизмы так называемой выученной беспомощности. Другие же включат их в процесс «выживания», будут давать поручения и делать частью взрослого мира. Это воспитывает силу характера, тренирует стойкость к будущим жизненным трудностям, волю делать то, что требуется, а не что хочется. 

ЦИТАТА. Мама не виновата, что мне [Одри Хепберн – прим. LIVREZON] пришлось пройти вот такую школу, она сама проходила эту страшную школу вместе со мной. Зато после войны могли смело смотреть в глаза остальным, потому что помогали Сопротивлению, потому что были как все.

Для меня самой трудной в первые месяцы оккупации, пока еще не стало совсем уж голодно и я еще могла брать уроки тан­цев, оказалась необходимость скрывать, что я имею англий­ские документы, что у меня английское имя и отец в Англии, Тогда я стала вместо Одри Эддой и вынуждена разговаривать только по-нидерландски. […]

День за днем, месяц за месяцем мы выживали. Усиливалось сопротивление фашистам, в ответ усиливались репрессии, участились расстрелы, все меньше продуктов выдавали по карточкам, все больше становилось запретов. Мы, дети, не всегда серьезно воспринимали опасность, смертельную опасность.

Не помню, чтобы было очень страшно, когда под стельку моей туфельки вкладывали записку с сообщением, а я часами играла на улице, дожидаясь, когда ее заберет связной. Игра, не больше. Но позже, уже имея собственных мальчиков, я задумалась, каково же было маме, прекрасно понимавшей, какой она подвергает опасности меня! Каково это матери, знающей, что один сын пропал без вести, уйдя на войну (потом брат вернулся, побывав в плену), второй чудом избежал расстрела, но увезен на работу в Германию, а дочь носится по Арнему с записками для бойцов Сопротивления или разыскивает в лесу сбитого английского летчика, рискуя жизнью!

Для нас, детей, участие в Сопротивлении было скорее своеобразной игрой, конечно, мы понимали, что это опасно, но вряд ли осознавали всю серьезность этой «игры». Просто по Арнему носилась компания подростков, выполняющая роль связных. Главным было не раздражать немцев и не казаться взрослее, чтобы не отправили на работы или в лагерь. Так попался при облаве мой брат и чудом выжил на принудительной работе в Германии.

Источник: О. Хепберн. Признания в любви. Образ чистой красоты. – М.: Яуза-пресс, 2015. – С. 14-18. / Пример предоставлен клубом LivreLady.

Любовь к познанию, к обучению

Многие взрослые отмечают у себя недостаток в умении ставить цели, доводить работу до конца, в желании развиваться и познавать новое. В то же время, читая биографии великих писателей, ученых, педагогов, мы видим, как они отмечают важность действий родителей в постановке интеллектуальных навыков. 

К сожалению, родители прививают детям не только вечное, доброе и светлое. Встречаются семьи, в которых воспитание отпущено на самотек. Такие дети набираются опыта самостоятельно, перенимают модели поведения взрослых, впитывают в себя те нормы, внутри которых они существуют. 

«Свинское» отношение к окружающему миру

Если для родителей норма – это грубые, порой, шовинистские высказывания, то ребенок будет перенимать эти понятия. Если они не ругаются матом, а разговаривают на нем, то для «маленького человека» это превратится в норму коммуникации. В конце концов, если взрослые бросают мусор мимо урны, оставляют после пикника грязную поляну, обманывают и воруют, то эти «жизненные принципы» станут аксиомами и для ребенка. 

Наверняка многим попадались «смешные» ролики в интернете, а кто-то наблюдал это и в жизни, когда родители дают маленьким детям пиво или сигареты, смеясь и подбадривая их в данном начинании. К чему это приводит? ЗависИть от того, какая среда, помимо близких взрослых, будет окружать ребенка – учителя, одноклассники, друзья во дворе. 

Интересным наблюдением поделилась со мной педагог.

ПРИМЕР. У меня в классе есть несколько детей из неблагополучных семей. У двоих из них, мальчишек, серьезные проблемы. Уже в пятом классе они вовсю дымили и пили пиво. Их родители – алкоголики, они живут в неблагополучном районе и во дворе общаются со старшими мальчишками с не менее трудной судьбой. Ребята катятся по наклонной и я ничего не могу сделать.

С другой стороны, в классе есть брат и сестра, их социальные условия тоже не лучшие: родители в тюрьме, растут с бабушкой. Бабушка выпивает. Но дом, в котором они живут – общежитие – не плохое. Им есть где делать уроки, да и во дворе нормальные ребята. По ним видно, что они тянутся выше, видят разницу. 

Из опроса: Светлана Олеговна, педагог.

Безусловно, многие из вас знают об этом, и описанная мысль не вызывает ни капли удивления. Однако наша задача – указать на связь между, казалось бы, банальной закономерностью и ее влиянием на «взрослые» установки, которое в гораздо меньшей степени поддается контролю. 

Способы коммуникации

ПРИМЕР. Он [ученик] постоянно бил сестру. Не так сказала, не так посмотрела. Школьный психолог, к которому мы его отправили, потом сказала, что он даже не думал, что свои эмоции можно выражать как-то по-другому. Отец бил и их, и мать – сын стал вести себя так же. А девочка транслировала поведение матери – терпела, плакала, забивалась в угол. 

Из опроса: Светлана Олеговна, педагог.

Способы коммуникации усваиваются детьми так же быстро и крепко. Если родители решают вопросы исключительно с помощью кулаков и ссор, мата и битой посуды, то ребенок повторяет такое поведение. 

В 1961 американский психолог Альберт Бандура и его коллеги провели социально-психологический эксперимент, чтобы выяснить, как быстро дети перенимают агрессивные модели поведения взрослых (A. Bandura, D. Ross & A. Sheila. Imitation of film-mediated aggressive models, 1963), – известный эксперимент с куклой Бобо. Не будем его пересказывать – отметим лишь результат. Дети, которые наблюдали, как взрослые бьют куклу, демонстрировали значительно больше самостоятельных агрессивных поведенческих реакций, чем те, кто наблюдал за «спокойным» взрослым. Причем, испытуемые чаще имитировали поведение взрослых своего пола: мальчики повторяли за мужчинами, девочки – за женщинами. 

Понимали ли дети, что их действия носят агрессивный характер? Испытывали ли они реальную агрессию к игрушке? Нет. Они просто воспроизводили увиденные ранее действия. Что же говорить о ситуации, когда ребенок находится внутри таких отношений, является их частью. 

Чувство неполноценности

Кроме моделей поведения и взаимодействия с окружающим миром, родители помогают ребенку определить свое место в жизни, отношение к себе, ощущение себя. Если с детства внушать, что он плохой, некрасивый, неудачливый и что само его рождение – обуза для родителей, то он превратится в невротика со множеством негативных психозащит, психотравм и уничтоженной самооценкой. 

Есть много примеров, как уже взрослые мужчины и женщины, обладая профессиональными знаниями и умениями, просто не могут претендовать на хорошую работу с большей зарплатой, – они считают себя недостойными. Красивые и умные женщины связываются с абьюзерами, терпят побои и унижения, просто потому что им внушили, что большего они не стоят. 

ПРИМЕР. Я врач. У меня куча дипломов и есть научные статьи. Сотни благодарных пациентов. А я все равно каждый раз думаю, что я ниже плинтуса. Стоит поговорить с мамой, и понимаю, что я ничто. Да и вся моя жизнь – сплошная неудача. Не то, что у сестры. У нее муж и дети. А вот дочь ее подруги – бизнесвумен. А еще одна знакомая – у нее своя практика (и плевать, что речь про йогу). А я всего лишь хирург в одной из крупнейших клиник Москвы. 

Всегда пыталась доказать матери, что я не обуза, не испорченный ребенок. Круглая отличница всегда. Красный диплом в школе и в институте одна из лучших. А толку?

Из опроса. Респондент предпочел остаться анонимным. 

Не будем копаться в чужих головах, но важно понимать, что окружающие способны повлиять на наши привычки в самом широком смысле: от того, какую еду мы предпочитаем, до того, как принимаем самые важные решения в жизни. И влияние это идет ссамого рождения. 

С возрастом окружение меняется, но механизм остается прежним

Дети выросли и превратились во взрослых дядюшек и тетушек. Сменили окружение, минимизировали общение с «токсичными» родственниками, переехали и… Попали в новые отношения под новое влияние, и взаимодействие с БО продолжилось.

Способ ведения хозяйства

Живете с девушкой, женой, соседом? Придется договариваться, как разделить обязанности и распределить бюджет. Раньше вы сами принимали решения либо слушались родителей? Теперь придется открывать рот и обсуждать насущные проблемы. Иногда не без ссор. 

Наиболее частый тип проблемы у молодых пар – «отвоевывание» территории, особенно остро этот вопрос стоит в начале отношений, когда гормоны кипят и все ситуации кажутся во сто крат серьезнее, чем есть на самом деле. Как именно вы будете договариваться? Обратите внимание, что на данном этапе вы вырабатываете приемлемые способы коммуникации, которые со временем закрепятся и станут привычными внутри отношений. 

ПРИМЕР 1. Мы оба и учились и работали, поэтому дел дома особо не накапливалось. Когда я захотела взять кота, то муж сразу сказал, что к животному он отношения не имеет. Поэтому кот был на мне. Еду не готовили – брали в кулинарии около дома. Уборку делал робот-пылесос. На своих полках муж убирал сам, я на своих. Со стиркой – я загружала, а муж вешал, я утюжила рубашки. Посуда никогда не вызывала вопросов – мыли по очереди. 

Из опроса: Вероника.

ПРИМЕР 2. По каждому вопросу – война насмерть. 

Он привык по пятницам встречаться с друзьями. Они выпивают – это означает, что суббота у нас вылетает. В итоге договорились, что встречи будут не каждую неделю, а раз в месяц. Аналогично и с моей стороны: его бесят мои подруги, поэтому «девичник» я устраиваю тоже раз в месяц. Договорили: и овцы целы, и волки сыты.

Когда дело дошло до отпуска, снова началась война. Я люблю горы, а он – море и тюленем лежать на пляже. Несколько лет ругались, а потом договорились отдыхать отдельно. Друзья нам мозг весь проели на тему курортных романов и сильных мужиков у горного костра. Но у нас с этим все в порядке. По две недели в год отдыхаем отдельно, еще две проводим в походах по музеям, поездкам по России или на даче. 

Из опроса: Арина.

Самооценка

Абсолютно так же механизм срабатывает и на уровне самооценки. Теперь не родитель, а партнер высказывает свое «фи» либо «вау!» относительно вашего внешнего вида, стиля, поведения, манеры общения. Опять-таки, в начале отношений, когда человек наиболее восприимчив к высказываниям партнера, он легко поддается на влияние и меняет привычные модели. 

ЦИТАТА. Джеймс Уатт, первым создавший паровую машину, пережил две любопытные полосы в отношениях с женщинами. [...] 

Вторая жена его [...] ненавидела кожаные фартуки и запачканные руки мужа, так что Уатту пришлось перенести мастерскую на чердак, где он мог считать себя в безопасности от её веника и ведра с водой. От её «мании чистоты» страдали даже её собачки, которые не смели переступить порог, прежде чем им не вытрут лапки. Когда она ложилась спать, а муж в условленное время не следовал за нею, она приказывала слуге загасить у него свечи, даже в том случае, когда он принимал гостей. Суровая домашняя обстановка вынуждала Уатта по целым дням оставаться у себя на чердаке, где он сам же готовил себе скромные обеды. 

Нет худа без добра. Трудно сказать, сделал бы Уатт свое великое открытие, будь у него жена более ласковая и покладистая, приковывавшая больше, чем мастерская.

Источник: Н. Дубинский. Женщина в жизни великих и знаменитых людей. – М.: Республика, 1994. – С. 261. / Примером поделился И.Л. Викентьев.

Привычки через противодействие

Все эти примеры показывают, как именно окружение влияет на человека и как легко личность поддается этому влиянию и идет на поводу, подстраиваясь под навязанные «нормы». Но случаются и обратные ситуации, когда поведение человека становится полной противоположностью того, что требует БО. 

В среде люмпенов и маргиналов

Ярким примером такого противодействия служат ситуации, когда в неблагополучных семьях дети тянутся к лучшей жизни, вкладываются в обучение. Они перенимают положительные модели не в ближнем окружении, а среди соседей, друзей, в школе. 

ПРИМЕР. Я помню этот переломный момент, когда вдруг дошло, что если я не возьмусь за ум, то останусь жить с родителями, в их квартире, в их хаосе. Без каких-либо шансов на будущее. Мне было 14 лет. Помню, что подошла тогда к учительнице математики и попросила объяснить урок, потому что я ничего не поняла. Но она не стала сразу объяснять – вместо этого начала разговаривать. 

Я рассказала ей обо всех своих страхах и о том, что хочу хорошего будущего. Говорили мы долго. Помню, как ревела и всхлипывала. А потом она сказала, что будет со мной заниматься дважды в неделю после уроков. И еще попросила физичку меня подтянуть.

Из опроса: Алина.

Отношения родителей

Ту же ситуацию можно увидеть в семьях, где супруги – сторонники максимы «бьет – значит любит». Они применяют вопли и моральное насилие внутри межличностных взаимодействий. Когда у ребенка есть возможность сравнить свою семью во всей ее красе с другими, где вопросы решают иначе, где любовь проявляется не матом и шлепками, а через нежность и объятия, и где агрессии противопоставляется спокойствие и разговор, ребенок стремится к положительной системе коммуникации. Часто на это требуется время, потому что «подложка» все равно уже есть, и приходится переучиваться. 

ПРИМЕР. Родители либо не общались вообще, либо общались криком. Отец пил, он запойный алкоголик, а мама… У нее была какая-то фишка: когда отец напивался, она начинала «клевать» ему мозг и не останавливалась, пока он не начинал орать и швырять вещи. Я помню, как мне было страшно. 

С другой стороны, я видела пример моих дедушки и бабушки. С какой нежностью они относились друг к другу, с заботой. Они жили в деревне, а потому дед тоже выпивал – в деревне это норма. Но когда дед был пьян, бабушка укладывала его спать, а обижалась только утром и только если он вечером начудил. Бывало у него, что мог крепкое словцо сказать. Потом утром приносил ей васильки, если было лето, а зимой накрывал ее шалью. 

Когда я возвращалась в город к родителям, я видела отношения матери и отца и понимала, что в моей семье такого не будет. 

Из опроса: Кристина.

Инвестиции в развитие

А что же со взрослыми? Да в общем-то, то же самое. Часто бывает, когда один из супругов лежит на диване и «тупит» в сериалы, этот наглядный пример негативных изменений и деградации становится стимулом к изменениям. И это тоже противодействие текущей модели. 

Кто-то начинает заниматься спортом, кто-то – личным развитием и повышением квалификации. В момент, когда один из супругов растет, другой либо цепляется за ним и тоже начинает меняться, либо, наоборот, противодействует и всем своим видом показывает, как же ему хорошо.  

ПРИМЕР. Она мне очень нравилась, и я был счастлив, когда мы начали встречаться. Вот знаешь, бывает, что мечта сбывается, и ты как ракета! Вот тут то же самое. Мы гуляли, смотрели сериалы, если пельмени с майонезом, ну, интим и прочее. И так день за днем. И что-то уже шарм пропал. 

Друзья стали тыкать, что я пузо отрастил. Кто-то из стажеров уже повысился или сменил работу. Я тогда решил в качалку ходить. А девушка начала возмущаться, что я стал меньше времени ей уделять. Ходить в зал со мной она наотрез отказалась. 

Я начал расти. За залом, и на работе начался подъем, а она продолжала тупить в сериалы. Расстались мы года через два. Она говорила, что я ее «кинул» и променял на спортзал… 

Из опроса: Олег.

Еще о негативных сценариях

Мы рассмотрели противодействие разрушительным стереотипным моделям. Но только ли такие модели могут вызывать противодействие? Конечно же, нет. Существует и обратная связь: мы уверены, вы без труда вспомните примеры «интеллигентных» семей, в которых вырастали «асоциальные» дети. Возможно, их передавили и родители были слишком требовательны, не давая ребенку заниматься действительно детскими занятиями. Разрушительные воздействия, вызывающие борьбу, внешне могут казаться правильными и хорошими, хотя последствия могут быть обратными. 

Еще один пример негативного взаимного влияния – когда спортсмены/ки и красавцы/ицы, вступая в отношения, расслабляются. Если каждый раз приходилось уговаривать себя заниматься спортом, то в отношениях появляются взаимные «оправдашки» – можно успокоить партнера и уговорить его однажды полениться. И вот уже два тюленя шлепают ластами отдыхать на морюшко…  

Мы думаем, вы и сами можете привести не один пример того, как родители влияют на своих детей, как взрослые в паре меняют друг друга и как коллеги по работе помогают или работать в ритме, или халтурить. Каждое влияние, еще раз повторим, способствуют постановке определенных привычек

В этой статье мы рассмотрели только виды этого воздействия, в следующих мы расскажем о конкретных инструментах борьбы с «социальным разложением». А пока вы не перешли к новым частям, вот вам задание. 

• Устройте мысленное путешествие в прошлое – вспомните примеры из вашего детства, когда вы противодействовали заданиям родителей. Что именно вы делали?  • Какие привычки привили вам родители? • Если вы несколько раз меняли работу, проследите, менялась ли ваша активность и продуктивность в зависимости от коллектива? • Вспомните, как менялись ваши знакомые и друзья после того, как вступали в отношения? • А МЕНЯЛИСЬ ЛИ ВАШИ ПРИВЫЧКИ? 

В оформлении статьи использовано изображение с сайта psihter.ru. Первоисточник материала – База знаний издательства «Ливрезон».